Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Почему сын ворует деньги у матери

Почему сын ворует деньги у матери

Подросток ворует деньги у родителей советы психолога

» Автор: Галина Дятлова.Любой детский психолог прекрасно знает – практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.Дети дошкольного возраста тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм.

Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.Около 6 — 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей. Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу.

Почему?Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит.

Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое.

Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться.

А желания очень сильны.Ребенку просто «очень хочется».

Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются.
У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже.

Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом.

У них просто не развита еще функция самоконтроля.

Знают, как надо, но удержать себя не в силах.С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль.

Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников.

Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться.

И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться.

Этому посвящены наши тренинги.Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе. При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль.

И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания.

И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги.

Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания.

А маленький человечек трактует это как лишение любви.

Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.

А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  1. так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  2. разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  3. возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого?

Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.Итак, еще одна ошибка: никогда не предавайте огласке подобные инциденты.

Детская психика слишком хрупка для подобных испытаний.

Даже взрослому человеку пережить публичный позор трудно. Раньше даже существовало наказание, когда преступника приковывали к «позорному столбу». Не поступайте так со своим ребенком.

Все вопросы должны решаться не силовыми (и уж никак не физическими!) методами в узком кругу семьи. Запомните, если ребенок ворует, то скорее всего это никак не связано с «дурными генами» его предков, вероятнее всего, это свидетельство того, что в Вашей семье есть проблемы.Либо это связано с недостатком тепла и понимания со стороны родителей, либо Вы что-то упустили в общественной жизни ребенка. Примечателен случай с 6-летним Иваном.

Мальчик регулярно крал деньги у мамы и прятал их под матрас.

Мама, перестилая кровать, каждый раз их находила и все повторялось заново: он крал, мама находила. На приеме выяснилось, что семья неполная, отца нет, мама с утра до вечера на работе, ребенок с няней.

Когда он прятал деньги, он знал, что мама это обнаружит и будет ругаться. Ребенок объяснял ситуацию так: зато мама сидит у меня на кровати, разговаривает, а потом целует на ночь.

«Разговаривает» — это пытается объяснить, почему красть не хорошо. Из дальнейшей беседы стало ясно, что ребенок не слышит этих объяснений, он просто таким образом провоцирует маму на общение с ним.Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон.

А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник!

Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!» Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.С собой в детстве, с другими детьми и т.п.

Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый. Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку.

Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.

Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас?

Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс.

А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине.

Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора.

Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода.

Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.Кроме того, нужно помнить, что для ребенка суммы 50 копеек и 50 рублей нередко не имеют разницы. Не зная цены деньгам, малыш часто не осознает размера наносимого семье ущерба, поэтому довод «ты знаешь, что это огромная сумма» на него не подействует.

Например, когда у 5-летней Машеньки, регулярно таскавшей у родителей и бабушки «железные» деньги, спросили, что бы она выбрала: 10 монеток по 10 копеек или одну большую монетку «5 рублей», то девочка без раздумий ответила — 10 монеток, конечно!В большинстве своем дети имеют представление о сумме и ценности, но не думайте, что ребенок не посмеет взять пачку денег, откладываемую на летний отпуск. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.Вполне может случиться так, что не понимая ценности «бумажек», Ваш малыш легко отнесет эти «фантики» в детский сад поиграть, как сделал 6-летний Вадим. Когда мама причитала на приеме у психолога, что она бы

«еще поняла, если бы сын взял небольшую сумму, но унести из дома все деньги»

, ее с трудом удалось убедить, что ребенок не замышлял «преступление века».

Видя, как дорожат родители этими бумажками, он решил отнести их в группу.

У Вадима не складывались отношения с детьми, и таким образом он хотел завоевать внимание одногруппников и найти друзей.Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя.

Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено.

Как другие люди относятся к тем, кто ворует. Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое.

Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую.

И т.п.Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь.
Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь.

Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.Вы помните, они могут быть разнообразными.

Но в любом случае, это какой-то дефицит.

Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить.

Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс).

Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации.

Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно.

Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл.

Установить его владельца уже невозможно.

Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот.

Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит.

А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами.

А главное, надолго запомнилось.11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам!

Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет.

Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму.

Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.Вы заметили, что ребёнок ворует! Обычно реакция родителей, которые узнали об актах воровства, совершённых их ребёнком, бывает достаточно жёсткой.

Оно и понятно: родители переживают за своё чадо, боятся, что такое поведение может закрепиться. Иногда родителям не совсем понятно, что делать, если акт воровства не единичный.

Для начала лучше успокоиться и, первым делом, попытаться исключить ситуацию «вынужденного воровства», например, когда у вашего ребёнка деньги вымогают.

Или, к примеру, он сам решил «помочь» заметить, что эти ситуации не равнозначны. Надо обязательно объяснить ребёнку, каковы могут быть последствия в случае повторения актов воровства, рассказать об основных правилах жизни людей в социуме и государстве и объяснять необходимость их соблюдения.

Далее следует проанализировать, не изменилось ли что-либо в жизни вашего ребенка и/или вашей семьи. Если видимых изменений вы не регистрируете, значит, изменился сам ребёнок и теперь вам следует скорректировать своё отношение к нему. Родители должны показать ребёнку возможный размер кредита доверия.

Так сказать, авансом.Причины воровства в среде подростковФакты воровства могут быть обусловлены несколькими причинами.

Например, родители могут не брать в расчёт новые потребности ребёнка, удовлетворение которых позволяют ему чувствовать себя уверенно в среде сверстников (одежда, гаджеты, билеты на концерты). Это не вопрос финансового положения семьи, а вопрос отношения к подростку, когда родители, всё сами за него решают.
Это не вопрос финансового положения семьи, а вопрос отношения к подростку, когда родители, всё сами за него решают.

С определённого момента своего развития подросток нуждается в том, чтобы его мнение учитывалось родителями.

Возможно, при помощи ворованных денег подросток пытается завоевать положение в референтной группе (в своей компании) через демонстрацию либо реализацию своей полезности.

Следует объяснить подростку сомнительность подобных ценностных ориентиров и попытаться в дальнейшем помочь ему завести нормальных друзей (например, среди детей своих знакомых, в спортивной секции). Возможно, воровство подростка мотивированно желанием обладать какой-либо вещью, даже вполне пустяковой, с точки зрения старших. Если такое спонтанное воровство единично – его можно расценивать как важный жизненный опыт, проживание соблазна, совершения проступка, стыда, раскаяния и разочарования (последнее очень важно), главное, чтобы такие факты не повторялись.

Формирование способности к отказу от своих желаний, понимание совести может происходить и таким образом.

Иногда подростковое воровство – это попытка привлечь внимание родителей (особенно если родители реагируют достаточно эмоционально).Как успешно бороться с подростковым воровствомВ этом случае полезно обратиться к психоаналитику.

Украденные деньги или вещи, купленные на них, воспринимаются как символическое замещение родительской любви и участия.

В таких случаях воровство – это своеобразный акт протеста или способ разрядить постоянное напряжение в отношениях. Следует поработать над изменением психологического климата в семье.

Любому подростку крайне важно, чтобы родители интересовались его проблемами и жизнью в целом, выслушивали, чтобы его не осуждали.

Важно, чтобы родители уважали его мнение и оказывали поддержку в сложных ситуациях, а не только наказывали за каждый проступок.

Когда у родителей хватает мудрости, терпения и мужества, ребёнок чувствует любовь к нему, поддержку, внимание и собственную защищенность.

Важно не «воевать» с подростком, а вместе с ним искать выход из сложного положения.

Устраивая «разбор полётов», лучше разговаривать с подростком без обвинений. Надо попытаться понять его цели и проблемы.

Родителям важно понимать, что отсутствие должного доверия не способствует нормальному диалогу.

Восстановление доверия – процесс длительный и многотрудный. Надо понимать, что доверие должно быть обоюдным.

Когда ребёнок осознает, что ваша цель – понять его, а не только наказать (в какой-либо форме это всё-таки нужно сделать), он сможет настроиться, выработать правильную стратегию поведения и не повторять ошибок в дальнейшем.

Наказание не должно быть слишком жёстким и, тем более, жестоким. Однако наказание должно создать для подростка неудобную для него обстановку на период не слишком короткий (недели-двух, на первый случай, достаточно). В результате подросток должен наглядно увидеть невыгодность таких проявлений, как воровство.

