Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Неотвратимость наказания коап рф

Неотвратимость наказания коап рф

Проблема неотвратимости административного наказания за правонарушения в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС УДК 342 № 1 (16) / 2018, с. 6—10 ПРОБЛЕМА НЕОТВРАТИМОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Ирина Николаевна Князева Челябинский государственный университет E-mail: Лилия Жавдатовна Юмасултанова Челябинский государственный университет E-mail: Авторы анализируют имеющиеся в правоприменительной практике проблемы надлежащего исполнения административногонаказаниязаправонарушениявобластидорожного движения. Проанализированы нормы действующего законодательства и правоприменительная практика по исполнению постановлений по делам за правонарушения в области дорожного движения.

Сделан вывод, что большие суммы штрафов, взыскиваемость которых являются проблемой исполнительного производства, в ряде случаев необходимо заменить на иные, соразмерные виды наказаний.

Сформулированы рекомендации по совершенствованию законодательства об административной ответственности в области дорожного движения. Ключевые слова: административное правонарушение, нарушение правил дорожного движения, административная ответственность, неотвратимость наказания, исполнение, постановление, штраф, административный арест, лишение специального права. THE PROBLEM OF NON-RESPONSIBILITY OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT FOR OFFENSES IN ROAD TRAFFIC I.

N. Knyazeva L. Zh. Yumasultanova The author analyzes the problems of proper execution of administrative punishment for offenses in the field of road traffic available in law enforcement practice. The norms of the current legislation and law enforcement practice on execution of decisions on cases for offenses in the field of traffic are analyzed.

It is concluded that large amounts of fines, the recovery of which is a problem of enforcement, in some cases must be replaced by other, commensurate types of punishment The recommendations on improving the legislation on administrative liability in the field of road traffic are formulated. Keywords: administrative offense, violation of traffic rules, administrative responsibility, inevitability of punishment, execution, ruling, fine, administrative arrest, deprivation of special right Безопасность дорожного движения не актуальной проблемой уже длительное время.

тольковРоссии,ноивдругихстранахявляется На 64 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая была посвящена проблеме глобального кризиса, касающегося безопасности дорожного движения, Россия представила проект резолюции об объявлении периода 2011—2020 годов

«Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения»

, принятой единогласно участниками заседания [3, с.

10]. Несмотря на прикладываемые усилия со стороны государственныхорганов всехуров-ней, указанные правонарушения являются по-прежнему широко распространенными, а по некоторым видам даже продолжают расти, вследствие чего растет и количество дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). Ежегодно в ДТП в России гибнет порядка ЗБ тысяч человек [3, с.

47]. По Челябинской области за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. было выявлено 824 027 нарушений правил дорожного движения (далее ПДД), из них выявлено нарушений ПДД пешеходами 102 789 [5]. При этом исследователями отмечается несоблюдение принципа неотвратимости наказания за данные правонарушения [8, с.

670]. Следует отметить, что эффективность наказания главным образом зависит от его неотвратимости, а не жестокости. Так, еще в 2002 году в ежегодном Послании к Федеральному Собранию Президент России отметил, что

«наша главная цель — добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости»

[11].

Неоспоримо, что нормы, которые устанавливают административную ответственность, выхолащиваются в формальные, в ситуации, когда не исполняются постановления по делам об административных правонарушениях.

Безнаказанность правонарушителей в то же время ведет к дискредитации авторитета правоохранительной системы государства. Это приводит к негативным последствиям в деле предупреждения рассматриваемых правонарушений. Отметим, административная ответственность располагаетудобной, а, следовательно, распространенной мерой — штрафом [12, с.

7]. Однако и этим видом наказания не предупредить в должной степени совершения правонарушений в области дорожного движения. Для этого у граждан нашего государства следует развивать нетерпимость к правонарушениям в области дорожного движения. Достижение указанной цели возможно лишь при обеспечении надлежащего исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, а именно, реализации принципа неотвратимости наказания путем его исполнения.

Можно констатировать наличие некоторых позитивных изменений в этом направлении в действующем административном законодательстве.

Это касается, например, следующих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ): за совершение административных правонарушений согласно ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством применяется как дополнительное административное наказание.
3 ст. 12.27 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством применяется как дополнительное административное наказание. Путем внесения изменений в КоАП РФ была устранена коллизия по исполнению наказания, назначенного за совершение указанных правонарушений.

