Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Налоговая проверка ип на предмет полноты уплаты налогов

Налоговая проверка ип на предмет полноты уплаты налогов

Налоговая проверка ип на предмет полноты уплаты налогов

Кого и как проверяют налоговые службы

Чтобы не попасть в поле зрения налоговых органов, достаточно изучить основные критерии, по которым составляется план налоговых проверок. Если проверка неизбежна, нужно вести грамотный диалог с налоговой инспекцией, отстаивать свои интересы. Для этого необходимо знать не только права и обязанности налогоплательщика, но и полномочия налоговых инспекторов.

О видах налоговых проверок, их документальном оформлении, способах и сроках проведения, а также об оценке рисков для налогоплательщиков, установленных ФНС России, можно узнать из предлагаемой статьи. Налоговая проверка — это действие налоговой инспекции (ИФНС) по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов налогоплательщиками (предпринимателями и организациями любой формы собственности). В ходе проверки сравниваются данные бухгалтерского и налогового учета, полученные в результате проверки, с данными налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, представленных в ИФНС.

Право на проведение налоговых проверок регламентировано ст. 87–105 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Проверки, проводимые налоговыми органами, делятся на камеральные, выездные и встречные. Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. Другими словами, предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим.

К первичным документам относятся договоры, отгрузочные накладные, акты о выполнении договорных обязательств, внутренние приказы, распоряжения, протоколы, иные документы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, в исключительных случаях (у налогоплательщика нет помещения, в котором могли бы работать проверяющие) — по месту нахождения налогового органа.

При этом налоговые инспекторы вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра территории налогоплательщика, используемой для осуществления предпринимательской деятельности. Следует отметить, что налогоплательщик не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки. В ходе выездной проверки налоговые инспекторы могут проверить содержание производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, расположенных по месту регистрации или по месту деятельности налогоплательщика, затребовать инвентаризационные описи.

Основными участниками выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). С выездными проверками могут быть связаны действия других лиц (например, экспертов, переводчиков), но такие действия, как правило, обусловлены инициативой налогового органа.

Налоговую проверку проводит инспекция, расположенная по месту регистрации налогоплательщика. Следует отметить, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Проверка осуществляется на основании решения о проведении выездной налоговой проверки.

Этот документ проверяющие обязаны предъявить перед началом проверки. Он оформляется на бланках установленного образца, которые утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (в ред.

от 23.07.2012)

«Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки»

(далее — Приказ № Согласно ст.

89 НК РФ в решении о проведении налоговой проверки должны быть указаны следующие сведения:

  1. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
  2. полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Налоговики могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки.

Если они потребуют документы, не относящиеся к проверке, налогоплательщик вправе им отказать. Общий срок проведения выездной проверки — не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, в исключительных случаях — до шести месяцев.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При продлении срока месяцы прибавляются к начальным двум месяцам проверки, то есть весь срок удлиняется до четырех (или шести) месяцев.

Датой начала выездной налоговой проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении проверки, датой окончания — день составления справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Справка вручается налогоплательщику (его представителю) лично или направляется по почте. Выездной налоговой проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.
4 ст. 89 НК РФ). Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по следующим причинам:

  1. требуется перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.
  2. нужно получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. необходимо истребовать дополнительную информацию по проверяемым налогам и сборам;
  4. есть необходимость в проведении экспертизы;

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, от которого потребовали документы. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Если проверка была приостановлена на основании недостатка информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение 6 месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от уполномоченного лица иностранного государства, срок приостановления проверки может быть увеличен на 3 месяца.

Если проверка была приостановлена на основании недостатка информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение 6 месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от уполномоченного лица иностранного государства, срок приостановления проверки может быть увеличен на 3 месяца.

На период приостановления выездной налоговой проверки истребование документов у налогоплательщика прекращается.

Налогоплательщику возвращаются все подлинники документов, ранее переданных на налоговую проверку, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. Кроме того, налоговые инспекторы обязаны освободить помещение налогоплательщика, в котором находились во время проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). По результатам выездной проверки составляется акт налоговой проверки по форме, установленной в Приказе № Срок его представления налогоплательщику — 2 месяца при обычной выездной проверке, 3 месяца — при проверке консолидированной отчетности.

Срок исчисляется со дня окончания проверки и составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Количество проводимых проверок НК РФ ограничено. В отношении одного налогоплательщика или налогового агента проводится только одна налоговая проверка в год, проведение двух и более выездных налоговых проверок в течение одного календарного года неправомерно.

