Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Нормативное регулирование банковской деятельности 2020

Нормативное регулирование банковской деятельности 2020

Нормативное регулирование банковской деятельности 2020

Нормативное регулирование деятельности коммерческих банков в РФ

Стр 2 из 4 Содержание банковской деятельности сводится к формированию денежных отношений, при которых временно свободные денежные средства юридических, физических лиц, так же государства аккумулируются банками и другими кредитными учреждениями для последующего предоставления кредитов юридическим и физическим лицам на условиях возвратности и платности. Деятельность коммерческих банков специфична: v коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основе привлеченных ресурсов, включая средства населения.

До 90 % пассивов КБ (источников ресурсов) формируется за счет привлечения средств клиентов.

И только порядка 10 — 15 % пассивов коммерческого банка составляет собственный капитал (УК + нераспределенная прибыль + различные фонды целевого назначения); v наличие у коммерческого банка значительного объема привлеченных ресурсов вызывает необходимость особого регулирования и контроля за деятельностью коммерческого банка со стороны государства, т. к. стабильное состояние банковской системы обеспечивает в целом стабильное развитие экономики. Поэтому со стороны ЦБ РФ (Банка России) осуществляется систематический контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков.

Контроль проявляется в том, что коммерческие банки ежедневно представляют в ЦБ ежедневный консолидированный баланс. Надзор со стороны Банка России предусматривает ежемесячный анализ выполнения каждым коммерческим банком экономических нормативов в соответствии с инструкцией ЦБ РФ № 110И от 2004 г.

«О регулировании деятельности коммерческих банков», а так же в инспекционной проверке не менее одного раза в год деятельности каждого коммерческого банка с выездом по месту нахождения банка. В целях недопущения кризиса в банковской системе банковская деятельность во всех развитых странах строго регламентируется законодательством.

Взаимоотношения субъектов при совершении кредитных, депозитных, расчетных операций регламентируется нормами права. Задачи государства состоят, с одной стороны, в предоставлении банком большей самостоятельности, с др.

стороны, не дать банкам ущемить интересы государства и отдельных юр.

и физических лиц. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется: v Конституция РФ; v ГК РФ; v ФЗ «О банках и банковской деятельности»; v ФЗ «О ЦБ РФ (Банке России)»; v ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; v ФЗ «О страховании вкладов физ. лиц в банках РФ»; v и др. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ.

Законы и др. правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция содержит ряд важных для банковского права норм: 1.

Она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами.

Правовое регулирование банковской деятельности на уровне субъектов федерации НЕ допускается, т. к. согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого финансового рынка, валютная, таможенное, кредитное регулирование, денежное, эмиссия находится в исключительном ведении РФ.

2. Конституция РФ содержит нормы регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом, а именно: – устанавливают денежную единицу РФ (рубль); введение и эмиссия др. денег в РФ не допускается. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. При этом Конституция закрепляет принцип независимости Банка России от др.

государственных органов власти при осуществлении своей основной функции — защите и обеспечении устойчивости национальной валюты. 3. Ст. 103 Конституции РФ устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности председателя Банка России. Банковское дело как вид предпринимательства регулируется нормами гражданского права.
Банковское дело как вид предпринимательства регулируется нормами гражданского права. В частности ГК РФ определяет организационно-правовые формы юр.

лиц, что касается и кредитных организаций, устанавливает понятие и содержание договора банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, ответственность сторон, обеспечение возврата кредита, вводит понятие банковская тайна и т. д. В регулировании банковской деятельности важное место занимает ФЗ и подзаконные нормативные акты, т.

е. указы Президента РФ, которые конкретизируют ФЗ по деятельности банка. Основную массу подзаконных нормативных актов регулирующих банковскую деятельность принимает ЦБ РФ, в виде положений и инструкций ЦБ РФ.

Для организации работы по созданию и контролю деятельности коммерческих банков ЦБ РФ разработал в 1991 году Методические указания о создании и деятельности коммерческих банков на территории России, в которые в последующие годы вносились некоторые изменения.

Этот документ содержит сведения о порядке создания банка, получения лицензии на право ведения банковских операций, условия государственной регистрации и открытия филиалов банка.

Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в Центральном банке РФ.

Банки имеют право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России (ст. 12 Закона «О банках и банковской деятельности). При этом запись в реестр банков (Книгу государственной регистрации) производится почти одновременно с выдачей лицензии.

Открытие филиалов и представительств коммерческих банков осуществляется также с разрешения Центрального банка РФ.

Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» характеризует банк как коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом и действующее на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ (ст. 1). Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Ст. 8 Закона «О банках и банковской деятельности» Предоставление информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга.

(от 19.06.2001 N 82-ФЗ) Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности: ежеквартально – бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов; ежегодно – бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.

Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора). Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России.

(часть пятая введена Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ) Ст. 10 Закона «О банках и банковской деятельности» Устав кредитной организации должен содержать: v фирменное наименование; (от 18.12.2006 N 231-ФЗ) v указание на организационно-правовую форму; v сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений; v перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона; v сведения о размере уставного капитала; v сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях; v иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть граждане и юридические лица, за исключением представителей органов власти всех уровней, их исполнительных органов, политических организаций и специализированных общественных организаций (гл. 1 Инструкции о порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности N 49).

Число учредителей коммерческого банка не может быть менее трех.

Данный закон устанавливает и положение о ликвидации коммерческого банка, которая может быть произведена и в добровольном порядке. Коммерческий банк считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра.
2Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

На сайт Виакадемии ↵ Банковские статьи

Сегодня 17.09.2020 года.

Высшая банковская школа ПрофБанкинг работает каждый день с 2006 года!
23 март, 2013 дата публикации: 26.04.2013 дата актуализации: 08.07.2020

Банкиры очень хорошо знают нормативные акты, которые регулируют их деятельность.

Эти документы перечитываются в банке помногу раз в зависимости от сложности проводимых операций и появления новых.

Более того, в России законы, инструкции и положения постоянно претерпевают изменения, часто очень значительные, и приходится заново перечитывать документы. А номера этих документов быстро запоминаются. За этими номерами стоит целая эпоха развития банковского дела в России и огромный объем знаний, регулирующий весь спектр банковских операций.

За этими номерами стоит целая эпоха развития банковского дела в России и огромный объем знаний, регулирующий весь спектр банковских операций. В этой связи для сокращения в своей речи упоминания о каком-либо нормативном акте банковские работники называют только номер документа, не употребляя ни его названия, ни о чем он.

Посвященным специалистам абсолютно понятно и про что это, и о чём, и почему упомянуто.

Чтобы ввести в курс банковского дела непосвященных, ПрофБанкинг размещает перечень основных документов, регулирующих банковскую деятельность, и даёт краткую аннотацию к каждому нормативному акту.

Если вы хотите посмотреть все документы по банковской деятельности и их тексты, перейдите в банковскую библиотеку. Основные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность: 395-1 – главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков.

Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник.

Официальные реквизиты нормативного акта: Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» 86-ФЗ – закон о Центральном банке Российской Федерации, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора.

Официальные реквизиты нормативного акта: Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» 86-ФЗ – закон о Центральном банке Российской Федерации, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора.

Этот закон должен знать каждый банковский работник.

Официальные реквизиты нормативного акта: Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

579-П – План счетов бухгалтерского учета в банке и правила отражения операций в бухгалтерском учете банка (до 03 апреля 2017 года применялось Положение № 385-П, но оно отменено). Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 579-П от 27.02.2017

«О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»

Пройдите обучение на видеокурсе «Основы бухгалтерского учета в банке», чтобы раз и навсегда понять банковский учет и все бухгалтерские термины 153-И – важнейший документ о правилах открытия и закрытия всех видов банковских счетов, открываемых физическим, юридическим лицам, предпринимателям: текущих, расчетных, корреспондентских и прочих счетов. Инструкция также касается счетов по учету вкладов (депозитов) и депозитных счетов судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов и нотариусов.

Инструкция содержит список документов, необходимых для открытия каждого счета, требования к ведению юридического дела клиента, оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати. Официальные реквизиты нормативного акта: Инструкция ЦБ РФ № 153-И от 30 мая 2014 года

«Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»

Бесплатные банковские тесты 161-ФЗ – закон о национальной платежной системе.