В прежней редакции закона на основании ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ правонарушитель, исполнив дополнительный вид наказания (лишение специального права в виде права управления транспортным средством), сохранял право на возврат водительского удостоверения по истечении срока лишения специального права, несмотря на уклонение от исполнения основного наказания в виде штрафа.

В настоящее время (с 15 ноября 2014 г.) по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения [7] и после уплаты в установленном порядке наложенных на него административных штрафов, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.

1 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч.

3 ст. 12.27 КоАП РФ,также указанного медицинского освидетельствования данного лица [1, с.

671]. Таким образом, думается, законодателю удалось разрешить возникшую за период применения части 4.1 статьи 32.6 КоАП РФ проблему исполнения наказания, назначенного по приведенным правонарушениям.

Вместе с тем, это не в полной мере разрешает проблемы по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Так, анализ судебной практики по назначению наказания по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа продемонстрировал, что означенный размер суммы неуплаченного административного штрафа применялся в основном в части штрафов, размер которых не превышал пять тысяч рублей [9]. Вместе с тем, можно привести пример из судебной практики за 2017 год, когда сумма наложенного административного штрафа за указанное правонарушение составила шестьдесят тысяч рублей [10].

Указанная проблема возникает, в частности, и по привлечению по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ лиц, по отношению к которым закреплены ограничения по применению таких видов административных наказаний как административный арест, обязательные работы согласно ч.

2 ст. 3.9 КоАП РФ. Федеральный закон от 14.10.2014 №307-Ф3 внес дополнение в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, которое расширило порядок привлечения военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

2 ст. 2.5 КоАП РФ, которое расширило порядок привлечения военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Государственной противопожарной службы и таможенных органов к административной ответственности на общих основания по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . При этом в случае привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, а также курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы возможно применение только дисциплинарного взыскания, так как к ним не применимы ни административный штраф [ч.

6 ст. 3.5 КоАП РФ), ни административный арест [ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ), ни обязательные работы (ч.

3 ст. 3.13 КоАП РФ). Следовательно, можно возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, но к указанным выше военнослужащим срочной службы неприменимы наказания, которые предусмотрены санкцией ст.

20.25 КоАП РФ [2]. В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8

«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

указано, что в случае привлечения указанных военнослужащих к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (абз.

4) [8]. Думается, что эта проблема требует законодательного разрешения, а не просто разъяснений Верховного Суда РФ по применению законодательства. Представляется, что обеспечить исполнение вынесенных постановлений за правонарушения в области дорожного движения в современных условиях в значительной степени может адекватность наказания. Так, увеличению размеров штрафов, назначаемых за совершение правонарушений в области дорожного движения, неизменно сопутствует в последние годы сокращение фактически уплаченных правонарушителями сумм [6, с.

14]. Выполненный анализ правоприменительной практики выявил, что при ситуации, когда штраф назначать нецелесообразно (в первую очередь, в случаях соответствия размера административного штрафа размерам штрафов, которые назначаются за некоторые виды уголовных наказаний), разумней назначить другой вид административного наказания и этим самым прийти к достижению цели его назначения — предупреждению совершения новых правонарушений как подвергнувшимися наказанию правонарушителями, так и иными лицами.

Реализация данной цели в контексте общей и частной превенции достигается как неотвратимостью наказания, так и благодаря введению таких мер юридической ответственности, которые, являясь справедливыми и соразмерными, способствуют стимулированию правомерного поведения в возникших обстоятельствах субъектов правовых отношений. На основе изложенного, представляется, для обеспечения исполнения административных наказаний по правонарушениям в области дорожного движения целесообразным было бы внести изменения в ст. 20.25 КоАП РФ, дополнив частью 6 следующего содержания:

«Уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, предоставленного физическому лицу, — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток, либо лишение специального права на срок до двух лет»

.

Данная норма согласуется с ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, которая в 2013 году дополнена содержанием следующего характера: «Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса».
1 ст. 3.8 КоАП РФ, которая в 2013 году дополнена содержанием следующего характера:

«Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса»

.

