Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Импорт транспортные услуги ндс

Импорт транспортные услуги ндс

Импорт транспортные услуги ндс

Ставка НДС при оказании транспортных услуг

Copyright: фотобанк Лори На сегодняшний день положениями налогового законодательства в России утверждены три в размере 0%, 10% и 20%. Также в определенных ситуациях допускается полное освобождение от уплаты данного налога.

Рассмотрим, по каким ставкам исчисляется НДС на перевозки, в т.ч. по какой налоговой ставке облагаются НДС услуги по перевозке пассажиров. установлен гл. НК РФ. В НК РФ определено, что по облагаются следующие виды транспортных перевозок:

  • Внутрироссийские перевозки при условии, что пункт отправления или назначения находится в Крыму или г. Севастополе, а также в Калининградской области;
  • Международные перевозки товаров с применением речных, морских и смешанных типов судов, воздушных судов, а также железнодорожного и автомобильного транспорта, если пункт отправления или назначения располагается за пределами российской территории;
  • Перевозки пассажиров и багажа в следующих ситуациях:
  • Перевозка товаров, которые ранее были помещены под процедуру таможенного транзита;
  • Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа трубопроводом на территории РФ или за ее пределы;
  1. Когда пункт отправления или назначения находится вне российской территории;
  2. Ж/д транспортом в поездах дальнего следования в пределах российской территории;
  3. Воздушным транспортом, если пункт отправления или назначения расположен в Крыму, г.

    Севастополе, в Калининградской области или на территории Дальневосточного ФО, а также вне территории г. Москвы и Московской области.

  4. Ж/д транспортом в пригородном сообщении по России;

В том случае, если имела место одна из указанных выше ситуаций, перевозчик оформляет счет-фактуру со ставкой НДС 0%.

Далее потребуется в течение 180 календарных дней с момента проставления таможенной отметки в товаросопроводительных документах подтвердить обоснованность применения данной ставки налога в инспекции ФНС ( НК РФ). Если налогоплательщик не сможет уложиться в 180-дневный срок, ему придется уплатить НДС в размере 20% от стоимости перевозки.

Если к ближайшему сроку представления отчетности по НДС не был собран полный пакет документов и, как следствие, ставка 0% в этот период не подтверждается (но 180-дневный срок не нарушен), между и НДС возникнет расхождение. При получении запроса от налоговой потребуется раскрыть причины выявленных разниц. В пакет подтверждающих документов в соответствии со ст.

165 НК РФ входит:

  • Копия таможенной декларации с отметками таможенных органов.
  • Копия контракта;
  • Копии всех товаросопроводительных, транспортных документов. В частности CMR, которая является аналогом российской ТТН и содержит сведения о грузе, маршруте и транспортном средстве;

Транспортные услуги облагаются , когда речь идет перевозке пассажиров и багажа с использованием воздушного транспорта в пределах российской территории. За исключением ситуаций, когда пункт отправления и/или назначения находится в Калининградской области, в Дальневосточном ФО, в Республике Крым или г.

Севастополе, а также, когда пункт отправления/назначения и промежуточные пункты расположены вне территории Москвы и Московской области (ст. 164 НК РФ). В остальных случаях в отношении услуг по перевозке необходимо применять ставку НДС в размере 20% ст.

164 НК РФ). Если российская компания оказывает транспортные услуги иностранной фирме, не имеющей в РФ постоянного представительства, и при этом пункт отправления и пункт назначения расположены на территории России, НДС на транспортные услуги будет начисляться по ставке 20% (ст. 148 НК РФ). Российская организация (ИП) также может выступать в роли налогового агента по НДС для иностранной компании, что становится основанием для уплаты налога по ставке 20%. Данная ситуация имеет место, когда перевозку по территории России для российского заказчика осуществляет иностранная фирма, не имеющая в РФ постоянного представительства (ст.

24, 161 НК РФ). «Спецрежимники» освобождены от уплаты НДС.

Если плательщики ЕНВД, УСН, ПСН оказывают услуги по перевозке на территории РФ, им не нужно платить в бюджет НДС.

Исключение – ( , НК РФ). Также не возникает обязанности в исчислении налога, если пункты погрузки и разгрузки расположены вне территории нашей страны.

