Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Диспозиционная норма ст 117 в конституции

Диспозиционная норма ст 117 в конституции

Нормы и принципы конституции

Замечание 1 Нормы конституции представлены правовыми нормами, регулирующими общественные отношения, которые составляют предмет конституционного права. Нормы конституционного права обладают своими характерными особенностями. Отличаясь от правовых норм иных отраслей, как правило, имеющих гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формируется, как правило, только гипотеза и диспозиция, а санкции устанавливаются в актах других отраслей права: административного, уголовное и т.

п.Нормы конституционного права подразделяют на группировки, то есть классифицирую. Данная классификация может производиться по разнообразным критериям, признакам.

В юридической науке есть множество подобных критериев.

Зависимо от объекта правового урегулирования нормы конституционного права подразделяются на такие группировки:

  • укрепляющие федеративную устроенность — гл. 3 Конституции, нормы Федеративного Договора;
  • формирующие правовой личностный статус, свободы и права гражданина и человека — гл. 2 Конституции, законодательные акты «о гражданстве Российской Федерации», «о статусе иностранных граждан»;
  • контролирующие порядок деятельности и формирования системы органов власти государства гл. 4-8 Конституции, законодательство о выборных мероприятиях, о депутатском статусе.
  • укрепляющие и регулирующие базисы конституционного строя РФ – гл. 1 Конституции Российской Федерации;

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту По характеру содержимых предписаний нормы конституционного права классифицированы на следующие:

  • управомочивающие нормы, представленные статьями 20, 83 Конституции РФ;
  • запрещающие нормы, представленные статьей 13 Конституции РФ.
  • обязывающие нормы, представленные статьями 58, 59 Конституции РФ;

По степени определенности содержимых предписаний разделяют следующие:

  • диспозитивные нормы, представленные ст. 66 Конституции РФ.
  • императивные нормы, представленные ст.

    72 Конституции РФ;

По форме закрепления (юридической силе) данные нормы подразделены на:

  • содержимые в других актах законодательного характера.
  • конституционные нормы, то есть обладающие верховной юридической силой;

Конституционно-правовые нормы могут объединяться в правовые институты по признакам урегулирования однородных и взаимно связанных общественных отношений, которые имеют относительную обособленность. Такими представляются институт гражданства, институт избирательного права и пр.

Замечание 2 Принципы Конституции представляются основными идеями, руководящими (основополагающими) положениями (началами),определяющими содержание и направленность правового урегулирования. Они формируют основу образования и реализации конституционного права, ориентируются на последующую демократизацию всех областей жизни общества, установление правовой государственности. На основании конституционных принципов реализацию получают не лишь конституционные институты и нормы, но целая правовая система России.

Они служат определенным ориентиром правоприменительной и правотворческой деятельности государства.

  • Равноправие и полноправие граждан, гарантии прав и свобод. Данный принцип состоит в признании человека, его свобод и прав в качестве высшей ценности. Ст. 19 К. РФ установила: Все являются равными перед судом и законом. И после подчеркнуто, что государство гарантирует равенство свобод и прав гражданина и человека вне зависимости от расы, пола, национальности, происхождения, языка, должностного и имущественного положения, места проживания, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, убеждений, а также иных обстоятельств. Запрещены всяческие формы по ограничению прав граждан по признаку расовой, социальной, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Женщина и мужчина обладают равными правами и свободами и равными возможностями их реализации.
  • Разделение властей. Данный принцип считается новым в конституционном законодательстве России, он закрепляется в статях10 и 11 Конституции РФ. Его суть: власть государства в РФ реализуется на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
  • Законность. Провозглашение РФ правовым государством предполагает укрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого находится в строжайшем соблюдении законодательных требований. Данный принцип находит собственное отражение в статье 15 К. РФ, которая устанавливает верховную юридическую силу и прямое воздействие Конституции по всей территории РФ. В п. 2 ст. 15 закреплено, что властные органы государства, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общности обязаны соблюдать Конституцию РФ и законодательство.
  • Государственное единство. Для многонационального федеративного государства решающим значением обладает проведение в Конституции принципа единства государственности. Данный принцип находит собственное отражение в Преамбуле и статье 4 Конституции РФ, где устанавливается, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространим на всей ее территорию.
  • Многопартийность и идеологическое многообразие.
  • Самоопределение и равноправие народов. Данный принцип обуславливается многонациональным характером государства и ее федеративным устройством. Данный принцип закрепляется в РФ;
  • Гуманизм. В признании человека наивысшей ценностью отражается принцип гуманизма, что значит заботу о человеке, о полнейшем развитии его физических и духовных качеств, условиях жизни материального плана.
  • Демократизм и полновластность народа. Суть данного принципа состоит в том, что статья 3 К. РФ установила принадлежность народу всей полноты власти в государстве. Носитель суверенитета и единственный в РФ, подчеркнуто в данной статье, — ее многонациональный народ.