Считаем, что благодаря указанным рекомендациям адекватность назначенного наказания за уклонение от исполнения административного наказания будет способствовать реализации принципа неотвратимости наказания. Значительные суммы штрафов, взыскаемость которых является огромной проблемой исполнительного производства, будут заменены иными, соразмерными видами наказаний. Список литературы 1. Дресвянникова, Е.

А. Вопросы обеспечения исполнения постановлений по делам об адми-н истрати вн ых пр аво нару шен иях в о б ласти д о рожн о го д в ижен ия / Е.

А. Д ресвя н н и кова / / А д м ин и страти в ное и муниципальное право. — 2015. — № 7. — С. 670—675. 2. Дресвянникова, Е. А. О некоторых аспектах реализации административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения / Е.

А. Дресвянникова // Госавтоинспекция. Официальный сайт МВД РФ. — URL: http://www.gibdd.ru/r/74/news/; Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ. Официальный сайт МВД РФ — URL: випк.мвд.рф/ upload/sitel52/.

3. Кирьянов, В. Предложенный нами путь себя оправдал / В. Кирьянов // Правовой журнал. — 2011,— №2, — С.

10—15. 4. Кузнецов, А. П. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе / А. П. Кузнецов, С. В. Изосимов, Н. Н. Маршакова // Транспортное право.

— 2013. — №1, —С. 47—53. 5. Материалы официального сайта правления ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области // URL: http://www.gibdd.rU/r/74/news/ 6. Мукабенов, М. В. Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения : автореф.

дис. канд. юрид. наук / М. В. Мукабенов. — М., 2015. — 24 с.

7. О Правилахдорожного движения (вместе с

«Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»

): Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 47. — Ст. 4531. 8.

О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ — 2014.

— № 7. 9. Обобщение судебной практики по административным делам // Верховный суд Российской Федерации. — URL: http://supcourt.ru; Судебный участок № 2 мирового судьи Переволоцкого района Оренбургской области. — URL: perev2.kodms.ru (дата обращения 25 ноября 2014 г.).

10. Постановление Верховного Суда РФ от 13.09.2017 № 18-АД17-37 // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consu1tant.ru/.

11. России надо быть сильной и конкурентоспособной : Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета.

— 2002. — № 71. — С. 1—2. 12. Сорокин, В. Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / В.

Д. Сорокин, // Административное право и процесс.

— 2014. — № 3. — С. 6—10. References 1. Dresvyannikova, Е. A. Voprosy obespecheniya ispolneniya postanovleniy po deiam ob administrativnykh pravonarusheniyakh v oblasti dorozhnogo dvizheniya / E.

A. Dresvyannikova // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. — 2015. — № 7. — S. 670—675. 2. Dresvyannikova, E. A. 0 nekotorykh aspektakh realizatsii administrativnogo zakonodatel’stva v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya / E.

A. Dresvyannikova // URL: http://www.gibdd.

ru/r/74/news/; https://vipk.mvd.rf/upload/sitel52/. 3. Kir’yanov, V. Predlozhennyy nami put’ sebya opravdal / V. Kir’yanov // Pravovoy zhurnal. — 2011. — № 2, —S. 10—15. 4. Kuznetsov, A. P. Aktual’nye problemy obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya na sovremennom etape / A. P. Kuznetsov, S. V. Izosimov, N.

P. Kuznetsov, S. V. Izosimov, N. N. Marshakova // Transportnoe pravo. — 2013. — № 1. — S. 47—53. 5.

Materialy ofitsial’nogo sayta pravleniya GIBDD GU MVD Rossii po Chelyabinskoy oblasti // URL: http://www.gibdd.ru/r/74/news/. 6. Mukabenov, M. V. Sub’ekty administrativnoy otvetstvennosti za pravonarusheniya v oblasti dorozhnogo dvizheniya: avtoref. dis. kand. yurid. nauk / M. V.

Mukabenov. — M., 2015. — 24 s. 7. 0 Pravilakh dorozhnogo dvizheniya (vmeste s

«Osnovnymi polozheniyami po dopusku transportnykh sredstv kekspluatatsii i obyazannosti dolzhnostnykh lits po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya»

): Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 23.10.1993 № 1090 // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel’stva RF.

