Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Понятие система и конституционно правовое закрпеление общих принципов местного самоуправления

Понятие система и конституционно правовое закрпеление общих принципов местного самоуправления

Классификация принципов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 5 Гуманитарные науки 2008 УДК 342.075 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Е.Б. Султанов Аннотация В статье рассмотрены различные основания классификации принципов местного самоуправления.

Предложена авторская классификации принципов местного самоуправления, показаны основания ее классификации и сформулирована ее концепция.

Ключевые слова: классификация принципов местного самоуправления, основание классификации принципов, конституционные принципы. Проблема классификации принципов местного самоуправления пока не получила своего исследования в специальной литературе. В общей теории управления предлагаются самые разнообразные и противоречивые основания классификации принципов государственного управления (см.

[1]). Отсутствие общепризнанной классификации принципов государственного управления (см. [2]) не позволяет напрямую перенести результаты этих научных исследований на систематизацию принципов местного самоуправления. Закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г.

местного самоуправления в качестве основы конституционного строя предопределило интерес к выявлению и систематизации конституционных принципов местного самоуправления, поэтому следует отметить методологически верную попытку систематизировать принципы местного самоуправления, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. С точки зрения Н.С. Бондаря и его соавторов, в Конституции РФ получили закрепление следующие общие принципы местного самоуправления: — самостоятельность решения населением вопросов местного самоуправления (ст.

12 и 130); — организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (ст. 12); — многообразие организационных форм местного самоуправления (ст.

131). Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; — обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-финансовыми ресурсами (ст.

132); — гарантии права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133); — принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами; — соблюдение прав и свобод человека и гражданина; — законность в организации и осуществлении местного самоуправления; — гласность местного самоуправления; — использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления [3].

После принятия Федерального закона 1995 г. № 154

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, который воспроизвел конституционные принципы, в учебной литературе появляются новые попытки дать перечень, а иногда и систематизировать принципы местного самоуправления. В большинстве случаев эти перечни, по сути, воспроизводят существующее законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, где, как правило, имелись специальные статьи, закрепляющие принципы местного самоуправления.

Так, например, в Законе Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркутской области» от 15 декабря 1997 года №44-оз в ст. 2 закреплялись следующие основные принципы местного самоуправления: — правовой, организационной, экономической и финансовой самостоятельности в решении вопросов местного значения; — соблюдения прав и свобод человека и гражданина; — гарантированности прав граждан на осуществление местного самоуправления, запрета на ограничение прав местного самоуправления; — самостоятельности и ответственности населения муниципального образования в решении вопросов местного значения; — недопустимости подчиненности одного муниципального образования другому; — государственных гарантий и поддержки местного самоуправления, судебной защиты прав муниципального образования; — ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством [4]. Приведем наиболее типичный перечень принципов местного самоуправления того периода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Е.М. Ковешников предлагает следующую классификацию принципов: — самостоятельное решение населением вопросов местного значения; — организационное обособление местного самоуправления и его органов от системы органов государственной власти; — материальная и финансовая самостоятельность местного самоуправления; — территориальная организация; — многообразие форм осуществления местного самоуправления; — выборность и периодическая сменяемость органов местного самоуправления; — законность в организации и деятельности органов местного самоуправления; — ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; — гарантии местного самоуправления; — соблюдение прав и свобод человека и гражданина; — гласность деятельности местного самоуправления; — учет интересов населения; — использование исторических и иных местных традиций и обычаев [5].

Попробуйте сервис . Е.М. Ковешников предлагает следующую классификацию принципов: — самостоятельное решение населением вопросов местного значения; — организационное обособление местного самоуправления и его органов от системы органов государственной власти; — материальная и финансовая самостоятельность местного самоуправления; — территориальная организация; — многообразие форм осуществления местного самоуправления; — выборность и периодическая сменяемость органов местного самоуправления; — законность в организации и деятельности органов местного самоуправления; — ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; — гарантии местного самоуправления; — соблюдение прав и свобод человека и гражданина; — гласность деятельности местного самоуправления; — учет интересов населения; — использование исторических и иных местных традиций и обычаев [5]. Встречаются попытки провести систематизацию принципов местного самоуправления.