Правильно выбранная родителями линия поведения обычно приводит к желаемому результату в течение если не приводит, значит, точно следует обратиться к психологу или даже к психиатру.( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Ребенок ворует.

Как реагировать родителям.

19 января 20201.

Не пугайтесь. Через опыт воровства проходит большинство детей. Помню, как я лазила по карманам родительской одежды в поисках завалявшейся мелочи, чтобы купить мороженку или пироженку, как нашла под ковриком тайник сына с «взятыми» из дедушкиного кошелька бумажными купюрами, как подруга привела двух своих дочерей, чтобы вернуть мне, унесённые её девочками, «драгоценности» (целую горсть серёжек, колечек и брошек).Распространенность проблемы, совсем не повод надеяться, что она «рассосётся» сама собой. Неверная реакция родителей или отсутствие всякой реакции на проступок сына или дочери приводит к тому, что нежелательное поведение закрепляется и создаёт много проблем и родителям, и детям.2.

Не называйте ребёнка вором, не пугайте тюрьмой, а дайте название поступку и назовите последствия.2.1. Это не противоречивые советы, они легко соединяются фразой типа: «Когда человек берёт чужое, без согласия хозяина или без его ведома, это называется воровством.

За воровство предусмотрено наказание — тюремное заключение». Для сравнения — другая фраза: «Ты — вор! Тебя в тюрьму посадят!» или «Если будешь воровать, то в тюрьму попадёшь!»Используйте безличные формулировки. Употребление личных местоимений «ты», «тебя» активирует механизм идентификации: «Я вор», «Меня посадят!», «Я в тюрьму попаду!».
Употребление личных местоимений «ты», «тебя» активирует механизм идентификации: «Я вор», «Меня посадят!», «Я в тюрьму попаду!». Идентификация же запускает процесс программирования поведения ребёнка.2.2.

Наказание — не единственное последствие воровства. Поговорите с ребёнком о том, какие чувства испытывает человек, лишившийся своих вещей или денег, как этот человек относится к виновнику его проблем. Спросите:

«Как бы ты относился к человеку, который тайно взял что-то ценное у тебя?»

.

Поговорите с ребёнком о доверии, об уважении, о том, в каких конкретных поступках люди могут проявлять недоверие и отсутствие уважения к человеку, который ворует.3. Продемонстрируйте ребёнку свою уверенность в том, что он все понял, хочет исправиться и сможет это сделать.4.

Не позволяйте ребёнку или подростку получить удовольствие от владения чужой вещью, чужими деньгами.3.1.

Для этого организуйте компенсацию материального ущерба пострадавшему из материальных средств ребёнка. Сделать это можно разными способами:Во-первых, ребёнок может возместить ущерб из своих накоплений или (во-вторых) из денег, подаренных родственниками на день рождения или другие праздники. Для этого запишите нужную сумму в тетрадку.

В день, когда у ребёнка появились наличные, увеличьте зафиксированную ранее сумму на какой-либо процент (как в банке) и верните деньги в бюджет семьи или конкретному человеку. Иногда стоит предварительно сообщить бабушкам, дедушкам и тётям, что у ребёнка долг перед семьёй (другим человеком), поэтому вместо игрушек и гаджетов он ждёт эквивалентные подарку деньги.В-третьих, организуйте ребёнку или подростку возможность заработать собственные деньги и из них возместить ущерб.

Отправьте сына или дочь в летние каникулы не на море, а в трудовой отряд, а из заработанных денег пусть он вернёт нужную сумму пострадавшему члену семьи (конечно с процентами, как минимум с учётом инфляции).В-четвёртых, продайте (или сделайте вид, что продали) ценную игрушку, гаджет, принадлежащий ребёнку, и компенсируйте ущерб потерпевшему. Если вы выбрали этот способ, то уж позаботьтесь о том, чтобы ребёнок расстался с «проданной» вещью навсегда, а не нашел её через три дня (или 3 месяца) на полочке в шкафу. *Приходилось встречаться с ситуациями, когда родителям самим жалко расставаться с вещами, которые были недавно подарены ребёнку.