Исключение составляют случаи, когда руководителем ФНС России принимается решение о необходимости проведения налоговой проверки сверх указанного ограничения. Если организация не согласна с выводами налоговой инспекции, представленными в актах, то в течение одного месяца со дня получения акта она вправе представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям в налоговую инспекцию. К письменным возражениям следует приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Количество проверок в календарном году определяется по датам начала и окончания их проведения, то есть по датам вынесения решения о проведении проверки и составления справки о проведенной проверке.

Даты подписания акта и решения по результатам проверки во внимание не принимаются.

Повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период ст.

89 НК РФ запрещены. Исключение составляют следующие случаи:

  1. реорганизация или ликвидация организации-налогоплательщика;
  2. повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения ИФНС. В ходе камеральной проверки должностное лицо налогового органа проверяет:

  1. правильность исчисления налоговой базы. При этом анализируется:

– логическая связь между отдельными отчетными и расчетными показателями; – сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; – взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

  1. соответствие между данными отчетности с данными о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученными из других источников.
  2. правильность арифметического подсчета данных, отраженных в налоговых декларациях;
  3. обоснованность заявленных налоговых вычетов (на основании документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации);
  4. правильность применения налогоплательщиком льготы;

В каждой налоговой инспекции есть методические рекомендации по камеральной проверке налоговых деклараций.

В таблице 1 представлен пример согласованности контрольных соотношений показателей налоговой декларации по НДС. Таблица 1. Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС Контроль соотношений Когда соотношение не выполняется Заполнение строк отчетных форм Декларация по НДС Если стр.

150 и стр. 130 разд. 3 > 0, то стр. 110 этого же раздела декларации должна быть равна стр.

150. Эти показатели налоговики проверяют нарастающим итогом (то есть складывают данные всех деклараций с начала года) Соотношение не выполняется, если сумма НДС по авансам выплаченным, ранее принятая к зачету в бюджет, не была восстановлена после приобретения товаров, работ, услуг от поставщиков, то есть требования подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ не выполняются В разделе 3 рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате (зачету) в бюджет.

По строке 150 указывается сумма НДС с авансов, перечисленных поставщикам в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг. В строке 130 отражают сумму, принимаемую к вычету в бюджет по приобретенным материальным ценностям, основным средствам, работам, услугам. По строке 110 указывается сумма НДС, ранее принятая к вычету в бюджет по авансам, выплаченным поставщикам, и подлежащая восстановлению после приобретения этих товаров, работ, услуг.

По строке 160 указывается сумма НДС, ранее исчисленная при выполнении СМР собственными силами, принимаемая к вычету. По строке 060 указывается сумма выполненных собственными силами СМР (гр. 3) и сумма НДС, начисленная на эти работы (гр.

5) Показатель гр. 5 стр. 060 разд.

3 декларации должен быть больше или равен стр. 160 этого же раздела Соотношение не выполняется, если сумма НДС, принятая к вычету по выполненным для собственного потребления СМР (стр.

160), превысила сумму НДС, ранее начисленную на эти выполненные работы (гр. 5 стр. 060) Если в ходе камеральной проверки налоговики выявят нарушения законодательства о налогах и сборах, они обязаны составить акт проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания проверки. Налоговые органы наряду с выездными и камеральными проверками могут проводить и встречные проверки.
Налоговые органы наряду с выездными и камеральными проверками могут проводить и встречные проверки. Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа у покупателя и поставщика (накладные, счета-фактуры и т.

д.). При условии правильного отражения хозяйственной деятельности разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

Сопоставляя документы, можно установить несоответствие количества товара, единиц измерения и пр.

Отсутствие экземпляра документа может быть признаком укрытия доходов от налогообложения. Встречная налоговая проверка проводится в случае, если у налоговой инспекции в ходе проверки хозяйственных операций возникла обоснованная необходимость в получении дополнительной информации об определенном контрагенте проверяемой организации. Такая необходимость может возникнуть в следующих случаях:

  1. возникли подозрения, что проверяемая организация не приходует товарно-материальные ценности на складе, не отражает денежные средства в кассе или на банковских счетах.
  2. ИМНС располагает сведениями об уклонении организации от уплаты налогов путем применения специальных схем;
  3. есть подозрение на фиктивность сделки;
  4. вызывает сомнения подлинность представленных документов;

На практике довольно часто налоговые органы проводят встречные проверки в случаях отклонения от обычных и стандартных операций (при проведении взаимозачетов, уступок и переуступок прав требований по обязательствам, бартерных операций, при безвозмездно оказанных услугах).

Налоговая инспекция проверяемой организации направляет запрос в инспекцию контрагента (например, поставщика товаров), в котором перечисляет все необходимые документы, касающиеся определенных операций.