Этот закон – новый виток в развитии системы расчетов в Российской Федерации.

Он устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Официальные реквизиты нормативного акта: Федеральный закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе» 383-П – Положение ЦБ РФ, устанавливающее правила перевода денежных средств кредитными организациями в рублях РФ по банковским счетам и без открытия банковских счетов.

Положение № 383-П разработано на основании закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и устанавливает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; прямое дебетование; в форме перевода электронных денежных средств. Переводы денежных средств могут быть оформлены распоряжениями в виде: платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера. Формы указанных документов приводятся в приложениях к Положению 383-П.

Рекомендуем прочесть:  Со скольки в новых домах тихий час

Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012

«О правилах осуществления перевода денежных средств»

199-И – одна из важнейших Инструкций ЦБ РФ, устанавливающая методику расчета обязательных нормативов банков. Инструкция устанавливает 12 обязательных нормативов, каждый их которых должен соблюдаться банком ежедневно (до 1 января 2020 года применялась Инструкция № 180-И, но она отменена).

Официальные реквизиты нормативного акта: Инструкция ЦБ РФ № 199-И от 28.06.2017

«Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией»

595-П – Положение, которое регулирует правила для участников платежной системы Банка России (ПС БР).

Помимо этого, Положение 595-П ввело новую структуру БИК и порядок его присвоения, но для действующих банков БИК остается прежним. Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 595-П от 06.07.2017 «О платежной системе Банка России» 507-П – положение о ФОРе (ФОР — фонд обязательных резервов): как рассчитать сумму обязательных резервов, порядок регулирования ФОРа, порядок составления и представления в Банк России расчета по обязательным резервам. Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 507-П от 01.12.2015 «Об обязательных резервах кредитных организаций» 590-П – один из самых важных и сложных нормативных актов Банка России; устанавливает порядок классификации ссуд по категориям качества с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга, определяет границы размера расчетного резерва в процентах от суммы основного долга, особенности формирования резерва по ссудами по портфелям однородных ссуд, порядок списания банком безнадежной задолженности по ссудам.

Необходимый документ для работы с кредитами, учтенными векселями, ценными бумагами по сделкам с отсрочкой платежа или поставки, факторинговыми требованиями (до 14 июля 2017 года применялось Положение № 254-П, но оно отменено) Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 590-П от 28.06.2017

«Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»

611-П – документ о классификации прочих (не относящихся к ссудам по 590-П) элементов расчетной базы в целях формирования резерва на возможные потери. Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 611-П от 23.10.2017

«О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»

4927-У – знаете ли Вы, что каждый коммерческий банк предоставляет в Банк России несколько десятков различных отчетов о своей деятельности ежеквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно?

Этот документ устанавливает формы отчетности для кредитных организаций.

Очень объемный нормативный акт. Содержит не только формы отчетов, но и порядок составления и представления каждого отчета. Официальные реквизиты нормативного акта: Указание Банка России № 4927-У от 08.10.2018

«О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»

646-П – устанавливает методику определения величины капитала банка с учетом международных подходов к повышению устойчивости банковского сектора («Базель III»).

Величина собственных средств (капитала), определяемая в соответствии с Положением 646-П, используется в целях определения значений обязательных нормативов, а также в других случаях, когда в целях определения значения пруденциальных норм деятельности используется показатель собственных средств кредитной организации. Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 646-П от 04.07.2018

«О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («БАЗЕЛЬ III»

)» 178-И – устанавливает размеры (лимиты) открытых валютных позиций, методику их расчета и особенности осуществления надзора за их соблюдением. Официальные реквизиты нормативного акта: Инструкция Банка России № 178-И от 28.12.2016

«Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями»

148-И – нормативный акт, касающийся вопросов выпуска акций и облигаций коммерческими банками, подготовки проспекта ценных бумаг, регистрации выпуска ценных бумаг банками.

Официальные реквизиты нормативного акта: Инструкция ЦБ РФ № 148-И от 27.12.2013

«О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации»

135-И – большой и сложный нормативный акт, касающийся вопросов государственной регистрации банков и выдачи им лицензий. Этот документ хорошо знаком юридической службе банка и руководству банка.