— 1993. — № 47, —St 4531. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 8. 0 praktike primeneniya sudami zakonodatel’stva o voinskoy obyazannosti, voennoy sluzhbe i statuse voennosluzhashchikh : Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 29.05.2014 № 8 // Byulleten’ Verkhovnogo Suda RF. — 2014. — № 7. 9. Obobshchenie sudebnoy praktiki po administrativnym delam // URL: http://supcourt.ru; http:// perev2.kodms.ru (data obrashcheniya 25 noyabrya 2014 g.).

10. Postanovlenie Verkhovnogo Suda RFot 13.09.2017 № 18-AD17-37//SPS«Konsul’tantPlyus».

— URL: http://www.consultant.ru/.

11. Rossii nado byf sil’noy i konkurentosposobnoy : Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal’nomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii // Rossiyskaya gazeta. — 2002. — № 71. — S. 1—2. 12. Sorokin, V. D. Paradoksy Kodeksa Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh / V. D. Sorokin, // Administrativnoe pravo i protsess.
D. Sorokin, // Administrativnoe pravo i protsess.

— 2014. — № 3. — S. 6—10.

Статья 4.1.

Общие правила назначения административного наказания

См. комментарии к статье 4.1 КоАП РФ 1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

от 28 ноября 2015 г. N 345-ФЗ в часть 2.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения 2.1. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в , установленном Правительством Российской Федерации. от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 2.2 2.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц — не менее пятидесяти тысяч рублей.

от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 2.3 2.3.

При назначении административного наказания в соответствии с настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи настоящего Кодекса. 3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ в часть 3.1 статьи 4.1 настоящего Кодекса внесены изменения 3.1.

В случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа.

При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи настоящего Кодекса, а в случаях, когда в санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами или административного ареста и не предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа, административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей. от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.2 Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2020 г. N 15-П часть 3.2 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования исключает возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения 3.2.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.3 Конституционного Суда РФ от 7 апреля 2020 г.

N 15-П часть 3.3 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования исключает возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта РФ за совершение конкретного административного правонарушения 3.3. При назначении административного наказания в соответствии с настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи настоящего Кодекса.

от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.4 3.4. В случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного , и настоящего Кодекса.

от 3 июля 2016 г. N 316-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.5 3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.6 3.6. В случае, если при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного или настоящего Кодекса, суд, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от одного года до семи лет.

от 17 апреля 2017 г. N 78-ФЗ статья 4.1 настоящего Кодекса дополнена частью 3.7 3.7. За административное правонарушение, предусмотренное или настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если такое административное правонарушение совершено при проведении официальных международных спортивных соревнований. 4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

< глава 4.> Статья 4.1.1. >> Содержание

Статья 3.5. Административный штраф

от 22 июня 2007 г.

N 116-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса изложена в новой редакции См. комментарии к статье 3.5 КоАП РФ Об установлении минимальных размеров штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, смотри Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П Часть 1 изменена с 1 марта 2021 г.

— от 26 июля 2020 г. N 219-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ) Часть 1 изменена с 11 августа 2020 г. — от 31 июля 2020 г. N 278-ФЗ 1.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных и , и , , , настоящего Кодекса, — семи тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , и , , , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — десяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , и , , , , , , настоящего Кодекса, — пятнадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — двадцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных и , , , , , и , , настоящего Кодекса, — тридцати тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , , , , , , , и , и , и , и , и , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , и , , , , , , , , и , , настоящего Кодекса, — пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , и , , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — ста тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , и , , настоящего Кодекса, — двухсот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных , , и , , , , , , , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — трехсот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных , , , , , и настоящего Кодекса, — пятисот тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , и , , , , , , , , , , , , , , , и , , и , , , , , , , , , , , , , , , , , и , , и , , и , , , и , , , , , , , и , , , и , , , и , , настоящего Кодекса, — ста тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , и , , , , , , , , , и , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — двухсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , настоящего Кодекса, — трехсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, — четырехсот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , , , , и , и , , , , и , , настоящего Кодекса, — шестисот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , настоящего Кодекса, — семисот тысяч рублей, в случаях, предусмотренных , , , настоящего Кодекса, — восьмисот тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных , , , , , , , , настоящего Кодекса, — одного миллиона рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, в случаях, предусмотренных , , , , и , , , , настоящего Кодекса, — трех миллионов рублей, в случаях, предусмотренных , , , , , , , , , , , , , , , настоящего Кодекса, — пяти миллионов рублей, в случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, — шести миллионов рублей, а в случаях, предусмотренных , , , , и , , и , , , настоящего Кодекса, — шестидесяти миллионов рублей, или может выражаться в величине, кратной: 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; Пункт 2 изменен с 31 июля 2020 г.