Понятие и виды норм конституционного права

Нормы конституционного права, сохраняя общие юридические свойства, отличаются от норм других отраслей права не только содержанием, но и структурой, а иногда и юридической природой. Осуществляя государственное регулирование общественных отношений, нормы конституционного права имеют разную форму изложения своих требований, разную степень обобщенности этих требований, что непосредственным образом сказывается на структуре конституционно-правовых норм.

В них не всегда точно и ясно проявляется классическая триада структуры правовой нормы — гипотеза, диспозиция и санкция.

В любой конституционно-правовой норме можно выделить диспозицию, т.е. содержание самого правила или принципа, остальные структурные части не всегда на виду, хотя при глубоком анализе этих норм можно прийти к выводу, что и они присущи нормам этой отрасли права. Так, главным условием — гипотезой — действия всех конституционно-правовых норм (поскольку в основе их регулятивного назначения лежат отношения, связанные с государственной властью) является принадлежность власти народу.

Однако вряд ли необходимо это условие повторять в каждой конституционно-правовой норме, оно просто предполагается.

В некоторых же нормах, наряду с этой общей гипотезой, предусматриваются более конкретные условия, которые в виде гипотезы и включаются в соответствующую норму. Например, норма, содержащаяся в и. 2 ст. 6 Конституции РФ, закрепляет положение о том, что все граждане на территории Российской Федерации обладают равными правами и свободами и несут равные обязанности при условии, что они предусмотрены Конституцией РФ.

2 ст. 6 Конституции РФ, закрепляет положение о том, что все граждане на территории Российской Федерации обладают равными правами и свободами и несут равные обязанности при условии, что они предусмотрены Конституцией РФ. Такую гипотезу можно найти во многих нормах конституционного права, а вот классическую формулировку гипотезы как условия, при котором начинает действовать диспозиция нормы, в конституционном праве можно встретить очень редко.

Согласно и. 2 ст. 36 Конституции РФ действие этой нормы (свободное владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами) начинается только при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Что касается такой структурной части правовой нормы, как санкция, т.е.

фиксированные последствия невыполнения предписаний нормы, то она крайне редко содержится непосредственно в конституционно-правовой норме, хотя это не означает безнаказанность невыполнения ее требований.

Закрепляя обязательность выполнения конституционно-правовых норм для всех физических лиц и организаций, государство оставляет за собой право взыскания в различных формах с нарушителей правил конституционного права, иногда четко обозначая эти последствия в нормах других отраслей права (например, в нормах уголовного права, предусматривающих ответственность за преступление против государства).

В таких источниках конституционного права, как законы, можно чаще найти примеры норм, включающих в себя все три структурные части. А в Конституции РФ лишь с определенной натяжкой к таким нормам можно причислить некоторые правила, записанные в и.