Описывает все виды банковских лицензий, общие требования к учредителям банка, к перечню подаваемых в ЦБ РФ документов для получения лицензий, к открытию и закрытию банками филиалов, к реорганизации банка. Официальные реквизиты нормативного акта: Инструкция ЦБ РФ № 135-И от 02.04.2010

«О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

242-П – документ о внутреннем контроле в банке, для чего нужна система внутреннего контроля в банке, как её организовать. Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 242-П от 16.12.2003

«Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»

115-ФЗ – федеральный закон, направленный на создание механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

К имеющимся у банков несвойственным функциям, этот закон прибавил еще одну – функцию обязательного контроля за сомнительными операциями с обязанностью представлять информацию о них в Росфинмониторинг. С момента принятия закона в 2001 году в работе банков изменилось очень многое: появились полноценные внутренние службы, занимающиеся только вопросами противодействия легализации, написаны объемные внутренние документы банка по вопросам противодействия легализации, разработаны анкеты для клиентов, для выгодоприобретателей, внедрены специальные программные комплексы и каналы связи.

Официальные реквизиты нормативного акта: Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

499-П – это порядок идентификации клиентов в целях исполнения норм закона 115-ФЗ. Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 499-П 15.10.2015

«Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

39-ФЗ – главный нормативный акт по рынку ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг; закон закрепляет понятия «эмиссионная ценная бумага», «акция», «облигация», «опцион эмитента», «эмитент», «регистрационный номер выпуска», «публичное размещение ценных бумаг», «листинг ценных бумаг», «брокерская деятельность», «дилерская деятельность», «деятельность по управлению ценными бумагами», «депозитарная деятельность» и другие. Официальные реквизиты нормативного акта: Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг» Женевская конвенция или (Вексельная конвенция) – международный нормативный акт, заключенный в Женеве в 1930 году, который вступил в силу для СССР в 1937 году и по правопреемству распространяется на Россию.

Относится к специальному вексельному законодательству и устанавливает единые нормы и требования к оформлению векселей и вексельному обращению для государств, присоединившихся к Конвенции. Несмотря на то, что вексельные отношения в России регулируются не столько Женевской конвенций, сколько Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных комиссаров СССР от 07 августа 1937 г.

№ 104/1341

«О введении в действие положения о переводном и простом векселе»

, практически повторяющим нормы Женевской конвенции, для работы с векселями необходимо очень хорошо знать оба документа. Официальные реквизиты нормативного акта:

«Конвенция о Единообразном Законе о переводном и простом векселе»

, заключена в Женеве 07.06.1930 Пройдите бесплатный мини-тест «Векселя и вексельное обращение» 645-П – правила выпуска и оформления банками депозитных и сберегательных сертификатов, включает также требование по обязательной регистрации условий выдачи сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта: Положение Банка России от 03.07.2018 № 645-П

«О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций»

Специально для Вас ПрофБанкинг подготовил бесплатные мини-тесты: «Депозитные сертификаты» и «Сберегательные сертификаты» 173-ФЗ – закон о валютной политике России, вводит понятия «внутренние ценные бумаги», «внешние ценные бумаги», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и закрепляет основной принцип валютного законодательства: «всё запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Очень важный для банков закон, так как на банки возложена функция агентов валютного контроля. Официальные реквизиты нормативного акта: Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» 177-ФЗ – закон о страховании вкладов в банках, определяет основные принципы страхования вкладов, участников системы страхования, какие вклады застрахованы, страховой случай, размер возмещения по вкладам в банке, компетенцию Агентства по страхованию вкладов, требования к банкам, участвующим в системе страхования вкладов, порядок исчисления и уплаты банками страховых взносов на счет Агентства в Банке России.

Официальные реквизиты нормативного акта: Федеральный закон № 177-ФЗ от 23.12.2003

«О страховании вкладов в банках Российской Федерации»

630-П – определяет порядок ведения кассовых операций банками с наличными рублями при осуществлении банковских операций и других сделок, порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России, неплатежеспособными, денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации, а также устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории РФ. Официальные реквизиты нормативного акта: Положение Банка России № 630-П от 29.01.2018

«О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»

Посмотри тексты актуальных нормативных актов по банковскому делу в нашей Банковской библиотеке!