— от 20 июля 2020 г. N 218-ФЗ 2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, кратной размеру Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники; от 2 ноября 2013 г.

N 285-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона 3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году; Часть 1 дополнена пунктом 3.1 с 30 июля 2017 г. — от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ 3.1) сумме выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году; Часть 1 дополнена пунктом 3.2 с 29 января 2018 г.

— от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ 3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году; 4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; от 29 июня 2015 г. N159-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4.1, с 1 июля 2015 г. 4.1) сумме затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу, не относящихся к производству такой продукции; от 28 декабря 2013 г.

N 396-ФЗ пункт 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, с 1 января 2014 г. 5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с , Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее — контракт), цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); 6) сумме излишнего дохода либо сумме убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования и (или) ; от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7 7) незадекларированной сумме наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов; от 23 июля 2013 г.

N 252-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8 8) сумме средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо сумме бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме полученного бюджетного кредита, либо сумме полученной бюджетной инвестиции, либо сумме полученной субсидии, либо сумме средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо сумме средств незаконно произведенных операций; от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона 9) разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа; от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10 10) кадастровой стоимости земельного участка; от 13 июля 2015 г.

N 265-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11 11) стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; от 28 ноября 2015 г. N 344-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 12 12) цене совершенной государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением сделки; от 30 декабря 2015 г.

N 464-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 13 13) сумме денежных средств, которые получены редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем и информация о получении которых должна предоставляться в соответствии с Российской Федерации о средствах массовой информации; от 28 декабря 2016 г.

N 471-ФЗ часть 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса дополнена пунктом 14 14) сумме ранее наложенного административного штрафа; Часть 1 дополнена пунктом 15 с 17 июня 2020 г.

— от 17 июня 2020 г. N 141-ФЗ 15) сумме сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. от 22 декабря 2014 г. N 437-ФЗ в часть 2 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, с 1 января 2016 г.

2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения — менее пятисот рублей, за исключением случая, предусмотренного настоящего Кодекса.

Часть 3 изменена с 31 июля 2020 г. — от 20 июля 2020 г. N 218-ФЗ 3.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, кратной размеру Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, либо суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, либо суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы полученного бюджетного кредита, либо суммы полученной бюджетной инвестиции, либо суммы полученной субсидии, либо суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо суммы средств незаконно произведенных операций, либо незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, либо суммы расчета без применения контрольно-кассовой техники, либо суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, в случаях, предусмотренных и настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, в случаях, предусмотренных , , и , настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости предмета административного правонарушения, в случае, предусмотренном настоящего Кодекса, не может превышать для граждан двадцатипятикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, для должностных лиц — тридцатикратный размер стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившегося предметом административного правонарушения, или стоимости входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, указанной в документе, дающем право на получение входного билета на матч чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, явившемся предметом административного правонарушения, в случаях, предусмотренных и настоящего Кодекса, не может превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц, семьсот тысяч рублей для юридических лиц, а в случае, предусмотренном настоящего Кодекса, — стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица. от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ в часть 4 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона 4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1 4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

от 2 ноября 2013 г. N 285-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, по истечении тридцати дней после дня названного Федерального закона 4.2.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из разности суммы административного штрафа, который был бы наложен за совершение административного правонарушения при представлении достоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, и суммы наложенного административного штрафа, не может превышать десятикратный размер наложенного административного штрафа. от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ статья 3.5 настоящего Кодекса дополнена частью 4.3 4.3.

Размер административного штрафа, кратный сумме ранее наложенного административного штрафа, не может превышать двукратный размер наложенного административного штрафа.

Статья 3.5 дополнена частью 4.4 с 30 июля 2017 г.