Налоговая инспекция поставщика направляет ему требование о предоставлении документов. Это требование должно содержать:

  1. срок предоставления требуемых документов (обычно 5 дней с момента получения требования);
  2. полное наименование проверяемой организации, ее ИНН/КПП;
  3. указание на предусмотренную НК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственность за непредставление документов.
  4. обоснование направления требования (указывается ст. 87 НК РФ) и вид налоговой проверки, при проведении которой возникла необходимость в получении информации о деятельности проверяемого налогоплательщика;
  5. полное наименование поставщика проверяемой организации, его ИНН/КПП;
  6. указание на предоставление требуемых документов в виде заверенных должным образом копий;
  7. перечень требуемых документов;

Требование должно быть подписано начальником отдела и руководителем налогового органа (его заместителем). На встречную проверку по определенной операции, например приобретение товаров, будут затребованы накладная и счет-фактура на отгрузку товара, книга продаж, договоры, сертификаты, декларации по НДС, бухгалтерские и налоговые регистры, платежные поручения и т.

п. Налоговый инспектор проверяет предоставленные поставщиком копии документов, сопоставляет их с документами проверяемой организации.

В случае отсутствия у поставщика нарушений инспектор может не выносить решения о его проверке. Если нарушение законодательства РФ о налогах и сборах имело место, то составляется акт по проверке, который подписывается руководителем (его заместителем) и вручается руководителю организации поставщика (или направляется по почте). По истечении 14 дней с момента вручения акта поставщик может его оспорить в налоговой инспекции (в ходе проведения процедуры урегулирования разногласий).

Если организация не направляет в налоговую инспекцию разногласия, то по истечении указанного срока оформляется решение налогового органа по налоговой проверке и вручается налогоплательщику для оплаты недоимки по налогам, а также пеней и штрафов. Налоговые органы могут проводить и неналоговые проверки. К ним относятся проверки по применению контрольно-кассовых машин, проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.

д. 30.05.2007 ФНС России издан Приказ № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012)

«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

(далее — Приказ № ММ-3-06/333@), в котором указаны критерии отбора налогоплательщиков при планировании налоговых проверок. Цели разработки Концепции системы планирования выездных налоговых проверок:

  1. создание единой системы планирования выездных налоговых проверок;
  2. обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
  3. информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.
  4. сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в теневом секторе экономики;
  5. повышение налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;

Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по определенным критериям.

Рассмотрим критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. 1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 3 к Приказу № Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (двух и более лет).

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по НДС за 12 месяцев превышает 89 % от суммы налога, исчисленного с налоговой базы. ПРИМЕР 1 Торговая компания реализует оборудование для пищевой промышленности (печи, холодильники и т. п.). Выручка за 12 месяцев без НДС составила 34 830 000 руб., сумма НДС, начисленного с выручки, — 6 269 400 руб.

Рассчитаем долю вычетов по налогу на добавленную стоимость за 12 месяцев в сумме НДС, начисленного с налогооблагаемой базы. Данные для расчета приведены в табл.

2. Таблица 2. Данные для расчета Период Выручка от реализации товаров, руб. (гр. 3 стр. 010 разд. 3 декларации по НДС) Авансы полученные, руб. (гр. 3 стр. 070 разд. 3 декларации по НДС) Сумма начисленного НДС, руб.

((гр. 2 + гр. 3) × 18 %) Сумма НДС, принятая к вычету, руб. (стр. 220 разд. 3 декларации по НДС) Сумма НДС к оплате (зачету) в бюджет, руб. (гр. 4 – гр. 5) 1 2 3 4 5 6 I кв.

7 000 000 2 870 000 1 776 600 1 550 000 226 600 II кв. 9 430 000 4 100 000 2 435 400 2 330 000 105 400 III кв. 11 500 000 5 740 000 3 103 200 3 050 000 53 200 IV кв.

6 900 000 2 460 000 1 684 800 1 590 000 94 800 Итого 34 830 000 15 170 000 9 000 000 8 520 000 480 000 По данным табл. 2, сумма начисленного за 12 месяцев НДС — 9 000 000 руб., а сумма НДС, предъявленная к вычету в бюджет, — 8 520 000 руб., что составляет 94,67 % от суммы НДС, начисленного с налогооблагаемой базы. Следовательно, у организации имеются все основания попасть в поле зрения налоговой инспекции.

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Расходы налогоплательщика увеличиваются быстрее, чем растут доходы. В данном случае сопоставляется бухгалтерская и налоговая прибыль. Данные для сопоставления берутся их бухгалтерской отчетности (отчета о прибылях и убытках) и налоговой декларации по прибыли. ПРИМЕР 2 Воспользуемся данными предыдущего примера.
ПРИМЕР 2 Воспользуемся данными предыдущего примера.

Торговая выручка без НДС за год составила 34 830 000 руб., начисленный НДС — 6 269 400 руб. Отчетные данные бухгалтерского учета приведены в табл.