3 ст. 41, ст. 111 и 117 Конституции РФ. Исходя из специфики структуры конституционно-правовых норм (наравне с конкретными), выделяют нормы-цели и нормы-принципы.

Нормы-цели выражают стремление государства способствовать возникновению соответствующих отношений, моделирование именно данного способа регулирования важных для общества отношений, которых еще нет, но они должны возникнуть в ходе целенаправленной деятельности всех субъектов конституционного права.

Таких норм, носящих программный характер, могут быть лишь единицы, ибо любой правовой акт государства, в том числе и Конституция РФ, это не программа. Так, в Конституции РФ 1993 г.

можно назвать три — пять норм такого юридического характера.

Например, норма 1 ст. 2 Конституции РФ

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью»

на данном периоде развития нашего государства является нормой-целью. Нормы-принципы регулируют уже действующие отношения, но выражают свои требования в общем виде закрепления правовых принципов, которыми обязаны руководствоваться все физические и юридические лица, все государственные органы, органы местного самоуправления и общественные организации. Для непосредственного применения таких норм требуется их детализация, конкретизация в нормах текущего законодательства, которые не могут противоречить этим нормам-принципам, а должны в главном строго соответствовать им, признавая их первичность.

Таких норм в Конституции РФ подавляющее большинство, причем довольно часто в самой конституционной норме дается ссылка на обязательность принятия закона, в котором должны быть конкретизированы положения, закрепленные нормой-принципом (например, п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 36, п. 4 ст.

37, п. 3 ст. 40, п. 4 ст. 81 Конституции РФ). Нормы конкретного (непосредственного) действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений. Такие нормы, как правило, характерны для законов, указов, носящих конституционно-правовой характер.
Такие нормы, как правило, характерны для законов, указов, носящих конституционно-правовой характер. Что касается Конституции РФ, то в силу ее специфики как основного закона таких норм в ней меньшинство, хотя они есть (ст.

97 Конституции РФ, все нормы которой носят именно характер конкретного действия и некоторые другие нормы). Необходимость научной классификации норм диктуется задачей более глубокого их изучения и обусловлена неоднородностью их конкретного содержания, рассредоточением по разным правовым актам.

Поэтому в основу классификации рассматриваемых норм должны быть положены прежде всего те сферы общественных отношений, которые регулируются ими, а также основания, которые в наибольшей мере отражали бы наиболее существенные свойства конституционноправовых норм.

Думается, что этим требованиям наиболее полно отвечают следующие основания классификации.

  1. 2. По источникам, т.е. по видам нормативных актов, в которых содержится та или иная конституционно-правовая норма.
  2. 1. По содержанию общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами конституционного права.
  3. 3. По территории действия конституционно-правовые нормы делятся на три группы — общефедеральные, действующие на территории отдельных субъектов Федерации и нормы, действующие на территории функционирования соответствующего законодательного органа местного самоуправления.

Общефедеральные конституционно-правовые нормы действуют на территории всей Федерации и принимаются только федеральными органами, на территории субъекта Федерации действуют нормы, принятые как федеральными органами государственной власти, так и органами отдельных субъектов, при этом важным требованием является соблюдение принципа разграничения полномочий Федерации и ее субъектов. Это же требование относится и к нормам, содержащимся в актах, принимаемых органами местного самоуправления.

  1. 5. По степени определенности предписаний, содержащихся в конституционно-правовых нормах, последние делятся на две группы — императивные и диспозитивные.
  2. 4. По времени действия конституционно-правовые нормы могут быть постоянными и временными. Постоянные конституционно-правовые нормы не имеют установленного срока действия, тогда как временные содержат такой срок (например, временный характер носила норма, содержащаяся в п. 7 раздел II Конституции РФ).

Императивные нормы, которых подавляющее большинство в конституционном праве, содержат строгое предписание, допускают только одно возможное поведение.

