Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Мероприятия по реабилитации инвалидов

Мероприятия по реабилитации инвалидов

ГОСТ Р 54738-2011 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов (Переиздание)

ГОСТ Р 54738-2011ОКС 03.080.30 Дата введения 2013-04-01 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства» (ФГУ «СПбНЦЭР им.Г.А.Альбрехта ФМБА России»)2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства для инвалидов»3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ5 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:- (с изменениями и дополнениями );- 6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2020 г.Правила применения настоящего стандарта установлены в .

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)Настоящий стандарт распространяется на услуги по социальной реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (далее — инвалиды), предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями (далее — учреждения) различных организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливает основные виды, объем и содержание реабилитационных услуг данного вида.В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.

Основные положения Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения Реабилитация инвалидов.

Основные виды реабилитационных услугПримечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия).

Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.В настоящем стандарте применены термины по , , , а также следующий термин с соответствующим определением:3.1 услуги по социальной реабилитации инвалида: Действия реабилитационных учреждений, заключающиеся в оказании помощи инвалиду в восстановлении его социального статуса, достижении им материальной независимости, социальной адаптации и интеграции в общество.4.1 Услуги по социальной реабилитации инвалидов, установленные в настоящем стандарте, являются неотъемлемой частью всего комплекса реабилитационных услуг и должны предоставляться параллельно с реабилитационными услугами других видов.4.2 Услуги по социальной реабилитации инвалидов осуществляются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.4.3 Разработка индивидуальной программы социальной реабилитации инвалида включает в себя следующие этапы: проведение реабилитационно-экспертной диагностики социального статуса, оценку реабилитационного потенциала, определение мероприятий и услуг, направленных на расширение сферы жизнедеятельности инвалида.4.4 Реализация услуг по социальной реабилитации инвалидов должна быть направлена на достижение максимального эффекта при минимальных затратах времени на их выполнение.4.5 Реализация услуг по социальной реабилитации инвалидов осуществляется поэтапно и непрерывно в учреждениях соответствующего профиля.

Содержание и длительность процесса реабилитации определяются потребностью инвалида в каждой конкретной услуге.4.6 Объем услуг по социальной реабилитации не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных услуг по социальной реабилитации, предоставляемых инвалиду.4.7 Инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема услуг по социальной реабилитации.

Такой отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за их исполнение.4.8 Услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя комплекс мероприятий, направленных на уменьшение ограничения жизнедеятельности и позволяющих инвалиду полностью интегрироваться в общество.4.9 Конкретные виды, объемы, формы и сроки предоставления услуг определяются с учетом социального статуса инвалида и программы социальной реабилитации, являющейся частью индивидуальной программы реабилитации инвалида.4.10 Эффективность услуг по социальной реабилитации инвалидов характеризуется расширением социального функционирования, появлением способности к самообслуживанию, общению, возвращению к профессиональной деятельности.4.11 Услуги по социальной реабилитации инвалидов следует предоставлять после проведения социальной диагностики, представляющей собой совокупность методов исследования для оценки социального статуса и социально-средовых условий жизнедеятельности инвалида и включающей определение социального статуса инвалида, образования, материального положения, социально-бытовой статус, семейное положение, место проживания, жилищные условия, социально-психологический статус, социокультурный статус.4.12 Услуги по социальной реабилитации инвалидов следует предоставлять последовательно и непрерывно.4.13 Длительность процесса предоставления услуг по социальной реабилитации инвалидов в общем комплексе реабилитационных услуг определяется потребностью в каждой конкретной услуге. Процесс социальной реабилитации считается завершенным, когда личность (инвалид) достигла уровня, максимально возможного и приближенного к уровню, предшествующему получению ограничения жизнедеятельности.Услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя:- социально-средовую реабилитацию;- социально-психологическую реабилитацию;- социально-педагогическую реабилитацию;- социокультурную реабилитацию;- социально-бытовую адаптацию.5.1 Социально-средовая реабилитацияУслуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:5.1.1 Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.5.1.2 Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.5.1.3 Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.5.2 Социально-психологическая реабилитация инвалидовУслуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие), и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:- психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;- психологическая диагностика;- психологическая коррекция;- психотерапевтическая помощь;- социально-психологический тренинг;- психологическая профилактика;- социально-психологический патронаж.5.2.1 Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.Психологическое консультирование включает в себя:- выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания — в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;- обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;- оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;- предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.5.2.2 Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации.