3, налогового учета — в табл. 4. Таблица 3. Отчетные данные бухгалтерского учета, руб.

Период Выручка от реализации товаров (стр.

2110 отчета о прибылях и убытках) Доходы от участия в других организациях (стр.

2310 отчета о прибылях и убытках) Расходы от обычных видов деятельности (стр. 2120, 2210, 2220 отчета о прибылях и убытках) Прочие расходы (стр.

2350 отчета о прибылях и убытках) Прибыль (гр.

2 + гр. 3 – гр. 4 – гр. 5) 1 2 3 4 5 6 I кв.

7 000 000 1 500 000 6 500 000 200 000 1 800 000 II кв.

9 430 000 — 9 200 000 100 000 130 000 III кв.

11 500 000 — 11 000 000 150 000 350 000 IV кв. 6 900 000 2 100 000 6 850 000 100 000 2 050 000 Итого 34 830 000 3 600 000 33 550 000 550 000 4 330 000 Таблица 4. Отчетные данные налогового учета, руб.

Период Доходы от реализации товаров (стр. 010 листа 02 декларации по прибыли) Внереализационные доходы (стр. 020 листа 02 декларации по прибыли) Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (стр.

030 листа 02 декларации по прибыли) Внереализационные расходы (стр.

040 листа 02 декларации по прибыли) Прибыль (гр. 2 + гр. 3 – гр. 4 – гр. 5) 1 2 3 4 5 6 I кв.

7 000 000 1 500 000 6 600 000 150 000 1 750 000 II кв. 9 430 000 — 9 100 000 800 000 –470 000 III кв. 11 500 000 — 11 700 000 150 000 –350 000 IV кв.

6 900 000 2 100 000 6 800 000 90 000 2 110 000 Итого 34 830 000 3 600 000 34 200 000 1 190 000 3 040 000 За базовый период берем 1 квартал. Расчет темпов роста проведем по отношению к 1 кварталу. Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в бухгалтерском учете представлен в табл.

5, в налоговом — в табл. 6. Таблица 5. Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в бухгалтерском учете Период Всего доходов, руб. Разница с базовым периодом, руб.

Темп роста к базовому периоду, % Всего расходов, руб. Разница с базовым периодом, руб. Темп роста к базовому периоду, % Разница темпов роста между доходом и расходом, % 1 2 3 4 5 6 7 8 I кв.

8 500 000 0 0 6 700 000 0 0 0 II кв.

9 430 000 930 000 9,86 9 300 000 2 600 000 27,96 18,10 III кв.

11 500 000 3 000 000 26,09 11 150 000 4 450 000 39,91 13,82 IV кв.

6 900 000 500 000 5,56 6 950 000 250 000 3,60 –1,96 Алгоритм расчета: разницу в выручке между отчетным и базовым кварталом делим на выручку отчетного квартала. Рассчитаем темпы роста доходов:

  1. в четвертом квартале: 500 000 руб. / 6 900 000 руб. × 100 % = 5,56 %.
  2. в третьем квартале: 3 000 000 руб. / 11 500 000 руб. × 100 % = 26,09 %;
  3. во втором квартале: 930 000 руб. / 9 430 000 руб. × 100 % = 9,86 %;

Аналогично рассчитают темпы роста расходов.

Таблица 6. Расчет темпов роста расходов над темпами роста доходов в налоговом учете Период Всего доходов, руб. Разница с базовым периодом, руб.

Темп роста к базовому периоду, % Всего расходов, руб.

Разница с базовым периодом, руб. Темп роста к базовому периоду, % Разница темпов роста между доходом и расходом, % 1 2 3 4 5 6 7 8 I кв. 8 500 000 0 0 6 750 000 0 0 0 II кв.

9 430 000 930 000 9,86 9 900 000 3 150 000 31,82 21,96 III кв. 11 500 000 3 000 000 26,09 11 850 000 5 100 000 43,03 16,94 IV кв.

6 900 000 500 000 5,56 6 890 000 140 000 2,03 –3,53 Исходя из данных табл. 5, 6 темпы роста расходов растут быстрее, чем темпы роста доходов. Эта тенденция прослеживается в бухгалтерском и налоговом учете.

Отсюда следует, что торговая компания может заинтересовать налоговиков и стать кандидатом на налоговую проверку. 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня выплат по виду экономической деятельности.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

  1. сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);
  2. по запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
  3. официальные интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном интернет-сайте ФНС России .
  4. официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата. Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Росстата находится на официальном интернет-сайте Росстата www.gks.ru;

Кроме того, учитывается информация, поступающая в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы (в конвертах), неоформлении (или оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и другая аналогичная информация.