Например, норма, содержащаяся в п. 2 ст. 14 Конституции РФ, закрепляет непреложное правило — все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Таким образом, императивная норма выступает не только как объективная закономерность всеобщности и обязательности данного правила, но и как требование однотипности его реализации.

К числу императивных относятся нормы категоричные, не допускающие отступлений от предписанного ими правила. Например, такая норма содержится в ст. 6 Конституции РФ, в ч. 3 которой указывается, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Императивные нормы характерны для тех норм конституционного права, где стороны отношения находятся в неравном положении (отношения власти и подчинения).

Диспозитивные нормы, являясь всеобщими и обязательными (исходя из объективных потребностей), могут давать потенциальным участникам отношений право выбора: вступать или нет в эти отношения, действовать или воздержаться от действий. Сюда относятся почти все нормы, устанавливающие права и свободы граждан, и небольшое количество норм, имеющих другое содержание. Например, и. 2 ст. 117 Конституции РФ содержит норму, дающую Президенту РФ право принять решение об отставке Федерального правительства (следовательно, и право не принимать такого решения).

Норма, содержащаяся в и. 1 ст.

117 Конституции РФ, дает президенту право принять или отклонить прошение об отставке, поданное ему правительством.

Следовательно, в соответствии с требованиями этой нормы президент должен действовать, но каким образом — принять или не принять отставку — решает он сам. Статья 79 Конституции РФ, предоставляя право Российской Федерации участвовать в межгосударственных объединениях, оговаривает это право условием, если это участие не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России.

6. Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по характеру содержащихся в них предписаний.

По этому признаку выделяют три группы. Управомочивающие (или закрепляющие) определенные общественные отношения.

Таких норм в конституционном праве большинство. Управомочивающие нормы определяют права субъектов общественных отношений, установленные в нормах, действовать тем или иным образом.

Такой нормой является, в частности, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, устанавливающая право граждан участвовать в отправлении правосудия. К числу управомочивающих относятся нормы, закрепляющие полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст.

71—73 Конституции РФ), Президента РФ (ст. 83—86), Совета Федерации (ст.

102), Государственной Думы (ст.

103), Правительства РФ (ст. 114). В качестве управомочивающих можно рассматривать и нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и иные такого рода нормы, закрепляющие правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Обязывающие, где участникам правоотношений четко предписывается необходимость осуществлять определенные действия.

Обязывающие, где участникам правоотношений четко предписывается необходимость осуществлять определенные действия. В качестве примера можно привести ст. 106 Конституции РФ, согласно которой обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.

Запрещающие, когда норма категорически запрещает осуществлять указанные действия. В этих нормах совершение указанных действий не допускается, запрещается, а совершающие эти действия не вправе и т.п. Так, в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указывается, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации, в ч.

3 ст. 6 говорится о том, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его, в ч. 2 ст. 13 подчеркивается, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а в ч.

5 этой статьи запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, согласно ч. 3 ст. 15 неопубликованные законы не применяются и т.д.

Следует иметь в виду, что часто в одной и той же статье нормативного акта, в том числе и Конституции РФ, могут содержаться две или более норм различных по характеру предписаний. Так, в ст. 57 Конституции РФ первая норма носит обязывающий характер, а вторая — запрещающий.

Это тоже важно учитывать в практической работе юриста.

Поправки о приоритете Конституции предлагается внести в главу 3 Основного закона

20 январяГлава комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству, сопредседатель рабочей группы Андрей Клишас сообщали, что образованная президентом рабочая группа по подготовке изменений Конституции РФ будет собираться не менее двух раз в неделю, так как вопросов для рассмотрения очень много.

«В частности, необходимо выработать процедуру общероссийского голосования или, другими словами, определить порядок принятия поправок в Конституцию Российской Федерации через процедуру общероссийского голосования»

(Клишас)Также требуется регламентация самих поправок.

Например, речь идет об определении порядка внесения кандидатур, регламент урегулирования разногласий и т.д.». Владимир Путин 15 января подписал распоряжение о создании рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию РФ и утвердил состав ее участников. В группу вошли 75 политиков, законодателей, ученых и общественных деятелей.