Понятно, что так дорого, как хочется, их уже не продашь.

Решите, что для вас важнее? Какую сумму вы готовы заплатить за то, чтобы уберечь ребёнка от воровства?В-пятых, отмените покупку запланированной ценной, но не крайне нужной, вещи, предназначавшейся ребёнку, или отмените запланированное развлечение.

Этот способ мне нравится меньше других, так как девочка или мальчик лишается возможности пережить чувство потери собственной ценности. Радость хотя бы временного обладания украденным или купленным на украденные деньги может оказаться выше, чем «потеря» ценности, которую ты не держал в руках.

С другой стороны, если возможность заработать или получить в подарок деньги слишком отодвинута во времени (заработать негде, Новый год закончился, а день рождения не скоро), то стоит выбрать этот вариант.3.2.

Никогда не оставляйте полученные нечестным путем вещи ребёнку и не давайте ими пользоваться даже временно.

«Поиграет вечер, а утром в садике/школе вернёт» — рассуждают некоторые родители, не понимая, что таким образом подкрепляют неприемлемое поведение ребёнка.Вспоминаю историю, произошедшую у моей коллеги.

Зашла она ко мне с вопросом: «Правильно ли я поступила?».Дочке (8-9 лет), из вазочки, где хоронятся семейные деньги взяла 300 рублей, купила заколку для волос и ещё какую-то мелочь. Мама, когда обнаружила пропажу, дочку пожурила, но безделушки позволила оставить:

«Раз уж купила, то ладно, пусть будут, но больше так не делай!»

.

Готовься, — сказала я коллеге, — через пару недель не досчитаешься «пятисоточки».

Я ошиблась. Через несколько дней из вазочки исчезла 1000 рублей. На этот раз мама отреагировала уже по-другому и деньги больше не исчезали.Как поступить с незаконно полученными вещами? Если у вещи есть законный владелец, то пусть ребёнок сам вернёт её или вы вернёте, и как можно быстрее. Будет лучше, если сын или дочь сделают это сами.
Будет лучше, если сын или дочь сделают это сами.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка или подростка не было возможности и на этот раз солгать. А ещё, о том, что бы была названа истинная причина и принесены извинения.*Однажды мамочка приятеля моего сына возвращала мне фотоаппарат со словами

«Алексейнечаянно положил его со своими вещами и принёс домой»

— было сказано при мальчике.

Проблема с воровством у этой семьи не решалась очень долго … Если ребёнок купил на незаконно полученные деньги вещь, можно попробовать вернуть её в магазин или продать. Если вернуть/продать не получается, отдайте кому угодно.

Позаботьтесь о том, чтобы у сына или дочери не было возможности даже иногда держать эту вещь в руках, иначе ситуация будет работать, как позитивное подкрепление нежелательного поведения. Поэтому, не дарите и не продавайте вещь близким родственникам или друзьям.5.Постарайтесь создать (на 3-6 месяцев) ситуацию невозможности взять чужое.

Уберите деньги в недоступное ребёнку место, скрупулёзно выясняйте происхождение появившихся новых вещей и т.п.

Делайте это деликатно. Не проверяйте на честность! Некоторые родители стремятся «проверить» ребёнка.

Например, кладут кошелёк на видное место и оставляют ребёнка одного. Не стоит этого делать. Такое поведение называется не проверкой, а провокацией.

Важно создать ситуацию, когда у мальчика или девочки просто не будет возможности совершить проступок или он будет вскрыт очень быстро и ценность будет возвращена владельцу.6.

Не наказывайте ребёнка. Не кричите, не ставьте в угол, не лишайте прогулок и уж тем более не шлёпайте и не бейте. Все эти действия никак не связаны с проступком и нечему не учат.

Все выше названные пункты тоже не имеют никакого отношения к наказанию. Они преподносятся ребёнку, как поступка и таковыми являются.Если случаи присвоения чужого продолжаются, то обратитесь к психологу, чтобы совместно со специалистом разобраться в причинах повторяющегося воровства и выбрать стратегию решения проблемы.Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на и вступайте в группу , , Светлана ЦурканДругие статьи этого же автора:Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Ребенок ворует деньги у родителей – что делать?