— от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ 4.4.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), не может превышать одну пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. Статья 3.5 дополнена частью 4.5 с 29 января 2018 г. — от 29 декабря 2017 г. N 446-ФЗ 4.5.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации топлива, не может превышать 3 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с Российской Федерации.

от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 6 статьи 3.5 настоящего Кодекса внесены изменения, с 1 сентября 2013 г. 6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. < статья 3.4.> Статья 3.6 >> Содержание

Принцип неотвратимости административной ответственности.

Основная цель государственного принуждения как метода преодоления правонарушений — в его неотвратимости.

Это связано с неизбежностью возмещения причиненного вреда кредитной организацией, нарушенного права и с неизбежностью его восстановления, а возможно, и с неизбежностью отмены незаконного акта.

Этот принцип имеет огромное значение, так как без него успешно не может осуществляться ни одна из целей ответственности.

Отсутствие неотвратимости ответственности означает нарушение правопорядка и освобождение от нее кредитных организаций, что повлечет явное и злостное нарушение прав клиентов и других участников банковской деятельности, ослабление законов, предписаний, указаний, инструкций (подзаконных актов), которые кредитные организации нарушают, чтобы избежать наказания — не отвечать по договорным обязательствам, не возмещать убытки клиентам, не выплачивать штрафы и пени за нарушение административного и банковского законодательства и т.п. Таким образом, в случае нарушения принципа неотвратимости ответственности, его задачи не выполняются, и он утрачивает свое социальное значение. Поэтому наличие неотвратимости ответственности банковской деятельности создает прочные гарантии для участников правоотношений — клиентов.

Например, из смысла ст. 2.10 КоАП РФ следует, что кредитные организации подлежат административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения в области финансов, налоговых сборов, рынка ценных бумаг. Учитывая огромное значение принципа неотвратимости ответственности кредитных организаций, законодатель закрепил его в ряде нормативно-правовых актов. Например, Банк России, устанавливая порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов, вправе применить такие меры воздействия к правонарушителю (банку), как: издание приказа об отзыве или аннулировании уполномоченного банка лицензии на осуществление банковских операций; издание предписаний о введении ограничений на проведение уполномоченным банком банковских операций с иностранной валютой или запретами.

Так же к правонарушителю могут применяться такие меры ответственности как: штрафы; требование о замене руководителя кредитной организации; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о приведении в соответствие величины собственных средств и размера уставного капитала в соответствии с законами и др.

Осуществление принципа неотвратимости ответственности обусловливается не только деятельностью государственных органов и должностных лиц, возлагающих юридическую ответственность (Банка России, органов судебной власти РФ и субъектов РФ), но и органов государственной власти, наделенных правотворческими полномочиями в соответствии с Конституцией РФ, — Парламента Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации.

В этой связи следует отметить, что одной из причин нарушения принципа неотвратимости ответственности кредитных организаций является отсутствие в нормативно-правовых актах регламентации ответственности, и в итоге возникают обстоятельства, когда в законодательстве предусматриваются определенные правонарушения, но не указывается вид ответственности, налагаемый на кредитную организацию или ее исполнительные органы за совершенные деяния.

Следовательно, можно сказать, что неотвратимость ответственности кредитных организаций состоит в том, что всякое совершенное ими правонарушение наказуемо и это должно быть обязательно публично обсуждаемым, гласным и подвергнуться осуждению, понимая, что ответственность кредитных организаций должна быть не только юридическая, но и моральная, общественно осуждаемая. Необходимо помнить о том, что наказание за нарушение законодательства кредитной организацией должно быть не только неотвратимым, но и своевременным: то есть принцип неотвратимости ответственности кредитных организаций действует лишь в определенное время после совершения правонарушения, иначе неотвратимость ответственности становится бесцельной, ненужной, а может быть, в иных случаях и вредной, а ведь ее главная задача состоит в повышении эффективности государственно-принудительных средств воздействия в сфере банковской деятельности.

Кредитная организация, совершившая правонарушение, должна быть подвергнута юридической ответственности, а наложенное взыскание реально исполнено.

Неотвратимость ответственности — непременное условие успешной борьбы с правонарушениями. Безнаказанность всегда стимулирует совершение новых правонарушений, способствует формированию у правонарушителей устойчивого характера антиобщественных действий.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+