5396-У – устанавливает порядок ведения кассовых операций в уполномоченных банках с денежными знаками иностранных государств. Официальные реквизиты нормативного акта: Указание Банка России от 30.01.2020 № 5396-У

«О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации»

266-П – устанавливает порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или иностранная организация.

Официальные реквизиты нормативного акта: Положение ЦБ РФ № 266-П от 24.12.2004

«Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»

Доступным языком о работе современного коммерческого банка: главный дистанционный курс ПрофБанкинг «Банковский специалист широкого профиля» НАСТОЯЩАЯ ЖЕМЧУЖИНА В МОРЕ БАНКОВСКИХ КУРСОВ Новости на главной сен 15, 2020 Новости за 2020 годЦБ РФ разработал формы Паспортов банковских продуктовПодробнее 222 сен 14, 2020 Новости за 2020 годВыпускается памятная серебряная монета «75-летие атомной промышленности России»Подробнее 309 сен 14, 2020 Новости за 2020 годБайкалИнвестБанк после присоединения к себе РЕАЛИСТ БАНКа сменил наименование на РЕАЛИСТ БАНКПодробнее 260Все новости Знаете ли Вы, что.?

Знаете ли Вы, что по состоянию на 1 января 2020 года структура Банка России включает 361 подразделение?

Блиц ответ о банках Где посмотреть (скачать) справочник БИК? Наши контакты 127018, Москва, ул.

Сущёвский Вал, д. 5, стр. 3, оф.312

  1. dummy
  2. dummy+7 (495) 120-00-76

Наши курсы «Банковский специалист широкого профиля»«Операционист банка по обслуживанию физических лиц»«Основы бухучета в банке»«Банковский аналитик» Демо-доступ Хотите заглянуть внутрь дистанционного курса «Банковский специалист широкого профиля»?

ПОДПИСКА НА ПРОФБАНКИНГ Хотите получать информацию от Профбанкинг?

ПРОФБАНКИНГ Почему ПрофБанкинг? О проекте ПрофБанкинг Презентация Благотворительность Викторины и конкурсы Поиск Банковские новости Горячие новости Новости одной строкой Нормативные акты Разъяснения Банка России Формы документов банка Курсы по банковскому делу Статьи о банковском деле Блиц-ответ о банках Знаете ли Вы, что.

Обложки для документов Карта сайта ДЛЯ ПАРТНЕРОВ Пресс-релизы Анонсы мероприятий Список мероприятий Прошедшие мероприятия Наши партнеры Сотрудничество Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 039587Исключительные права принадлежат Высшей банковской школе ПрофБанкинг.Частичная или полная перепечатка материалов не разрешается.Соблюдение Условий обязательно.

© Copyright ПРОФБАНКИНГ 2006-2020.

Нормативно-правовое регулирование надзорной деятельности в банковской сфере Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 336.71 Халафян Татьяна Владимировна аспирант кафедры финансов и налогообложения Северо-Кавказского федерального университета НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Khalafyan Tatiana Vladimirovna PhD Student, Finance and Taxation Department, North Caucasian State University STANDARD LEGAL REGULATION OF SUPERVISING ACTIVITY IN THE BANKING SPHERE OF THE RUSSIAN FEDERATION Аннотация: В статье рассматриваются особенности правового регулирования надзора за деятельностью кредитных организаций.

Отмечено, что осуществление правопорядка в сфере банковской деятельно-сти через надзорные механизмы государственного органа банковского регулирования и надзора — Банка России является важнейшим условием обеспечения стабильности национальной банковской системы.

Сделан вывод о том, что действенный банковский надзор, основанный на многочисленных нормативно-правовых актах, издаваемых Банком России, способен заставить или побудить банк изменить в нужном направлении параметры своей деятельности, а следовательно, и результаты в случае, если непринятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для банковской системы в целом.

Ключевые слова: банк, надзор, регулирование, законодательство, банковская система. Summary: The article considers the features of legal regulation of credit organizations supervision.