11 февраля 2020Если ребенок берет деньги из вашего кошелька без разрешения, это, безусловно, очень серьезная ситуация.

Как правильно относиться к ней, наказывать или нет «воришку», если да, то, как именно, чтобы он осознал свой поступок, рассказывают детские психологи нашего центра.О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет».

Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.Читайте также: В каком возрасте можно говорить о воровстве?

Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия.

Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения.

Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее.

Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое».

Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь.

Здесь важно быть последовательными.

Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать. Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:

  1. Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности. Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».
  2. Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
  3. Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним. Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.

В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными.

Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.Почему воруют младшие школьники и подростки?

Часть причин мы уже разобрали.

Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.

  1. Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
  2. Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
  3. Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.
  4. Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
  5. Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.

В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.Ни в коем случае не кричите, не бейте ремнем и не называйте будущим уголовником.

Это ничего не даст. Напротив, в спокойной обстановке поговорите с ребенком и выясните, почему он так поступил.

Это очень важно. Одно дело – из благих намерений или по незнанию, другое дело – если поступок был совершен с умыслом и не в первый раз.

  1. Обязательно узнайте, с кем общается ваш ребенок. Вполне вероятно, он попал в плохую компанию. В этом случае отвлеките его: запишите в спортивную секцию, найдите время на совместную поездку, о которой он давно мечтал, уделите ему больше внимания.
  2. Ни в коем случае не признавайтесь, если в детстве у вас тоже были подобные «проблемы с законом». Это лишняя информация.
  3. Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребенок знает пин-код, смените его, благо, сейчас это не проблема.
  4. Накажите ребенка, но не ремнем, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.

Раз ребенок берет из вашего кошелька деньги, значит, они ему нужны. Некоторые родители считают, что нельзя давать деньги просто так, что подросток должен их заработать, чтобы понимать их ценность. Другие полагают, что достаточно выдавать ему определенную сумму на месяц, чтобы он научился правильно их тратить: спустил все на фаст фуд – в школу ходит пешком, а не ездит на маршрутке.

Правы и те, и те.Воровство можно предотвратить. С ранних лет приучайте ребенка к тому, что деньги трудно зарабатываются, что их следует тратить с умом, а если они нужны, то малыш всегда может попросить их у вас.

В 3-4 года ему можно подарить кошелек и регулярно выделять немного денег. Тогда обладание ими будет для него естественным, постепенно он научится ими управлять.Читайте также: Если ни беседа, ни наказание не помогли, ребенок продолжает воровать деньги, обязательно придите на очную консультацию к детскому психологу. Вашему ребенку нужна помощь специалиста!Источник: http://karkusha.su/rebenok-voruet-dengi-u-roditeley-chto-delat/

Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?

2 Об этой проблеме не принято говорить вслух.

Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!». Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком. Что стоит за детскими кражами?

Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье. Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит.

Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?

Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда. Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер.

Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок.

Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое. Подозреваете ребёнка в воровстве?

Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов и .

Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги: В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями.

Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях. Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения.

А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.

В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет.

Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.

В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей.

В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким.

Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.

Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания. Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками.

Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком. Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые.

Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей.

Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.

Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности.

Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки. Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.

Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.

Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей.

Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади. Это патологическое желание что-либо украсть.

При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего.

Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.

Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга.

Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса.

Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь. У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой.

Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.

Также ребёнок и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу». В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.

Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства.

Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях. Определение «воровство» не совсем верно для детей-дошкольников, потому что в их действиях нет криминальной подоплеки.

Малыши не воруют, а берут без спроса чужую вещь. Берут, потому что она им понравилась. Берут, потому что хотят иметь её у себя.

Берут, потому что ещё не понимают, что есть «моё», а есть «чужое». Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.

Случай из практики: Ваня принес в детский сад игрушечный подъемный кран. Дети попросили Ваню дать поиграть с ним, но Ваня отказал, даже лучшему другу Паше. Когда вечером Ваню пришла забирать мама, оказалось, что кран пропал из шкафчика.

Все бросились искать пропажу, но так и не нашли. На следующий день выяснилось, что кран забрал из Ваниного шкафчика Паша, когда никто не видел.