Сопредседателями стали глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, а также директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева.Поправки, которые предусматривают приоритет Конституции РФ над международными договорами, предлагается внести в статью 79 (глава 3 Основного закона — «Федеративное устройство»). Рабочая группа подтвердила необходимость сохранения правовых позиций, направленных на уважение основных принципов международного права.

Поэтому речь идет о серьезной работе при разработке норм, усиливающих конституционные гарантии приоритета Конституции РФ.

В целях закрепления приоритета Конституции РФ предложено внести поправки в статью 79 Конституции РФ.Статья 79 Конституции РФ, входящая в главу 3 «Федеративное устройство»:»Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».Так же предлагается внести пункты об исполнении социальных обязательств государства в статьи 75 и 114 Основного закона.

Речь идет о таких изменениях: минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума и достойное пенсионное обеспечение.

Также предложено прямо закрепить обязанность правительства РФ обеспечивать исполнение указанных обязательств (поправки в статью 114 Конституции РФ).

Классификация норм конституционного права Российской Федерации

Особенности норм конституционного права обнаруживаются также через проведение их классификации. Конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения, роли и места в механизме правового регулирования. Однако, как заметил В. О. Лучин, в силу того, что они регулируют разнообразные отношения, они не могут не обладать некоторыми отличительными свойствами, которые обеспечивают выполнение ими специфических функций.

Их классификация заключается в подразделении норм на отдельные виды в соответствии с принятыми критериями в целях наилучшего изучения и использования их регулятивных качеств.

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям.

1. По юридической природе и степени обязательности эти нормы могут быть императивными, когда в них повелительно предписывается правило поведения, и диспозитивными, когда правилом предоставляется возможность выбора поведения. Примером императивных норм могут служить положения, регулирующие полномочия органов государственной власти, обязанности граждан Российской Федерации, а также определяющие обязательства по осуществлению каких-либо действий. Например, в соответствии со ст.

87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания РФ о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционными нормами основаниям.

В качестве диспозитивных норм можно привести положения ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которым если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ может принять решение об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу. К диспозитивным относятся также нормы, закрепляющие права и свободы.

Граждане Российской Федерации могут воспользоваться предоставленными им правами и свободами, а могут отказаться от них, за исключением тех, которые одновременно являются и обязанностью (например, право и обязанность воспитывать детей). 2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные.
2. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные.

Материальные нормы регулируют содержание поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что следует или нс следует делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения.

Несмотря на преобладание в конституционном праве материальных норм, процессуальные нормы обнаруживаются практически во всех разделах Конституции РФ: например, в статьях, определяющих порядок реализации прав и свобод (ч.

2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 25, 26, 33, ч. 3 ст. 35, ч. 3 ст. 40, ч. 3 ст. 43, ч. 2. ст. 45 Конституции РФ).

Процессуальный характер присущ некоторым нормам, регулирующим федеративное устройство (ч.

2 ст. 65, ч. 2–5 ст. 66, ч. 2, 3 ст.

67 Конституции РФ). Процессуальными по природе являются конституционные нормы, устанавливающие процедуру отрешения Президента РФ от должности, порядок осуществления им полномочий (ст. 81, 92 Конституции РФ); порядок формирования и деятельности палат Федерального Собрания РФ, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы и др.

(ч. 2 ст. 95, ч. 2 и 3 ст. 99, ст. 100, 101, 104–109 Конституции РФ).

В отличие от бинарных отраслей нрава, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные отрасли (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное отрасли права), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм. Так, материальные и процессуальные нормы одновременно содержатся в федеральных законах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, избирательную систему, референдум, формирование и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, осуществление конституционного судебного контроля и др. Примером неразрывной связи материальных и процессуальных норм могут служить также нормы, регулирующие федеральный законодательный процесс.