It is noted that implementation of law and order in the banking sphere by means of supervision executed by the state authority of banking regulation and supervision — the Bank of Russia is the most important condition ensuring the stability of the national banking system. It is concluded that the effective banking supervision based on the numerous legal acts published by the Bank of Russia is capable to compel or impel a bank to change its activities towards the necessary direction, and, consequently, the results in the event if rejection of such measures leads to negative consequences for a bank, its clients and depositors, and for the banking system in general. Keywords: bank, supervision, regulation, legislation, banking system.

Кредитные организации в любой стране являются важнейшей составной частью банковской системы. Банки влияют на перераспределение финансовых ресурсов между различными участниками экономических отношений, управляя денежными потоками и изменяя скорость их обращения.

Вместе с тем экономическая среда, в которой банки осуществляют свою деятельность, также оказывает значительное влияние на процессы преобразования в банковской системе. Следовательно, обеспечение стабильности национальной банковской системы представляет значительный интерес для общества и выступает одной из важнейших функций государства, выполнение которой непосредственно связано с решением задач укрепления правопорядка в банковской сфере.

Одним из условий их решения является осуществление регулирования и надзора в банковском секторе страны. В свою очередь, согласно статье 55 Закона о Центральном банке (Банке России) [1], органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций на территории РФ является Банк России.

Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями норм федерального законодательства, нормативных актов Банка России, а также обязательных экономических нормативов, установленных Банком России, путем непрерывного анализа и сопоставления экономических показателей их деятельности на основе ежемесячных отчетов, а также инспектирования.

Кроме того, банки подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке согласно статье 7 Закона об аудиторской деятельности [2]. По мере развития общества и государства происходит постоянный поиск новых форм и методов регулирования и надзора, направленных на создание в обществе режима законности, в том числе в банковской сфере.

По мнению автора, проблема правового регулирования управляющего воздействия Центрального банка на функционирование кредитных институтов приобретает особую актуальность на современном этапе, поскольку носит комплексный характер и ее решение находится в сфере компетенции как органов государственной власти, так и самого Банка России. Комплексный характер правового регулирования банковской деятельности позволяет относить к нему наряду Конституцией РФ и специальными банковскими законами и другие федеральные законы, которые содержат нормы, в той или иной мере затрагивающие банковскую деятельность. К ним, в частности, относятся нормы административного, финансового, гражданского, трудового и уголовного права.

Наибольшее значение в сфере регулирования деятельности кредитных организаций имеют конституционные нормы. Конституция РФ закрепляет основы национальной экономической системы, системы государственных органов власти, разграничения предметов ведения и полномочий между ними. Конституция Российской Федерации содержит нормы, регламентирующие конституционноправовой статус Банка России.

Так, статья 75 Конституции определяет, что на территории Российской Федерации только Банк России обладает исключительным правом осуществления монопольной денежной эмиссии [3].

Дополнительной гарантией исключительного права Банка России на монопольное осуществление денежной эмиссии является положение о том, что денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации (пункт «ж» статьи 71 Конституции РФ).

Субъекты Российской Федерации правом денежной эмиссии не обладают.

Основной функцией Банка России, как записано в статье 75 Конституции РФ, является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. ЦБ РФ не входит в состав государственных органов власти, к которым, согласно статье 11 Конституции РФ, следует относить Президента РФ, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ.

Названные органы, согласно статье 10 Конституции, выполняют возложенные на них функции на основе деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Банк России же не относится ни к одной из указанных ветвей власти, поскольку является государственным органом с особым правовым статусом. Независимость Банка России от других государственных органов выражается в характере выполняемых им функций, а так как для ЦБ РФ функция защиты и обеспечения устойчивости рубля является основной, то степень его независимости выступает главенствующим аспектом его статуса как государственного органа власти.

Анализируя вышеизложенное, можно заключить, что ЦБ РФ выступает государственным органом власти с особым статусом, созданным для обеспечения устойчивости национальной валюты, регулирования банковской системы через механизмы денежно-кредитной политики, организации системы контроля и надзора в банковской сфере с применением санкций за нарушения банковского законодательства. Статус кредитных организаций как субъектов коммерческой деятельности в денежно-кредитной сфере также закреплен в Конституции РФ.