В этом случае, местом реализации признается не РФ и НДС платить не требуется (НК РФ). Если речь идет о перевозке пассажиров – ряд этих услуги освобожден от налога на добавленную стоимость НК РФ). Обложению НДС не подлежат:

  1. услуги перевозки городским общественным транспортом (кроме такси, в т.ч. маршрутных);
  2. перевозка морским, речным, автомобильным транспортом (кроме такси, включая маршрутки) пригородного сообщения.

НДС на указанные пассажирские перевозки не начисляется только при условии, что в отношении них органами местного самоуправления установлены единые тарифы для оплаты с предоставлением всех льгот за проезд (письмо Минфина от 05.09.2017 № )., К перевозкам пригородными электричками до 2030 года применяется ставка 0% (закон от 06.04.2015 № ).

Подводя итоги, отметим, что, когда деятельность компании или предпринимателя связана с реализацией транспортных услуг, процент НДС может быть разным – от 0% до 20%.

В первую очередь необходимо определить вид оказываемой перевозки, место реализации услуг, а при сотрудничестве с иностранным партнёром выяснить, имеет ли последний постоянное представительство в РФ (состоит ли он на учете в российской ИФНС). Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в Tags:

    , , ,

Понравилась статья?

Подпишитесь на рассылку ЕНВД | 8:47 27 мая 2011 УСН | 12:04 4 февраля 2015, ЕСХН | 12:04 4 февраля 2015 НДС | 12:30 15 июля 2020 и аренда с экипажем Экономика и бизнес | 16:27 18 апреля 2017 Экономика и бизнес | 13:50 19 мая 2020 Технологии | 16:40 24 августа 2018 Земельный налог НДФЛ Экономика и бизнес | 11:25 15 октября 2015 Экономика и бизнес | 11:50 4 марта 2020 Законодательство НДС | 10:32 5 сентября 2018 ЕНВД | 15:57 12 сентября 2011 Экономика и бизнес | 12:39 14 июня 2016 Кадровое делопроизводство НДФЛ Штрафы Страховые взносы ПФР Декретный отпуск Иностранные работники Выплаты персоналу НДФЛ Экономика и бизнес УСН Кадровое делопроизводство Бухгалтерский учет Декретный отпуск Прием на работу Законодательство Современный предприниматель Налоги и учет для малого бизнеса © 2006 — 2020 Все права защищены. При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения .

НДС при импорте

→ → → Добавить в «Нужное» Актуально на: 20 февраля 2020 г.

По общему правилу, ввоз товаров на территорию РФ облагается НДС. Причем уплачивать ввозной НДС должны абсолютно все импортеры: , , а также организации и ИП на спецрежимах (). Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается.

Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (). В 2020 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 20%.

Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 20%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке. При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле. Налоговая база определяется на дату принятия импортированных товаров на учет (). Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС () представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ.

Например, за февральский импорт нужно отчитаться перед ИФНС не позднее 20.03.2020.

Декларация по товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации.

Например, если товар ввезен в Россию в марте 2020 г., то перечислить ввозной НДС нужно не позднее 20.04.2020. При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК. Что уплачивается КБК товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 1000 110 Пени по товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 2100 110 Штраф по товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 3000 110 В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (). Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как .

Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ ().

Налог удерживается из суммы, перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС. услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110.

При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02». По итогам квартала, в котором был удержан агентский услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом ().

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет.

Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога ().

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг. Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

О ставке НДС по перевозке товаров ОАО «РЖД»

ПАО заключило договор на перевозку грузов с российским перевозчиком ОАО «РЖД». Продукция перевозилась в страны Таможенного союза.

По какой ставке НДС (0% или 18%) облагаются услуги по перевозке грузов, импортированнных с территории стран Таможенного союза на территорию РФ?

Порядок налогообложения экспорта и импорта товаров, выполнения работ и оказания услуг в рамках Таможенного союза в 2011 году регламентировался нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г. и утвержденными в соответствии с ним Протоколами о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе и о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 г.

Согласно ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе взимание НДС при выполнении работ (оказании услуг) производится в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг). При этом налоговая база по НДС, ставка налога, порядок его взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ (услуг). На основании положений ст. 3 названного Протокола местом реализации услуг по перевозке товаров, в том числе железнодорожным транспортом, оказываемых налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, признается территория этого государства.