Так, с точки зрения Н.В. Постового, существуют следующие принципы местного самоуправления. 1. Принципы экономической самостоятельности: а) равноправие муниципальной собственности среди других форм собственности; б) самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; в) самостоятельное утверждение и исполнение местных бюджетов; г) самостоятельное установление местных налогов и сборов; д) соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его компетенции. 2. Принципы организационно-правовой направленности: а) самостоятельное решение населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местного самоуправления; в) многообразие форм осуществления местного самоуправления; г) учет мнения населения при изменении границ муниципального образования; д) законность в организации и деятельности местного самоуправления; е) гласность в системе местного самоуправления, ж) коллегиальность и единоначалие в системе местного самоуправления; з) гарантии местного самоуправления; и) ответственность в системе местного самоуправления; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . к) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; л) взаимодействие местного самоуправления с государством (см.

[6]). Кроме перечисленных принципов, представляет интерес попытка разных авторов выделить свои, не получившие правового оформления принципы местного самоуправления, такие, например, как: 1) наличие основных обязанностей и полномочий государства по организации местного самоуправления; 2) принципы создания муниципальных образований; 3) демократические формы организации, порядка образования и содержания деятельности органов местного самоуправления, 4) стабильность установленных Конституцией РФ и Федеральным законом прав местного самоуправления; 5) право наделения муниципальных органов отдельными государственными полномочиями; 6) обязательность актов местного самоуправления; 7) ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц; 8) поднадзорность и подконтрольность государству органов местного самоуправления и их должностных лиц; 9) принцип солидарности и субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

№ 131

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

не устанавливает перечень принципов местного самоуправления. По мнению О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, закрепление в законодательстве конкретного перечня общих принципов организации местного самоуправления — задача невыполнимая (см.

[7]). Исходя из положений преамбулы Федерального закона от 6 октября 2003 г.

№ 131, они выделяют общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления. Вместе с тем О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев считают, что в системе общих принципов организации местного самоуправления можно выделить те их них, которые достаточно определенно формулируются в Конституции РФ, федеральных законах и Европейской Хартии местного самоуправления и для которых характерна высокая степень обобщенности (см.

[7]). Соответственно, эти авторы, делят все общие принципы организации местного самоуправления на две группы: это общие принципы организации местного самоуправления, для которых характерна высокая степень обобщенности, и иные общие принципы организации местного самоуправления.

К общим принципам местного самоуправления с высокой степенью обобщенности они относят: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; д) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; з) законность в организации и деятельности местного самоуправления; и) гласность деятельности местного самоуправления; к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; л) государственная гарантия местного самоуправления (см. [7]). Указанные принципы чаще всего воспроизводятся в других учебных изданиях, но иногда встречается попытки провести их систематизацию.

Например, авторы выделяют три группы принципов местного самоуправления. Первая группа принципов связана с общими условиями осуществления местного самоуправления.

Это такие принципы, как: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2) законность в организации и деятельности местного самоуправления; 3) государственное гарантирование местного самоуправления. Вторая группа принципов — это принципы, определяющие самостоятельность местного самоуправления.

К ним относятся: 1) организационное обособление местного самоуправления в системе управления государством; 2) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; 3) соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Третья группа принципов закрепляет формы осуществления населением права на местное самоуправление. В эту группу принципов авторы включают: 1) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; 2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; 3) выборность органов и должностных лиц местного са- моуправления; 4) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; 5) гласность местного самоуправления; 6) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления (см. [8]). В. С. Четвериков делит принципы деятельности органов местного самоуправления на правовые и организационные.

К правовым принципам, по мнению автора, относятся принципы: самостоятельности, народовластия, социальной справедливости, демократизма, верховенства закона, разграничения по предметам ведения, законности, приоритета прав человека и гражданина, легитимности, гласности. К организационным принципам отнесены плановость, объективность, дифференциация и фиксация функций, научность, рациональность, ответственность, сочетание единоначалия с коллегиальностью, двойного подчинения [9]. В задачу этой статьи не входит анализ того, насколько целесообразно называть принципы местного самоуправления правовыми принципами.