В частности, положения ч. 1, 4 ст.

105 Конституции РФ о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, являются по своей природе материальными нормами. В этой же статье имеются процессуальные нормы о том, что федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобряются более половиной от общего числа членов Совета Федерации.

Преобладание в конституционном праве материальных норм не умаляет значимости содержащихся процессуальных норм.

Именно посредством последних обеспечивается реализация материальных норм конституционного права. 3. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Первый вид норм – управомочивающие наделяют юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации.

Например, каждый в Российской Федерации имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы Российской Федерации и возвращаться обратно (ст.

27 Конституции РФ) и т.п. Именно управомочивающие нормы составляют основу правового регулирования прав и свобод человека, прав народа и других субъектов конституционного права, наделяемых правами и полномочиями. Обязывающие принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанности каждого платить установленные налоги и сборы (ст.

57 Конституции РФ), сохранять природу и окружающую среду (ст.

58 Конституции РФ), обязанности граждан Российской Федерации защищать Отечество. Такие нормы необязательно возлагаются только на конкретных физических или юридических лиц, индивидов или органы. Особенность обязывающих конституционно-правовых норм выражается в том, что они могут быть обращены к более абстрактным субъектам, например, к государству, народу, нации, территории.

Так, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ

«признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»

.

Запрещающие нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для определенного поведения. Например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». В соответствии со ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Слово «запрещается» зачастую используется напрямую.

Так, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ

«запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»

.

  1. 4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, – призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения, на срок действия договора и т.д.).
  2. 5. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:
    • а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;
    • б) на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий – региональные;
    • в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.
  3. б) на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий – региональные;
  4. а) в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;
  5. 7. Разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже было замечено, наряду с традиционными нормами, в конституционном праве встречаются нормы-дефиниции, принципы, декларации, цели, программы, разъяснения, дескрипции, символы, справки и др.

    Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.

  6. 6.

    Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся.

    С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции РФ), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.

  7. в) на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.

Приведенная классификация не выходит за рамки традиционно сложившихся взглядов. Вместе с тем для науки конституционного права интерес представляет расширение представлений о видах норм конституционного права. В частности, из конституционно-правовых норм можно выделить положения экстерриториального действия, т.е.

действующие вне пределов территориальных границ России. Например, российское законодательство о выборах и о гражданстве распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом и участвующих в выборах, а также пользующихся покровительством Российского государства на территории посольств и консульств за рубежом. В современной юридической литературе предпринимается попытка представить классификации, базирующиеся на критериях комплексного или смешанного характер.

Так, В. Е. Чиркин считает, что по характеру предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на стимулирующие, дозволяющие, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и репрессивные.

Думается, что примеры стимулирующих и дозволяющих норм являются по своему характеру, по сути, более частной разновидностью управомочивающих норм.

Такие нормы также предоставляют субъекту какое-либо право, однако обращают внимание на отношение к этому праворегулирующей стороны (государства).

В дозволяющих нормах сферы регулирования – отношения, которые при определенном поведении могут иметь нежелательные последствия, поэтому действия носителя прав ограничиваются использованием соответствующих слов: «может», «дозволено в определенных пределах», «если это не ущемляет права других» и т.д. Например, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде и нс нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.

2 ст. 36 Конституции РФ). В стимулирующих нормах, наоборот, указывается на поощрительное отношение к желаемому поведению.

Реализация предоставленного права имеет здесь особую значимость, связано с приумножением материальных или духовных благ, либо несет гуманистическую направленность. Так, в России

«поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»

(ч. 3 ст. 39 Конституции РФ). В Российском государстве поощряется также

«деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию»

(ч.

2 ст. 41 Конституции РФ). Довольно спорно выделение В.

Е. Чиркиным репрессивных норм (карающих за противоправные деяния) в качестве самостоятельного вида.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+