В связи с этим порядок налогообложения услуг по перевозке, оказанных российским налогоплательщиком, определяется по нормам НК РФ. Исходя из положений подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, действующего до 01.01.2011года, а также заменившего его подп.

2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, применение ставки 0% предусмотрено в отношении услуг по международной перевозке товаров, если пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ. То есть по указанной ставке облагаются услуги как по вывозу товаров за пределы РФ (экспорту), так и по ввозу товаров на территорию РФ (импорту). Однако нужно учитывать, что абзацем 6 подп.

2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ установлено исключение из приведенного правила: налогообложение услуг российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, к которым относится ОАО «РЖД», регламентируется положениями подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ. То есть правила подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ на услуги этих организаций не распространяются.

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ (в редакции Федерального закона от 05.04.2010 г., действующей с 01.07.2010 г. по настоящее время), по ставке НДС 0% облагаются выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, а также работы (услуги), связанные с такой перевозкой. Более того, право на применение данной ставки должно подтверждаться представлением документов с отметками таможни, предусмотренных п.

5 ст. 165 НК РФ и свидетельствующих о помещении товаров под таможенный режим экспорта.

С 22.07.2011года п. 1 ст. 164 НК РФ был дополнен еще одним подпунктом – 9.1, регламентирующим применение ставки НДС 0% по услугам российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, согласно которому таковой облагаются:

  1. работы (услуги) по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства-члена Таможенного союза, а также связанных с такой перевозкой;
  2. работы (услуги) по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства.

Применение ставки НДС 0% в отношении оказываемых ОАО «РЖД» услуг по перевозке товаров, ввозимых на территорию РФ, ст. 164 НК РФ не предусмотрено. В письме Минфина РФ от 25.05.2011 № 03-07-13/01-19 указано, что в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 процентов применяется в отношении осуществляемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров.

В случае если товары под таможенную процедуру экспорта не помещаются, в отношении услуг по их перевозке, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, нулевая ставка НДС не применяется и такие услуги на основании п.

3 ст. 164 Кодекса облагаются налогом по ставке 18 процентов.

Что касается пп. 2.1 п. 1 ст.

164 НК РФ, то согласно абз. 6 данного подпункта норма о применении нулевой ставки НДС в отношении услуг по международной перевозке товаров железнодорожным транспортом на услуги, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, не распространяется. Также о применении ставки НДС 18% по перевозкам (ввозу) грузов из стран Таможенного союза в РФ, указывалось также в Телеграмме ОАО «РЖД» от 02.08.2010 № ЦФТООР-10.3/1783.
Также о применении ставки НДС 18% по перевозкам (ввозу) грузов из стран Таможенного союза в РФ, указывалось также в Телеграмме ОАО «РЖД» от 02.08.2010 № ЦФТООР-10.3/1783. Иными словами, с 2011 года услуги по перевозке или транспортировке товаров, выполняемые ОАО «РЖД» как российским перевозчиком на железнодорожном транспорте, облагаются ставкой НДС в размере 0%, только если товары вывозятся им с территории РФ (на экспорт), либо перевозятся через территорию РФ транзитом.

Применение ставки НДС 0% по услугам ввоза на территорию РФ товара из стран Таможенного союза для ОАО «РЖД» как российского перевозчика на железнодорожном транспорте не предусмотрено. Источник: Источник: Рубрика: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Особенности налогообложения международных грузоперевозок

О. Сумина, юристМеждународные перевозки – дело хлопотное.

Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес.

Он привлекает пристальное внимание налоговых служб.

Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*.

Это определяет выбор варианта доставки. ПеревозкаЕсли договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны.

Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно.

Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст.

785 ГК РФ).Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты.

«Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей.»

устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г.

№ С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов.», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок.», утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г.

№ 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами.

Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки.

Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г.

В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Транспортная экспедиция как посреднический договорПротяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций.

Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п.

1 ст. 801 ГК РФ).Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст.

805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности.

Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г.

Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384). Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость.

Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания.

Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию.

На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической. Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические:

«.посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете.»

(подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества.

На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г.

по делу № Ф08-2023/2001-628А).Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения.

Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком.

И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию.

Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов. Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора.

Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».НДС.

Место реализации услугОбъектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ.

До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков.

Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта.

Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  1. один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).
  2. перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;

При этих условиях набор вариантов, когда Россия признается местом реализации услуг, ограничен (см. таблицу в прикрепленном файле).Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита.

Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика.

Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп.

4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  1. контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  2. акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Тем, кто вынужден применять положения статьи 148 Налогового кодекса, необходимо иметь в виду, что действующая ее редакция является результатом нескольких этапов законотворчества. От раза к разу изменяя и дополняя текст, законодатели предложили в итоге противоречивый вариант, сочетающий и разрешительные новации (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и ограничительные нормы прошлых лет (п.

2 ст. 148 НК РФ). Если в качестве перевозчика выступает иностранная организация, то вновь введенный подпункт (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) в любом случае не признает российскую территорию местом оказания услуг.

А пункт 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ обязывает местом реализации услуг транспортной иностранной организации признать Россию, если хотя бы один из пунктов назначения или отправления расположен на ее территории. На наш взгляд, в споре на эту тему нужно апеллировать не к букве, а к духу закона, ведь вновь введенный подпункт 4.1 пункта 1 соответствует общей логике статьи 148, а противоречащая норма пункта 2 ее разрушает. Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.Для кого НДС 0 процентов?Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп.

1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка.

В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г.

по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02). Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп.

2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп.

3 п. 1 ст. 164 НК РФ).При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп.

9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности.

Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко.

Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя. Преимущество или наказаниеВ случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г.

№ Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  1. таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  2. выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  3. контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  4. копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).

Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода.

И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов.

При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм.

Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п.

4 ст. 176 НК РФ). * Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания.
Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания.

НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.вниманиеРуслан Украинский, юрист компании «Гарант»:«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный.

Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного». Источник: Материал предоставлен журналом Рубрика: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Перевозка с нулевой ставкой

По теме Читайте все материалы (189) по теме . Есть обновление (+2), в том числе: 19 июня 2020 г. 10:57 Автор: Анищенко А. В., эксперт информационно-справочной системы «» По умолчанию считается, что право на применение нулевой ставки НДС надо заслужить и доказать.

Однако, если это нужно налоговой инспекции, оказывается, что применение нулевой ставки – вовсе не право, а прямая обязанность налогоплательщика.

И судьи с этим согласны. Для примера приведем Постановление АС МО от 14.05.2020 по делу № А40-271540/2018. Но чтобы было понятнее, в чем заключается проблема, рассмотрим предысторию вопроса. Несмотря на санкции и пандемию иностранные грузы постоянно перемещаются через территорию РФ.

При этом обычно еще требуется сопровождение, которое называется транспортно-экспедиционными услугами.

Что к ним относится, указано в НК РФ, например, прием, выдача, завоз-вывоз грузов, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора. Компании и ИП могут оказывать также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для проведения международных перевозок.

Однако во многих случаях процессом перевозки одного и того же груза на разных участках занимаются разные компании (ИП).

В каких случаях они могут (даже обязаны) применять нулевую ставку НДС? Является ли международной перевозка на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от российской таможни в месте прибытия до внутренней таможни и таможни в месте убытия из России? Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по перевозке на основании договора транспортной экспедиции уже растаможенного иностранного товара от внутренней таможни в РФ до конечного российского потребителя?

Какая ставка НДС применяется при перевозке на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможни в месте прибытия в России до внутренней таможни России? С одной стороны, есть ряд писем Минфина, из которых следует, что ставка НДС в размере 0% применяется налогоплательщиком в отношении всей стоимости перевозки или транспортировки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения, находящегося в РФ (см., например, Письмо от 24.05.2006 № 03-04-08/108). В Письме от 18.03.2011 № 03-07-08/73 Минфин отмечает: транспортно-экспедиционные услуги, поименованные в НК РФ, которые российская компания оказывает на основании договора транспортной экспедиции при перевозке товаров между пунктом отправления, расположенным за рубежом, и пунктом назначения, расположенным в России, подлежат обложению НДС по нулевой ставке.

Это не зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Однако в таком случае нужно представлять налоговикам документы, список которых приведен в НК РФ.