С нашей точки зрения, авторы чаще всего неправильно используют термин

«правовые принципы или принципы муниципального права»

, имея в виду, что принципы местного самоуправления получили свое закрепление в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах. Это относится и к следующему перечню основных принципов муниципального права.

По мнению авторов, из положений Конституции РФ вытекают следующие основные принципы муниципального права: 1) законность правового регулирования и осуществления местного самоуправления; 2) организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством; 3) самостоятельность осуществления местного самоуправления в пределах закрепленных за данным видом муниципального образования полномочий; 4) приоритет форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления; 5) принцип финансовой самостоятельности муниципальных образований; 6) принцип уравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований; 7) принцип единого подхода ко всем муниципальным образованиям; 8) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами (см.

[10]). Как видно из этого небольшого анализа, авторы совершенно произвольно формируют перечень принципов местного самоуправления. В лучшем случае предпринимается попытка выделить конституционные принципы и иные принципы местного самоуправления, которые закреплены в законодательстве.

По нашему мнению, классификация принципов местного самоуправления должна отражать объективные закономерности развития российского общества и может выглядеть следующим образом. Первая групп принципов — это принципы основ конституционного строя, которые определяют характер базовых взаимоотношений человека, общества и государства.

Вторая группа — это конституционные принципы, которые непосредственно относятся к местному самоуправлению. Системный анализ Конституции РФ выявляет следующие, прямо не провозглашенные, конституционные принципы местного самоуправления: 1. Принцип ответственности государства за развитие поселений. 2. Принцип взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения поселений.

2. Принцип взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения поселений. 3. Принцип ограниченности местного самоуправления вопросами местного значения и полномочиями, которые установлены и изменяются государством.

Третья группа принципов — это принципы, определяющие внешнюю муниципальную управленческую деятельность.

Они определяют взаимоотношение населения и (или) органов местного самоуправления с субъектами права на территории муниципального образования. Четвертая группа принципов — это принципы, определяющие внутреннюю организацию муниципальной управленческой деятельности.

Summary iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . E.B. Syltanov. Classification of Principles of Local Self-Government. The article views different foundations of classifying the principles of local self-government.

Author’s classification is given, its bases are defined and its conception is presented. Key words: classification of principles of local self-government, foundation of classification of principles, constitutional principles.

Литература 1. ЗеркинД.П., ИгнатовВ.Г. Основы теории государственного управления. — М.: БЕК, 2000. — 412 с. 2. Атаманчук Г.В.

Теория государственного управления. — М.: Омега-Л, 200б. — 5Б4 с.

3. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации.

— М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

— 3Б4 c. 4. Закон Иркутской области «О местном самоуправлении в Иркутской области» от i5 декабря i997 года II Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. -1997. — № 15, Часть 1. — С. 3-2б.

5. Ковешников Е.М. Муниципальное право.

— М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. — 272 c. 6. Постовой Н.В. Муниципальное право России.

— М.: Норма, 2000. — 37б c. 7.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2007. — б72 с. S. Муниципальное право России: учебник для студентов вузов I Под ред. А.Н. Костюкова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. — бБ7 c. 9. Четвериков В.С. Муниципальное право. — М.: Изд-во РИОР, 200Б. — 1б9 c.
— М.: Изд-во РИОР, 200Б. — 1б9 c.

10. Муниципальное право I Под ред. проф. Н.М. Конина. — М.: Норма, 200б. — 3Б4 c. Поступила в редакцию 24.03.0S Султанов Евгений Батырович — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и прав человека Казанского государственного университета.

E-mail:

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном законе от 6 октября 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(с изменениями и дополнениями1, это — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами — законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления

«не входят в систему органов государственной власти»

. В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий.

Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав. Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — не только форма самоорганизации населения для решения своих задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного Самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.
Вот почему деятельность органов местного Самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям.

Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и в конечном счете развитию муниципальной демократии.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований — городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Городское, сельское население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их наименований определяется законом субъекта Федерации.

Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(ст. 44). Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление2. Важную роль в этом деле играет Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления, являющаяся постоянно действующим консультативным органом3. При Правительстве РФ действует Совет по вопросам местного самоуправления.