Он хотел наказать Ваню за жадность и заодно сам поиграть с такой чудесной игрушкой. В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.

Случай из практики: Учительница дала задание – сделать грибы из цветной бумаги и картона. Самая красивая поделка получилась у Олеси – её мама купила самоклеющуюся цветную пленку и вместе с дочерью разрисовала каждый гриб. После окончания урока дети пошли в столовую обедать, а грибы остались у каждого на парте.

По возвращению Олеся нашла на своей парте чужую поделку. После разбирательства Олесины грибы нашлись на парте Алёны – девочки из малообеспеченной семьи, которая уже не раз была замечена в подобных поступках. ⠀ Также популярны среди школьников кражи в магазинах «на слабо».

Стремясь доказать «крутость» и независимость, девочки и мальчики воруют жвачки, шоколадки, лаки для ногтей, Киндеры-сюрпризы.

Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину.

стремятся избежать справедливого наказания за содеянное. Отсутствие карманных денег также толкает детей на воровство: кто-то забирает тайком деньги из родительского кошелька, а кто-то крадёт шоколадку на кассе в магазине. Толкает на этот поступок обычно чувство собственной ущербности («у всех есть, а у меня – нет») и желание с помощью обладания той или иной вещью доказать свою значимость.

В переходном возрасте для подростка на первый план выходит самоутверждение, желание занять место в группе.

Поэтому кражи, совершаемые в этом возрасте, связаны с приобретением «модной» вещи или с целью стать «своим» человеком в компании сверстников. На воровство чаще идут подростки с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.

Также причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и воровство «за компанию». Случай из практики: Даша росла примерной, спокойной девочкой.

Хорошо училась, помогала маме по дому. Все изменилось, когда Даше исполнилось 15 лет.

Она стала гулять по ночам с компанией сверстников, врать, прогуливать уроки. Родители переживали, что их девочка так изменилась, но надеялись, что вскоре это пройдет.

И тут, как гром среди ясного неба, звонок: Даша доставлена в отделение полиции по подозрению в соучастии в угоне автомобиля. Оказалось, что мальчик из Дашиной компании украл ключи от гаража своего отчима, чтобы вместе со всеми покататься на машине.

Подростки залезли в гараж, выкатили автомобиль, и тут подъехали сотрудники полиции.

На гараже сработала сигнализация, которую ребята забыли отключить.

⠀ Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку.

Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов и , чтобы воспользоваться функцией геолокации или прослушки окружения. Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:

  1. несогласованные требования взрослых (мама что-то запрещает, а папа, наоборот, разрешает);
  2. вседозволенность ребёнка, отсутствие привитых моральных норм;
  3. тотальный контроль за жизнью ребёнка;
  4. непоследовательность в воспитательных мерах, когда в одной ситуации ребёнка наказывают за проступок, а в другой он может избежать наказания;
  5. «двойная» мораль в семье, когда под хорошее мамино/папино настроение сыну или дочери разрешается брать всё, в том числе и деньги.
  1. Выясните, не поменял ли ребёнок чужую игрушку на свою. Такая практика широко распространена среди детей.
  2. Ваша реакция будет зависеть от возраста ребёнка.

    Трёхлетнему малышу нет смысла полчаса объяснять, как плохо он поступил и как расстроится Вася, когда не найдет свою машинку. С ребёнком постарше поговорите наедине, без свидетелей.

    Донесите до ребёнка смысл его поступка и возможных последствий.

  3. Если принесённая игрушка или вещь – чужая, она должна быть возвращена владельцу с принесением извинений. Лучше это сделать один на один.
  4. Если игрушка принесена из группы детского сада, то её следует вернуть, а ребёнку впоследствии можно купить такую же или похожую. Возможно, это его давняя мечта, а вы не знали об этом.
  5. Если сын или дочь не испытывает чувства вины за сделанное, чётко выразите свою позицию по отношению к воровству, скажите, что это неприемлемо в вашей семье.

    Если ребёнок раскаивается в своем поступке, обратите его внимание на чувства пострадавшей стороны, как человек переживает из-за украденной вещи.