С другой стороны, есть Письмо Минфина России от 11.12.2012 № 03-07-14/114, в котором говорится, что в случае если началом перевозки является пункт отправления, находящийся за рубежом, а окончанием перевозки – пункт назначения в России, услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита, облагаются НДС по нулевой ставке. В случае перевозки иностранных товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, в том числе при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, от таможни в месте прибытия до внутренней таможни, такие услуги облагаются НДС по базовой ставке (сейчас составляет 20%). Кстати, согласно Письму Минфина России от 17.10.2014 № 03-07-08/52436 услуги, связанные с перевозкой ввозимых в Россию грузов, не предусмотренные НК РФ, а также не поименованные в других положениях НК РФ, облагаются НДС по ставке 18% (в настоящее время – 20%).

Пленум ВАС в п. 18 Постановления от 30.05.2014 № 33 обозначил свой подход: при наличии нескольких исполнителей заказа перевозки сопутствующих транспортно-экспедиторских услуг каждый из них – участник отдельного этапа выполнения общего заказа – имеет право на нулевую ставку НДС. При этом действие НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

В Письме от 14.06.2016 № СД-4-3/10498@ ФНС дала следующие рекомендации. 1. Транспортно-экспедиторские услуги будут облагаться НДС по ставке 0%, если одновременно выполняются два условия:

  1. договор транспортной экспедиции соответствовует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  2. услуги оказываются именно при организации международной перевозки.

При этом нужно руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленной ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации.

Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования». 2. В силу НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров судами, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ. Что касается транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, ввозимых в РФ или вывозимых из РФ и не предусмотренных в НК РФ, то такие услуги облагаются НДС на основании НК РФ по ставке 18% (сейчас – 20%).

И да, при этом налоговики предложили учитывать п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33.

Однако в Письме от 22.06.2016 № 03-07-08/36183 Минфин сообщил, что оказываемые российской компанией на основании договора транспортной экспедиции услуги по перевозке товаров, ввезенных автотранспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории России, к услугам, перечисленным в НК РФ, не относятся. В других НК РФ они не поименованы. Поэтому в отношении таких услуг нулевая ставка НДС не применяется.

Но немного позже – в Письме ФНС России от 04.07.2016 № СД-4-3/11936@ – был сделан следующий вывод. Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории РФ, до пункта назначения, расположенного на территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% независимо:

  1. ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, которые оказывают услуги по перевозке товаров.
  2. от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров;

Но вернемся к нашему примеру – делу № А40-271540/18. Общество обратилось в суд с требованием к налоговикам признать недействительным отказ в возмещении «входного» НДС.

Счета-фактуры, по которым отказали, были выставлены ОАО «РЖД» на услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом. Налоговики решили, что услуги ОАО «РЖД» должны были облагаться НДС по нулевой ставке как подпадающие под действие НК РФ. Компания же посчитала, что раз во всех перечисленных счетах-фактурах, выставленных ОАО «РЖД», был указан НДС по ставке 18% (дело было еще до увеличения ставки налога), суммы предъявленного НДС можно было учесть в составе налоговых вычетов.

Общество оказывало услуги по международной и внутренней перевозке грузов, для чего привлекало ОАО «РЖД» и некоторые другие компании. ОАО «РЖД» по заявкам общества осуществляло внутреннюю и международную перевозку грузов, составляло внутренние и международные железнодорожные накладные, акты оказания услуг, а также выставляло счета-фактуры.

Причиной спора стали поставки из Китая. На территории КНР груз до границы перевозила местная китайская компания, а уже от границы – ОАО «РЖД».

Помимо него услуги по перевозки китайских грузов на территории России обществу оказывали и другие российские компании.

Суд, рассмотрев предъявленные ему договоры о перевозке и сопутствующие ей договоры о транспортно-экспедиторских услугах, однозначно решил, что эти услуги имели место в рамках единой международной перевозки и, строго говоря, применять здесь базовую ставку налога ОАО «РЖД» не имело права. В соответствии с п. 2, НК РФ в счете-фактуре, которая на основании НК РФ является основным документом, подтверждающим налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана , соответствующая операциям, отраженным в п.

1 – 4 НК РФ. При этом счет-фактура, составленный с нарушением порядка, установленного НК РФ, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к возмещению. Налогоплательщик (в силу положений ст. НК РФ), выставляющий покупателю счет-фактуру, не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Согласно НК РФ рассматриваемые в данном деле операции должны облагаться НДС по ставке 0%. В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 оказание услуг по международной перевозке несколькими лицами само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в их оказании лицами.