Так, статьи 8, 34, 35 Конституции определяют базовые принципы деятельности кредитных институтов, а именно: свободы экономической деятельности, свободы перелива финансовых ресурсов из одного сектора экономики в другой, добросовестной банковской конкуренции и запрета на монополизацию.

Нормы административного права закрепляют функции ЦБ РФ по управлению банковской системой, а также его полномочия в сфере надзора за деятельностью кредитных организаций и принятия решений об их государственной регистрации. Административно-правовое регулирование банков также заключается в определении порядка применения санкций к субъектам банковской деятельности за нарушение нормативно-правовых актов и предписаний Банка России. Нормы финансового права определяют правоотношения, формирующиеся в процессе финансово-экономической деятельности государства по аккумуляции, распределению, перераспределению и использованию органами государственной власти денежных ресурсов.

Финансовоправовое регулирование также устанавливает основы денежного обращения в экономике страны, основы валютного и банковского контроля. Нормы гражданского права закрепляют правовой статус субъектов гражданского оборота, в том числе субъектов банковской деятельности. Кроме того, этими нормами регулируются правила совершения гражданско-правовых сделок, в том числе банковских.

Гражданско-правовое законодательство также определяет унифицированные виды участия кредитных организаций в гражданских правоотношениях: банковская гарантия, договор банковского счета, договор банковского вклада, кредитный договор, безналичные платежи, лизинг. Таким образом, банковское законодательство опирается на гражданско-правовые нормы, которые используются в банковской деятельности или непосредственно ее регулируют.

iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Нормы трудового права регулируют вопросы заключения и прекращения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, социального страхования, соблюдения правил внутреннего распорядка и другие. Следовательно, на взгляд автора, банковское законодательство выступает комплексной отраслью права в системе российского законодательства, включающей нормы различных отраслей права, регулирующих разносторонние аспекты кредитно-финансовой системы. Специальное банковское законодательство представлено федеральными законами, в частности такими как Закон о Центральном банке (Банке России), Закон о банках и банковской деятельности [4], Закон о валютном регулировании и валютном контроле [5], Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем [6] и другими.

Они занимают ведущее место среди источников правового регулирования банковской деятельности.

Закон о Банке России закрепляет основные цели, задачи, функции и принципы организации деятельности ЦБ РФ. Статья 2 закона определяет, что Банк России является юридическим лицом, имеющим печать со своим наименованием и изображением Государственного герба РФ. Уставный фонд Банка России находится в федеральной собственности, при этом в соответствии с целями деятельности Банк России наделен полномочиями по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом.

Как указано в статье 55 Закона о Банке России, главной целью банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций в порядке, установленном главой 10 Закона о Банке России. Ключевыми терминами в данном случае являются «регулирование» и «надзор».

Логически на первом месте стоит надзор — процесс внешнего контроля, то есть отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, в целях контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм законодательства, правил, устанавливаемых Банком России, и внутренних документов самого поднадзорного банка [7].

Банковское регулирование — система мер, посредством которых государство через центральный банк и его подразделения на местах обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе [8]. Надзорные и регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора.

Решение о создании данного органа принимается Советом директоров. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих надзорных функций Банк России уполномочен использовать принудительные меры воздействия к кредитным институтам, в частности, взыскание штрафов, запрет на выполнение конкретных банковских операций, отзыв банковской лицензии.

Кроме того, в целях обеспечения устойчивости кредитных институтов Банк России устанавливает им обязательные экономические нормативы деятельности, содержание которых раскрыто в Инструкции Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» [9]. К ним относятся следующие нормативы: — достаточности капитала банка (Н1); — ликвидности банка (мгновенной — Н2, текущей — Н3, долгосрочной — Н4); — максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); — максимального размера крупных кредитных рисков (Н7); — максимального размера кредитов, гарантий, поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) (Н9.1); — совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1); — использования собственных средств банка для приобретения акций (паев) других юридических лиц (Н12).