Данные по заработной плате налоговые службы берут из формы 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» (ее представляют все организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Данные о доходах, отраженных в форме 2-НДФЛ по каждому сотруднику, сравниваются с официальными данными статистики. Часть такой информации для сравнения представлена в табл. 7, составленной по данным Росстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности в РФ, опубликованным на официальном сайте.
7, составленной по данным Росстата о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников организаций по видам экономической деятельности в РФ, опубликованным на официальном сайте.

Таблица 7. Данные о среднемесячной заработной плате по видам экономической деятельности, руб. Вид экономической деятельности Средняя зарплата за 2013 г. в расчете на одного работника Средняя зарплата за октябрь 2014 г.

в расчете на одного работника Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 23 167,80 26 155 Металлургическое производство 28 519,80 31 331 Строительство 27 701,40 29 888 На основании данных табл.

7 можно сделать следующий вывод: если организация не хочет попасть в поле зрения налоговой инспекции, то официальный доход менеджера, продавца-консультанта, автослесаря в среднем за 2014 г. должен быть менее 26 000 руб. в месяц. 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.

Риски возникают, если у организаций, применяющих специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, ЕСХН), показатели приближались менее чем на 5 % к предельному значению более одного раза в течение налогового периода.

Компании вправе применять специальные налоговые режимы, если:

  1. численность работников не должна превышать 100 чел.;
  2. доля участия организаций в уставном капитале составляет не более 25 %.
  3. годовой размер доходов не превышает 60 млн руб. (при этом годовой доход умножается на коэффициент-дефлятор);

В 2014 г. коэффициент-дефлятор для УСН установлен в размере 1,067. Соответственно, годовой размер доходов за 2014 г., который позволит применять УСН, составит 64 020 тыс.

руб. (60 млн руб. × 1,067). Для перехода на упрощенную систему налогообложения с 2015 г. доходы компании за 9 месяцев 2014 г.

не должны превышать 48 015 тыс. руб. (45 млн руб. × 1,067). Соответственно, если за 9 месяцев 2014 г. доходы компании составят 45 619 руб., а за год — 61 млн руб., то при таком приближении к предельному значению организация может попасть под налоговую проверку.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем, уплачивающим единый налог «доходы минус расходы», суммы расхода, максимально (на 83 %) приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Так, если доход ИП составил 50 000 000 руб. в год, а его расход — 42 000 000 руб., что составляет 84 % от суммы дохода, то у такого предпринимателя есть все шансы попасть под налоговую проверку. 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками, то есть цепочки контрагентов выстраиваются без учета разумных экономических или иных причин (деловой цели).

В данном случае принимаются во внимание обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53

«Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»

(далее — Постановление № 53). Под налоговой выгодой для целей Постановления № 53 понимается уменьшение размера налоговой обязанности по уплате налогов вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Доказывать, что полученная налогоплательщиком налоговая выгода является необоснованной, входит в обязанности налоговой инспекции. О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  1. отсутствие реальных материальных ресурсов, управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств для достижения результатов соответствующей экономической деятельности;
  2. учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  3. совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
  4. невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

При решении споров судам необходимо принимать во внимание, что обстоятельства, перечисленные ниже, сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:

  1. нарушение налогового законодательства в прошлом;
  2. взаимозависимость участников сделок;
  3. создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  4. осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  5. разовый характер операции;
  6. неритмичный характер хозяйственных операций;
  7. осуществление расчетов с использованием одного банка;
  8. осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  9. использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Такое указание отражено в Постановлении № 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов. При проверке правильности заполнения строк налоговых деклараций налоговиками могут быть выявлены ошибки, несоответствия или противоречия. В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление с требованием представить пояснения в течение 5 дней или внести исправления в налоговые декларации.

Письмом ФНС России от 03.07.2012 № АС-5-3/815дсп@ установлены контрольные соотношения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. С помощью контрольных соотношений (взаимоувязанных показателей бухгалтерской и налоговой отчетности) налогоплательщики могут самостоятельно проверить налоговые декларации на наличие в них ошибок и противоречий: 1) если в отчете о движении денежных средств показатель стр. 4211 «Поступления от продажи внеоборотных активов» больше 0, то стр.

010

«Количество объектов реализации амортизируемого имущества»

приложения 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль также должна быть больше 0. То же самое относится к стр. 030 «Выручка от реализации амортизируемого имущества» этого приложения. Если реализация основных средств и оплата за них прошли в рамках одного отчетного периода, то указанное соотношение должно выполняться.

В случае невыполнения этого соотношения (например, по стр.

Рекомендуем прочесть:  Налоги с купли продажи валюты

4211 отчета о движении денежных средств указана оплата в сумме 100 000 руб., а в стр.