Совет является совещательным органом, образованным для предварительного рассмотрения вопросов местного самоуправления, выработки предложений по решению основных проблем его развития и обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Конституционные принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления, отражая основные идеи и закономерности развития общества, составляют базу, фундамент, без которых невозможны организация и деятельность населения и органов местного самоуправления. Под конституционными принципами местного самоуправления понимаются закрепленные в Конституции РФ основные начала, определяющие организацию и функционирование институтов местного самоуправления.

К ним относятся следующие принципы. 1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В этом – суть местного самоуправления.

Конституционное положение о самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий соответствует нормам Европейской Хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что

«органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти»

. Самостоятельность местного самоуправления подразумевает прямой запрет для органов государственной власти и их должностных лиц осуществлять в любых формах функции местного самоуправления, а также образовывать органы и назначать должностных лиц местного самоуправления. Муниципальные образования самостоятельно устанавливают общеобязательные правила по предметам своего ведения, принимают планы и программы социально-экономического развития.

Население самостоятельно определяет конкретные формы осуществления местного самоуправления и структуру муниципальных органов.

Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления, как и самостоятельность любой публичной власти в рамках единой государственности, относительна. Существуя в рамках одной страны, взаимодействуя с органами государственной власти, функционируя, в конечном счете, наряду с другими системами в интересах человека, местное самоуправление имеет самые разные ограничители своей самостоятельности. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, это его статус, который определяет включенность местного самоуправления в общую систему общественного порядка, государственного и общественного управления и самоуправления.

Другой рациональный ограничитель самостоятельности местного самоуправления также объективного характера – очерченность его полномочий вопросами местного значения, локальной территорией.

Кроме того, местное самоуправление действует в рамках таких объективных ограничителей, как дефицит финансовых средств, общие интересы местного сообщества, а также субъективных факторов: уровня развития местного правотворчества и правосознания, правовой культуры и активности населения. Значительно корректирует проведение самостоятельной муниципальной политики деятельность органов государственной власти. Принятие новых законов, осуществление правительством общегосударственной политики в конечном счете не только затрагивает интересы населения муниципальных образований, но и требует участия тех или иных органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст.

132 Конституции РФ, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне. 2. Организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти.
2. Организационное обособление органов местного самоуправления от органов государственной власти. Принцип организационного обособления определяет место местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

Публичная власть осуществляется в России на трех уровнях: федеральном, уровне субъектов РФ и муниципальном, хотя источник у них единый – многонациональный народ России.

Причем первые два уровня представляют государственную власть, а третий – уровень местного самоуправления. Акцент на организационную обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти сделан в ст. 12 Конституции РФ, где отмечается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя именно из этого принципа, строятся основы взаимоотношений муниципальных образований между собой, органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Конституция РФ, устанавливая организационную обособленность местного самоуправления, закрепляет за ним собственную (исключительную) компетенцию, в пределах которой оно самостоятельно.

Как и всякая публичная власть, местное самоуправление имеет общую основу с государственной властью, которая на муниципальном уровне приобретает новые черты, связанные прежде всего с возможностью ее осуществления непосредственно за счет использования потенциала самоорганизации граждан.

Таким образом, местное самоуправление не является альтернативой государственной власти, а представляет собой специфический элемент государственного устройства. Закрепление за местными органами полномочий – результат разграничения компетенции между центром и местами в рамках единого государственного механизма. 3. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Конституция РФ гарантирует экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления.

Экономическая самостоятельность местного самоуправления определяется наличием муниципальной собственности и правом ее самостоятельного управления.

К объектам муниципальной собственности относятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество. Финансовую основу местного самоуправления составляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132 Конституции РФ). Органы местного самоуправления должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов.

Для этого за муниципальными образованиями закрепляются отчисления от федеральных налогов и налогов субъекта РФ, которые являются доходными источниками местного бюджета. Кроме этого, для нормального обеспечения жизнедеятельности населения органы местного самоуправления должны сами «зарабатывать» дополнительные средства за счет предоставляемых населению платных услуг.

4. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления с учетом и использованием исторических, национальных, культурных и иных местных традиций.