Психологическая диагностика инвалидов включает в себя оценку:- состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности инвалида;- состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию инвалида на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;- особенностей личностных качеств инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия инвалида с социумом;- психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации;- социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза. Психологическая диагностика включает в себя следующие этапы:а) анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);б) конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;в) собеседование;г) проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;д) обработку и анализ психодиагностических данных;е) подготовку заключения по результатам психодиагностики;ж) разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации инвалида с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.5.2.3 Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида с целью:- восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;- профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социализации на всех уровнях социума.Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения — различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.5.2.4 Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой, и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.В качестве методов активирующего психотерапевтического воздействия широко применяют арт-терапию, психодраму, семейную психотерапию, библиотерапию и другие методы терапии, способствующие повышению компетентности инвалида в формировании гармоничных межличностных отношений, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.5.2.5 Психологическая профилактика заключается в содействии:- в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности;- формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;- создании условий для полноценного психического функционирования личности инвалида (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта в семье, на работе и в других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.Психологическая профилактика нацелена на раннее выявление состояний социально-психологической дезадаптации и систематический контроль за ее проявлениями, на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов социальной адаптации и компенсации инвалидов.5.2.6 Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию инвалида.Выделяют следующие виды тренингов: аутотренинг, тренинг креативности, тренинг различных интеллектуальных, моторных функций, тренинг личностного роста, коммуникативный тренинг и другие в зависимости от целей.5.2.7 Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания при необходимости психологической помощи:- по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);- коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;- организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с инвалидом;- оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению инвалида.Социально-психологический патронаж направлен прежде всего на формирование у инвалида адекватных моделей социального поведения.5.3 Социально-педагогическая реабилитация инвалидовСоциально-педагогическая реабилитация инвалидов — это совокупность услуг по коррекции и компенсации функций, приспособлению инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами.

Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:- социально-педагогическую диагностику;- социально-педагогическое консультирование;- педагогическую коррекцию;- коррекционное обучение;- педагогическое просвещение;- социально-педагогический патронаж и поддержку.5.3.1 Социально-педагогическая диагностика заключается в выявлении и анализе особенностей образовательного статуса инвалида и членов его семьи, ограничений способности к обучению, в оценке сохранности общеобразовательных и профессионально важных качеств, определяющих способности и возможности в области обучения/образования, потребности в получении социально-педагогических услуг.5.3.2 Социально-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи инвалиду в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала инвалида и степени ограничений способности к обучению.5.3.3 Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций инвалида педагогическими методами и средствами.
Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:- социально-педагогическую диагностику;- социально-педагогическое консультирование;- педагогическую коррекцию;- коррекционное обучение;- педагогическое просвещение;- социально-педагогический патронаж и поддержку.5.3.1 Социально-педагогическая диагностика заключается в выявлении и анализе особенностей образовательного статуса инвалида и членов его семьи, ограничений способности к обучению, в оценке сохранности общеобразовательных и профессионально важных качеств, определяющих способности и возможности в области обучения/образования, потребности в получении социально-педагогических услуг.5.3.2 Социально-педагогическое консультирование заключается в оказании помощи инвалиду в получении образовательных услуг с целью принятия осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала инвалида и степени ограничений способности к обучению.5.3.3 Педагогическая коррекция направлена на развитие и исправление психических и физических функций инвалида педагогическими методами и средствами. Педагогическая коррекция осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий с логопедом, с педагогом-дефектологом (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогами).5.3.4 Коррекционное обучение включает в себя обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, языку жестов инвалидов с нарушениями слуха и членов их семей, восстановление социального опыта специальными педагогическими методами, учитывающими имеющиеся у инвалида нарушения функций организма и ограничения способности к обучению.5.3.5 Педагогическое просвещение — это просвещение инвалидов и членов их семей, специалистов, работающих с инвалидами, в области знаний об инвалидности, методах и средствах реабилитации и интеграции инвалидов в общество.5.3.6 Социально-педагогический патронаж и поддержку инвалидов осуществляют в отношении инвалидов и их семей и включают в нее: курирование условий обучения инвалида в семье, возможности помощи членов семьи в процессе обучения инвалида, содействие в получении общего и профессионального образования, информирование по вопросам общего и профессионального образования, организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса обучения, содействие во включении инвалида в общественные организации инвалидов.5.4 Социокультурная реабилитация инвалидовСоциокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:5.4.1 Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.5.4.2 Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).5.4.3 Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.5.4.4 Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.5.4.5 Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.5.5 Социально-бытовая адаптация инвалидов5.5.1 Социально-бытовая адаптация — это обучение инвалида самообслуживанию и мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

Социально-бытовая адаптация ориентирована на инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.5.5.2 До назначения мероприятий по социально-бытовой адаптации необходимо провести диагностику возможностей инвалида к выполнению действий по самообслуживанию.

Экспертная диагностика способности к самообслуживанию включает в первую очередь проведение проб, оценивающих следующие функции верхних конечностей:- способность действовать пальцами;- способность действовать кистью;- способность тянуть или толкать предмет;- способность передвигать предметы;- способность действовать обеими руками;- пробы на выполнение таких действий по самообслуживанию, как пользование столовыми приборами, чашкой, тарелкой; нарезание продуктов, открывание банок и т.д.; причесывание, умывание, надевание обуви, завязывание шнурков, пользование кранами и т.д.УДК 658.382.3:006.354 ОКС 03.080.30 Ключевые слова: инвалид, реабилитационные услуги, услуги по социальной реабилитации Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2020

Реабилитация и абилитация инвалидов в 2020 году

› Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов. Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни. Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы устранить или компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Под реабилитацией инвалидов понимают полное или частичное восстановление у человека утраченных способностей вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

  • Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения и др.
  • Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна. Сюда можно отнести и протезирование, ортезирование, сажать мной курортное лечение и др.
  • Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и , помощь в трудоустройстве, производственная адаптация а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение. Невозможно составить программу, которая идеально подошла бы каждому инвалиду.