010 и стр. 030 приложения 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыль стоят прочерки) налоговая инспекция сделает вывод, что доходы от реализации основных средств не отражены в декларации по налогу на прибыль, а следовательно, занижена налогооблагаемая база по прибыли; 2) если в отчете о движении денежных средств значение стр. 4322

«Уплата дивидендов и иных платежей в пользу собственников (организаций)»

больше 0, то сумма стр. 110

«Сумма налога, начисленная с дивидендов, выплаченных в предыдущие отчетные (налоговые) периоды»

и стр.

120

«Сумма налога, начисленная с дивидендов, выплаченных в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода»

листа 03 декларации по налогу на прибыль также должна быть больше 0. В случае невыполнения этого соотношения (например, получение дивидендов отражено в отчете о движении денежных средств, а в налоговой декларации стр.

110 и стр. 120 листа 03 не заполнены) налоговики сделают вывод, что выплаченные дивиденды не попали в налогооблагаемую базу по прибыли, то есть налогооблагаемая база занижена; 3) должно соблюдаться равенство соотношений в разных разделах налоговой декларации:

  1. строка 040 «Сумма налога к доплате» разд. 1 декларации по налогу на прибыль равна стр. 270 «Сумма налога на прибыль к доплате в федеральный бюджет» листа 02.

Если стр.

040 разд. 1 > стр. 270 листа 02, то завышена сумма налога к доплате; если стр. 040 разд. 1 < стр. 270 листа 02, то занижена сумма налога к>

  1. строка 050 «Сумма налога к уменьшению» разд. 1 декларации по налогу на прибыль равна стр. 280 «Сумма налога на прибыль к уменьшению в федеральный бюджет» листа 02.

Если стр.

050 разд. 1 > стр. 280 листа 02, то завышена сумма налога к уменьшению; если стр.

050 разд. 1 < стр. 280 листа 02, то занижена сумма налога к> 10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). Риск возникает, когда налогоплательщик два и более раз снимался с учета в налоговом органе в связи с изменением адреса (переход в другую налоговую инспекцию).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть принято, если у налогоплательщика по данным его бухгалтерского учета рентабельность ниже среднеотраслевой на 10 % и более.

Отраслевую рентабельность можно установить из специальных сборников, публикуемых Росстатом, или на сайте . К СВЕДЕНИЮ Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 г., по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу № Рентабельность продаж рассчитывается как соотношение между прибылью от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимостью проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. Рентабельность активов — это соотношение прибыли и стоимости активов организаций.

Если финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный, имеет место убыточность.

ПРИМЕР 3 Торговая компания занимается оптовой торговлей пищевого промышленного оборудования.

По данным годовой финансовой отчетности и акта сверки с налоговой инспекцией, в котором указаны уплаченные в бюджет налоги, компания произвела расчет налоговой нагрузки, рентабельности продаж и рентабельности активов.

Данные для расчета представлены в табл.

8. Таблица 8. Данные для расчета Показатель Форма отчетности Сумма, руб.

Выручка от реализации товаров без НДС Отчет о прибылях и убытках (стр. 2110) 34 830 000 Себестоимость продаж Отчет о прибылях и убытках (стр.

2120) 24 550 000 Коммерческие расходы Отчет о прибылях и убытках (стр. 2210) 9 000 000 Прибыль (убыток) от продаж Отчет о прибылях и убытках (стр.

2200) 1 280 000 НМА Бухгалтерский баланс (стр. 1110) 200 000 Основные средства Бухгалтерский баланс (стр.

1150) 2 200 000 Сумма уплаченных налогов 1 976 000 В том числе: налог на прибыль Акт сверки с налоговой инспекцией 256 000 НДС Акт сверки с налоговой инспекцией 1 200 000 налог на имущество Акт сверки с налоговой инспекцией 220 000 налоги во внебюджетные фонды Акт сверки с налоговой инспекцией 300 000 В результате расчетов получены следующие финансовые показатели:

  1. налоговая нагрузка: 1 976 000 руб. / 34 830 000 руб. × 100 % = 5,67 %, норма в оптовой торговле — 2,6 % (норме соответствует);
  2. рентабельность активов: 1 280 000 руб. / (200 000 руб. + 2 200 000 руб.) × 100 % = 53,33 %, норма — 7,2 % (норме соответствует).
  3. рентабельность продаж: 1 280 000 руб. / (24 550 000 руб. + 9 000 000 руб.) × 100 % = 3,81 %, норма — 7,1 % (норме не соответствует);

Вывод: рентабельность продаж у торговой организации низкая, остальные показатели в норме.