  1. Если ребёнок пытается «задобрить» одноклассников, покупая им на ворованные деньги сладости и игрушки, объясните, что дружба не должна строиться только на материальной выгоде.

    Предложите ребёнку другие способы расположение к себе ребят – можно пригласить их к себе в гости или на природу, в поход, и т.д.

  2. Если ребёнок подвергся вымогательству со стороны старших, не стоит ругать его.

    Сын или дочь и так запуган. Расспросите о ситуации подробно.

    Если нужно, подключите полицию.

  3. Часто бывает, что ребёнок крадёт деньги, чтобы привлечь к себе внимание близких людей.

    Обычно деньги сразу находятся, родители устраивают многочасовые разбирательства, цель ребёнка достигнута – он получил свою порцию, пусть и негативного, но всё-таки внимания. Если это ваш случай, не стоит тратить много времени на нравоучения. Да, ребёнок совершил неблаговидный поступок, но сейчас для вас гораздо важнее восстановить утраченные отношения с ним отношения.

    Чаще хвалите сына или дочь, проводите время вместе, интересуйтесь его жизнью.

    Тогда случаи воровства в вашем доме прекратятся.

  4. Постарайтесь узнать, зачем ребёнку понадобились деньги.
  5. Важно вместе с ребёнком продумать наказание за сделанный проступок. Если ребёнок украл деньги из родительского кошелька или в гостях и успел их потратить, значит, он лишается приобретения желанной для него вещи, которую давно обещали купить родители.

В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.

  1. Воздержитесь от обвинений «ты – вор», «сядешь в тюрьму», «из тебя вырастет преступник». Идя по пути осуждения, родители рискуют закрепить за ребёнком репутацию вора и мошенника. Малыш, впервые попав в такую ситуацию, может озлобиться, и его кражи уже начнут носить криминальный характер. В беседе с дошкольниками лучше не употреблять слов «воровство», «ворованное», «кража». Замените на более мягкие выражения: «брать чужое», «взять вещь без спроса».
  2. Если вы перепробовали все способы борьбы с детским воровством и ложью, но ничего не помогает, обратитесь за помощью к психологу.
  3. Не устраивайте ребёнку публичных «выволочек». Все разговоры – только наедине.
  4. Постарайтесь выяснить причину, почему ребёнок стал красть чужие вещи или деньги (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой.
  5. Если ребёнок не пойман за руку, не спешите с обвинениями в воровстве, помните о презумпции невиновности.
  6. Не оставляйте даже единичный случай воровства без внимания. Обязательно обсудите с ребёнком его поступок и найдите совместные пути решения ситуации.
  7. Если ребёнок начинает лгать и отрицать содеянное, не настаивайте. Дайте ему время поразмыслить над ситуацией.

Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:

  1. Важно построить в семье доверительные отношения, где каждый имеет право на своё мнение и в равной степени достоин уважения.
  2. Следите за разговорами в семье.

    Вы можете невольно транслировать ребёнку мысль о том, что в современном мире честный человек ничего не может добиться своим трудом, а получить желаемое он может только с помощью воровства и мошенничества.

  3. Выделяйте ребёнку карманные деньги и научите грамотно ими распоряжаться.
  4. Старайтесь удовлетворять разумные потребности детей в одежде, технике, экипировке. Договоритесь о том, что он сам сможет подзаработать на нужную ему вещь в каникулы или помогая вам.
  5. Меньше нравоучений, больше доверительных бесед.
  6. Ребёнок должен знать, где его вещи, которыми он распоряжается по своему усмотрению, а где вещи родителей, которые можно брать только с их разрешения.
  7. Не искушайте ни ребёнка, ни приходящих к вам гостей: храните деньги и ценные вещи в укромных местах, не разбрасывайте их по дому.
  8. Интересуйтесь жизнью ребёнка, его заботами, радостями и огорчениями.

    Постарайтесь разделить его интересы или найти совместное занятие для всех членов семьи (спорт, прогулки, походы).

  9. Рано или поздно ребёнку самому придётся столкнуться со случаями воровства, поскольку это обыденное явление нашей жизни. Будьте готовы объяснить, что своё имущество нужно оберегать и быть бдительным, особенно при общении с незнакомыми людьми.

Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+