В связи с этим нулевую ставку применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг. Эти правила распространяются на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

При проведении железнодорожной перевозки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ

«Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.11.1951 в обязательном порядке составляется железнодорожная накладная (внутренняя или международная).

В ней в том числе указываются пункт отправления и пункт назначения груза. Такая накладная с отметками таможенников о ввозе товара на территорию РФ или о вывозе товара за ее пределы в силу НК РФ представляется налоговикам для подтверждения правомерности применения ставки 0% по данным услугам. Следовательно, подтверждением оказания услуг международной перевозки грузов будет являться международная железнодорожная накладная СМГС с указанием пункта погрузки за пределами территории РФ и пункта доставки в пределах территории РФ.

В данном деле налоговики установили, что по спорным операциям к актам оказания услуг и счетам-фактурам были приложены международные железнодорожные накладные СМГС с пунктом отправления из КНР и пунктом назначения в России.

Это прямо подтверждает то, что спорные операции должны облагаться НДС по нулевой ставке, а применение базовой ставки НДС незаконно. На что все же надеялась компания? А надеялась она на НК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ № 33.

Однако суд отклонил ее аргументы. В указанных норме и документе речь идет о возможности применения вычетов НДС, предъявленных по товарам, работам, услугам, реализация которых не подлежит налогообложению в силу ст. НК РФ, но по которым контрагентом дополнительно в цену товара был включен НДС.

В силу НК РФ контрагент в таком случае обязан исчислить и уплатить НДС. При реализации товаров, работ, услуг, подлежащей налогообложению, обязан начислить на цену товара налог по определенной ставке (нулевой, пониженной, базовой), менять которую сам он не вправе. Поэтому в случае, если контрагент выставил налогоплательщику счет-фактуру по реализации услуг, облагаемых в силу закона по ставке 0%, указав в ней незаконно иную ставку налога, такой налогоплательщик не вправе учитывать в составе вычетов НДС, незаконно предъявленный по иной ставке.

Такую трактовку поддержали КС РФ в Определении от 15.05.2007 № 372-О-П и Президиум ВАС, например, в постановлениях от 19.06.2006 № 1964/06 и от 19.06.2006 № 16305/05.

Так что ОАО «РЖД» незаконно применило к стоимости своих услуг ставку НДС в размере 18%. Общество – заказчик услуг не имело права предъявить этот незаконно начисленный налог к вычету из бюджета.

Итак, права на вычеты у общества нет. Но что делать с НДС? Деньги-то были уплачены! Такие ситуации (в том числе с ОАО «РЖД») встречались и ранее – см., например, Постановление ФАС ВСО от 09.04.2012 по делу № А19-8162/2011.

Деньги можно вернуть. Судьи указали, что особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает.

Из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, поэтому к спорным правоотношениям подлежат применению положения ГК РФ об обязанности приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Иначе говоря, это неосновательное обогащение.

Следовательно, сумма налога, рассчитанная продавцом и уплаченная покупателем по ставке, не предусмотренной законом, является излишне уплаченной и подлежит возврату (см.

постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу № А19-10351/2011 и от 20.12.2010 по делу № А33-437/2010). Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16627/11 была рассмотрена аналогичная ситуация, и обнаружилось кое-какое противоречие.

Дело в том, что априори подразумевается, что нулевая ставка НДС – это льготная ставка и право на ее применение нужно документально доказать. Президиум ВАС указал, что обложение НДС соответствующих операций с применением ставки налога 0% возможно только при условии представления документов, перечисленных в НК РФ. Эти документы представляются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией за очередной ( НК РФ).

В случае отсутствия надлежащего комплекта документов компания не вправе применять налоговую ставку 0% и обязана применить другую (пониженную либо базовую) ставку НДС. Так что же получается? ОАО «РЖД» не предъявляло документов, чтобы претендовать на нулевую ставку, и правомерно применило ставку НДС 18%.

Но суд, рассматривая претензии налоговиков к покупателю, решил, что ОАО «РЖД» было обязано применить ставку в размере 0%. Иначе говоря, получается, что ОАО «РЖД» одновременно обязано применить ставку НДС в размере 0 и 18%!

Отечественные покупатели, приобретающие услуги, которые теоретически могут облагаться по ставке НДС в размере 0%, к сожалению, должны вникать в особенности применения ставки поставщиками, с которыми они работают.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+