Риск попасть в поле зрения налоговой инспекции — средний.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, в том числе с использованием фирм-«однодневок». Налогоплательщику рекомендуется оценивать налоговые риски по следующим признакам:

  1. при заключении сделки, подписании договоров и обсуждении условий поставок товаров отсутствуют личные контакты руководителей или уполномоченных лиц контрагентов;
  2. полномочия руководителя или должностного лица компании-контрагента документально не подтверждены;
  3. отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет сайта, рекомендаций партнеров или других лиц, отсутствует реклама в СМИ). Негативность данного признака усугубляется, если имеется много доступной информации о других организациях, которые ведут деятельность в этой же отрасли и предлагают идентичные (аналогичные) товары, работы или услуги по более низким ценам;
  4. нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ через официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
  5. нет информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных или торговых помещений;

Все эти признаки свидетельствуют о том, что налоговые органы отнесут вашего контрагента к проблемным, то есть к фирмам-«однодневкам», и сочтут ваши сделки сомнительными.

Дополнительно повышает перечисленные риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  1. товар, который обычно производят физические лица, не являющиеся предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом) продукция промысла и т. п.), приобретается через посредников;
  2. выдача/получение займов без обеспечения, покупка/продажа неликвидных векселей. Негативность этого признака усугубляется, если в договоре не прописаны условия о процентах или установлен срок погашения обязательств более трех лет;
  3. контрагент, имеющий указанные выше признаки, выступает в роли посредника;
  4. в общей сумме затрат налогоплательщика большую часть составляют расходы по сделкам с проблемными контрагентами (при отсутствии экономической выгоды, экономического обоснования целесообразности этих сделок и т. п.).
  5. растет задолженность контрагента, но не принимаются меры к ее взысканию (при этом поставки продолжаются);
  6. договор содержит условия, которые сильно отклоняются от существующих обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т. п.);
  7. у контрагента нет копий документов, подтверждающих наличие у него производственных помещений, имущества, квалифицированных кадров, лицензий, то есть отсутствуют возможности для реального выполнения условий договора;

Если организация не попадает ни под один из 12 представленных критериев, то риск быть проверенной налоговыми органами всегда остается. Дело в том, что под эти критерии могут попадать ее контрагенты.

Многие привлекают внимание налоговых органов еще на стадии регистрации, в случае использования адреса массовой регистрации, массового директора или учредителя и т.

д. По этим признакам налоговая инспекция берет организацию на заметку, так как она имеет все признаки «однодневки». Выездная налоговая проверка может проводиться по одному (тематическая проверка) или нескольким налогам (комплексная проверка).

По объему проверяемых документов проверка бывает сплошная или выборочная.

Сплошная проверка подразумевает проверку всех документов организации (первичные документы, журналы-ордера, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) за период, указанный в решении о проведении проверки. При выборочной проверке проверяется только часть документации, попавшей в выборку.

Глубину, степень, направление выборки определяет сам проверяющий. Должностное лицо налогового органа самостоятельно выбирает метод проведения выездной налоговой проверки.

Налогоплательщику становится известно о примененном методе только из акта выездной налоговой проверки, а этот акт составляется по окончании самой проверки.

Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих. В ходе налоговой проверки осуществляются следующие мероприятия:

  1. проверяется:

– правильность ведения бухгалтерского и налогового учета и его соответствие первичным документам, оформленным согласно требованиям законодательства; – факт представления отчетности в налоговые органы;

  1. устанавливается:

– правильность выбранного режима налогообложения по виду деятельности; – соблюдение требований законодательства о налогах и сборах; – правильность исчисления и уплаты налогов; – своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган;

  1. исследуется:

– правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов; – правильность и полнота отражения документов в бухгалтерском и налоговом учете; – правильность определения объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

  1. истребуются:

– у налогоплательщика — дополнительные документы и необходимые пояснения; – у сторонних лиц — документы о налогоплательщике.

Риск налоговых проверок всегда присутствует, поэтому налогоплательщику можно рекомендовать:

  1. вовремя предоставлять исчерпывающую информацию на все запросы налоговой инспекции;
  2. не использовать или свести к минимуму теневые схемы;
  3. подготовить обоснованную первичную документацию в подтверждение сделок;
  4. проводить мониторинг контрольных соотношений после составления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

При выявлении в сданных декларациях ошибок, которые приводят к занижению налогооблагаемой базы, следует подготовить и представить в налоговую инспекцию уточненные декларации (желательно с приложением объяснений, приведших к такому занижению).

Уточненную декларацию налогоплательщик может подать до начала проведения проверки. В ходе уже начавшейся проверки никакие уточнения приниматься не будут.

Уточненная налоговая декларация, сданная до проверки, поможет избежать штрафных санкций, так как налогоплательщик сам выявил и исправил ошибку. Если ошибку найдут налоговые инспекторы во время проверки, то штрафные санкции неизбежны.

Кроме того, не следует забывать о мониторинге законодательства.