В соответствии с законодательством банки несут ответственность за предоставление достоверных данных по расчету обязательных экономических, а также за расшифровку отдельных статей баланса, используемых для подсчета обязательных нормативов. Надзорные органы уполномочены выполнять проверки кредитных организаций по вопросам предоставления ими правильной и достоверной информации для расчетов обязательных нормативов. Зачастую результаты инспекционных проверок показывают, что наиболее часто допускаемые нарушения во многом являются следствием принятия неправильных управленческих решений, недостаточной организации или отсутствия службы внутреннего контроля, что свидетельствует о низком качестве менеджмента в кредитных организациях, а нередко и низком качестве внешнего аудита [10].

Среди различных направлений надзорной деятельности Банка России, на взгляд автора, особо важными представляются его полномочия в области валютного контроля, установленные Законом о валютном регулировании и валютном контроле [11]. В указанном Федеральном законе закреплены функции и полномочия органов валютного регулирования и валютного контроля, основные принципы проведения валютно-финансовых операций на территории РФ, права и обязанности лиц по вопросам распоряжения различными валютными ценностями, а также порядок применения санкций за нарушение валютного законодательства. Банк России в пределах своей компетенции, в частности, правомочен выполнять проверки по вопросам соблюдения закрепленных в ФЗ от 07.08.01 № 115-ФЗ норм законодательства о противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем [12].

На сегодняшний день Банком России принято более 1500 нормативно-правовых актов в области банковского регулирования и надзора, из них: положений ЦБ РФ — 12, указаний ЦБ РФ -120, инструкций ЦБ РФ — 6 и писем ЦБ РФ — 70, официальных разъяснений ЦБ РФ — 3 [13]. Кроме того, необходимо отметить, что в числе иных источников, регулирующих банковскую деятельность, можно выделить также правовые обычаи, межбанковские договоры, акты, носящие локальный характер и утверждаемые правлением кредитных организаций по вопросам построения внутрибанковских отношений, регламентации учета материальных ценностей, осуществления делопроизводства и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что рациональный надзор, основанный на многочисленных нормативных актах, издаваемых Банком России в соответствии с действующим законодательством, необходим Центральному банку, призванному осуществлять защиту интересов вкладчиков и кредиторов в сложившихся условиях, когда добросовестная практика проведения банковских операций является нормой отнюдь не всех банков.

Необходим надзор и самим кредитным организациям — в той степени, в которой он является критерием обеспечения доверия общества к ним и инструментом обнаружения нарушений на ранних стадиях их возникновения. Идеальной системы надзора, которая могла бы полностью обеспечить устойчивость банковского сектора страны, не существует. Однако, по мнению автора, качественный банковский надзор и, что не менее важно, действенное правовое регулирование надзорной деятельности, ограничивают риск возникновения дестабилизирующих тенденций в деятельности самих банков, предотвращают возможность причинения ущерба клиентам, вкладчикам и национальной банковской системе в целом вследствие неправильного управления деятельностью того или иного банка.

Ссылки: 1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 327-ФЭ). М., 2012.

40 с. 2. Об аудиторской деятельности : Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 № 307-ФЭ (ред.

от 01.07.2010 № 136-ФЭ). М., 2012. 30 с. 3. Конституция Российской Федерации : офиц. текст : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с изм.

от 30.12.2008 № 6-ФКЗ // Российская газета.

2009. 21 янв. 4. О банках и банковской деятельности : Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ (ред. от 29.12.2012 № 282-ФЗ). М., 2012. 64 с. 5. О валютном регулировании и валютном контроле : Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2013 № 173-ФЗ (ред.

от 23.07.2013 № 251-ФЗ). М., 2013. 29 с. 6. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем : Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Российская газета.

2001. 09 авг. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 7. Жуков Е.Ф., Эриашвили Н.Д. Банковское дело. М., 2011. 687 с.

8. Ильясов С.М. Денежно-кредитный механизм развития региона.

М., 2005. 216 с. 9. Об обязательных нормативах банков: Инструкция ЦБР от 03.12.2012 № 139-И // Вестник Банка России.

2012. № 74. С. 1-70. 10. Максимов М.В. Финансовое право [Электронный ресурс].

URL: http://www.k-press.ru/bh/2002/3/maximov/ maximov.asp (дата обращения: 28.06.2014). 11. О валютном регулировании и валютном контроле . 12. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

13. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс].

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+