Поэтому каждая программа реабилитации — индивидуальна, учитывает психические и физические особенности здоровья, уже имеющиеся навыки и желание самого человека научиться новому. Организации, которые осуществляют реабилитационные мероприятия для инвалидов в обязательном порядке должны пройти государственную аккредитацию.

Организации, которые осуществляют реабилитационные мероприятия для инвалидов в обязательном порядке должны пройти государственную аккредитацию. Абилитация, в отличие от реабилитации, направлена на формирование новых способностей инвалида.

Комплекс абилитационных мер призван обучить инвалида достигать поставленные цели альтернативными путями, если привычные способы оказались недоступными.

В большей степени абилитация необходима детям, причем от того, насколько своевременно она выполнена, напрямую зависит конечный результат и эффективность работы. Например, когда ребенку с раннего возраста поставлен диагноз «отставание в развитии», то в 11 лет заниматься абилитацией поздно, многое уже к этому возрасту упущено безвозвратно.

Максимального эффекта удается достичь, когда работа с ведется с самых ранних лет, то есть буквально с первого года жизни. Уже в таком нежном возрасте можно заниматься по логопедическим, педагогическим программам.

Программу реабилитации необходимо проводить с первых дней болезни или получения травмы.

Занятия должны быть непрерывными и поэтапными.

Рассмотрим, что такое программа реабилитации и абилитации инвалидов. Это комплекс оптимальных для инвалида мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа содержит:

  1. реабилитационные мероприятия;
  2. услуги, предоставляемые инвалиду.
  3. технические средства реабилитации;

Указанные мероприятия и средства могут предоставляться инвалиду бесплатно, в соответствии с перечнем, установленным федеральным законодательством и за плату, которую может вносить сам инвалид или другие лица и организации.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента. Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.
Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база. В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

Сюда относят:

  • Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  • Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

  1. реконструктивная хирургия;
  2. .
  3. протезирование и ортезирование;

Задача медицинской реабилитации — при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них. Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки. Заключается в обучении и помощи в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте.

Если у человека ранее была профессия, но после перенесенной травмы или операции он более не может использовать свои прежние навыки, потребуется обучение новой специальности или переквалификация. При трудоустройстве руководство предприятия совместно с органом соцзащиты и бюро МСЭ переоборудует рабочее место, чтобы обеспечить возможность новому сотруднику выполнять работу с учетом его ограниченных физических возможностей. Также работающим инвалидам положены Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций. С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида. Включает две составляющих: 1.

Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений. Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  1. в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  2. помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  3. психологическая помощь семье.
  4. помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;

2.

Социально-бытовая абилитация.

Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни.

Для этого необходимо:

  1. обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  2. подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.
  3. показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д. При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы. Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий.

Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего. Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий.

Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых. Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации: 1.

Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер. 2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия. 4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга. Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность.

Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности. Прежде лечение, приобретение дорогих лекарств и закупка необходимых технических средств оплачивались средствами родителей, а также различными негосударственными благотворительными фондами. Сейчас в государственный бюджет заложено определенное финансирование.На финансирование программ восстановительного лечения, согласно Распоряжению № 2782-р от 31.12.2015 г.

в 2016 г. было выделено 9,3 млрд. руб. из Фонда социального страхования.

Правительство РФ контролирует процесс распределения бюджетных средств.

Потрачены эти деньги могут быть на закупку оборудования и оплату услуг, которые необходимы таким людям для восстановления утраченных или ранее отсутствовавших функций организма. Деньги выделяются из Фонда соцстраха и могут быть потрачены на:

  1. Субвенции в региональные бюджеты для расходования на такие же цели (в 2016 г. — 1,6 млрд. руб.).
  2. Услуги по абилитации и реабилитации, а также на технические средства (в 2016 г. — 7,7 млрд. руб.);

Государственное финансирование — это только часть мер, которые в каждом регионе страны дадут возможность каждому получить необходимые лекарства, протезы, реабилитационные и абилитационные услуги в специализированных медицинских учреждениях.

Большая работа проводится благотворительными фондами, близкими и родными инвалидов, образовательными и досуговыми учреждениями по . Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности. Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  • Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • Каково расстройство функций организма.
  1. частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  2. возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма.

После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  1. Психологических.
  2. Профессионально-трудовых;
  3. Клинико-функциональных;
  4. Социальной бытовых;

Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования. В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб.

на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб. Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г.

В 2020 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация.

Реализация начнется с 2021 г.

В 2020 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  1. обучения специалистов,
  2. закупки оборудования в реабилитационные центры,
  3. разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+