Налоговики проверяют ИП дома

Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру Ждать ли вам налоговую к себе домой, только потому, что вы зарегистрированы в качестве ИП и ведете деятельность достаточно давно?

Налоговые проверки по ИП в последние годы сильно участились. Раньше налоговая не проверяла ИП на УСН с маленькими оборотами.

Проверки осуществлялись выборочно и вероятность, что она затронет именно ваш бизнес, была незначительна.

Последние два года пристальное внимание налоговой к деятельности ИП резко возросло.

Связано это с ужесточением контроля всех параметров деятельности у ИП так же как и ООО вне зависимости от режима налогообложения, на котором вы находитесь.

Особенно часто проверяют ИП на ОСНО.

  • Претензии от ваших поставщиков по неоплаченным обязательствам длительное время.
  • Недостоверные сведения в налоговой об адресе прописки.
  • Наличие камеральной проверки по ИП.
  • У налоговой отсутствуют сведения о месте осуществления деятельности.
  • Длительное неисполнение обязанности по оплате налогов.
  • Отсутствие отчетности у налоговой от вас долгое время.
  • Наличие подозрительных контрагентов в процессе деятельности.
  • Вид деятельности, который вы выбрали, невозможно осуществлять по адресу прописки.

Это лишь некоторые причины, на практике их может быть много больше. И что, обязательно придут домой? Да, вполне вероятно. Конечно, если у вас есть контакт с вашей налоговой, то визита инспектора по адресу избежать проще.

Скорее всего инспектор пригласит вас к себе в кабинет, так проще ему. Однако лучше быть готовыми к такому визиту и не бояться принять.

  1. Не допускайте наличия задолженности по налогам на землю, имущество, транспорту по вам, как физическому лицу.
  2. Ограничивайте движение наличных денежных средств по расчетному счету, если им пользуетесь. Убедитесь, что все расходы происходят в рамках деятельности вашего ИП.
  3. Планомерно, вовремя и в полном объеме предоставляйте отчетность в налоговый орган в соответствии с режимом налогообложения. Который вы выбрали.
  4. Обеспечьте полноту наличия первичных документов, доступ к ним в любой момент и возможность предоставить их в налоговый орган в любой момент по требованию.
  5. Будьте осмотрительны в выборе покупателей и поставщиков при совершении сделок, проверяйте информацию о контрагенте любыми доступными способами. Требуйте в начале сделки учредительные документы, паспорта руководителей. Сделку совершайте на договорной основе. Завершая ее, получите первичные документы, оформленные должным образом. Проверяя контрагентов, убедитесь, что у них положительная репутация перед налоговой: отсутствует задолженность по платежам в бюджет, нет просрочки или не сданной отчетности, нет судебных претензий по вашему поставщику.
  6. Своевременно, безошибочно производите оплату налогов, не допускайте большого количества требований от налоговой.
  7. Если меняете личные данные: адрес прописки, фамилию, имя, отчество и тому подобные сведения, убедитесь лично, что до налоговой дошли эти изменения. Помните, что иногда нужно сменить место учета из одной налоговой в другую по ИП, если сменили адрес прописки.
  8. Не бойтесь звонков мз налоговой, держите с ними связь, предоставьте актуальную информацию о контактных данных: почта, телефон, место ведения бизнеса, адрес вашего местонахождения, сайт, контакты третьих лиц, кто имеет право дать информацию в ваше отсутствие.

Вот простой пример визит налоговой из практики: По адресу прописки к ИП нанес визит налоговый инспектор, на адресе дверь открыли родственники предпринимателя и ответили, что он здесь не проживает и деятельности не ведет.

Инспектор поставил пометку: отсутствует по адресу прописки. На просьбу дать контакт, родственники ответили отказом.

Дальше налоговый орган завалил ИП письмами с просьбой явиться для пояснений по тому же адресу прописки. ИП осуществляет авторемонтные работы при своем частном доме в гаражной мастерской. Адрес ведения деятельности не совпадает с адресом прописки уже давно.

Инспектор хотел визитом вручить требование о несвоевременной сдаче отчета. Пока налоговая продолжала поиски, его родственники претерпели 3 визита налоговиков домой. Только когда от боязни ИП обратился за помощью к специалисту и вышел на связь к налоговому инспектору, визиты по адресу прописки прекратились.

В данном случае никаких штрафов эти визиты не повлекли. Но бывает, что за отсутствием реакции на такие визиты вам могут вынести отрицательное решение по проверке или начислить налог, запустить процесс по другим денежным взысканиям без вашего ведома.Вывод один: визиты налоговой домой уже давно не миф, а планомерная реальность. Их можно избежать, если соблюдать правила, указанные выше, и вести деятельность законным путем, вовремя информируя обо всех изменениях налоговую.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+