Принцип многообразия форм организации и осуществления местного самоуправления можно рассматривать в трех аспектах: а) территориальном; б) национальном; в) структурном. На 1 июля 2012 г. в Российской Федерации зарегистрировано 23 139 муниципальных образований, из которых почти 19000 сельских поселений.

Наличие территории является одним из необходимых элементов статуса муниципального образования, поскольку, как следует из Закона о принципах местного самоуправления, местное самоуправление осуществляется только в границах муниципального образования.

Данный Закон предусматривает пять видов муниципальных образований:

  1. – внутригородская территория города федерального значения.
  2. – муниципальный район;
  3. – два вида поселений – сельское и городское;
  4. – городской округ;

Последний вид муниципальных образований пока используется только в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге.

Согласно Закону сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и т.д.), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления.

Поселения создаются на базе одного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов. Они будут решать, например, вопросы благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, организации транспорта внутри поселения и т.д.

Муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия. Таким образом, муниципальные районы – фактически то же, что и нынешние административно-территориальные районы.

К их полномочиям будут отнесены, например, организация ритуальных услуг, переработка твердых бытовых отходов, организация и содержание образовательных учреждений и т.п.

Городской округ – территория города, имеющая статус муниципального образования. Население вправе образовывать муниципальные образования, отличающиеся друг от друга не только количественными характеристиками (площадь территории, численность населения), но и качественными показателями (уровень социально-экономического развития, финансовый потенциал, наличие объектов государственной и муниципальной собственности).

Вся территория страны должна быть поделена на поселения, формирующие муниципальные районы и городские округа. Исключением являются малонаселенные территории, где плотность населения более чем в три раза ниже, чем плотность сельского населения в среднем по стране.

Там вся территория делится только на муниципальные районы.

Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

В настоящее время к числу территорий с низкой плотностью населения согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.05.2004 № 707-р отнесены районы в 30 субъектах РФ.

В Приволжском федеральном округе это Килемарский и Юринский районы Республики Марий Эл; Горнозаводский и Красновишерский районы Пермского края.

Закон о принципах местного самоуправления не предусматривает подчинение поселений районам. У поселения и района имеются свои отдельные перечни полномочий, а следовательно, не должно возникнуть совместной сферы компетенции, где может иметь место такое подчинение.

Свою территорию на поселения и районы субъекты РФ вправе делить самостоятельно. Наибольшее количество муниципальных образований по состоянию на 31 января 2012 г. расположено в Приволжском федеральном округе – 7220, а наименьшее количество – в Уральском федеральном округе – 1323.

Из субъектов РФ наибольшее количество муниципальных образований расположено в Республиках Башкортостан – 1134, Татарстан – 1000.

Наибольшее количество городских округов расположено в Свердловской области – 67 (73% от всех муниципальных образований области). В настоящее время допускается упразднение поселений на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях. При этом должны быть соблюдены два условия: во-первых, численность населения сельского поселения должна быть менее 100 человек, и, во-вторых, решение об упразднении поселения должно приниматься на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Национальный аспект обусловлен этническим многообразием населения Российской Федерации. Органы местного самоуправления непосредственно выражают интересы жителей и способствуют более гибкому учету их этнокультурных запросов. Необходимость учитывать исторические и иные местные традиции является требованием, которое последовательно реализуется в законодательстве РФ о местном самоуправлении.

Базовое положение определяется в п. 1 ст. 131 Конституции РФ, где указывается, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и па других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Закон о принципах местного самоуправления допускает, чтобы местные обычаи и традиции учитывались при установлении наименований органов местного самоуправления и определении символики муниципального образования.

Анализ наименований представительных органов местного самоуправления показал, что в большинстве административных центров субъектов РФ, являющихся муниципальными образованиями, представительный орган именуется городской думой, реже городским советом, городским советом народных депутатов, иногда городским собранием или собранием представителей. Структурный аспект предполагает разнообразие в избрании населением той или иной модели организации местного самоуправления. Закон о принципах местного самоуправления содержит определенные требования к организационной структуре органов местного самоуправления:

  1. 1) обязательным является наличие не только представительного органа, но и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), главы муниципального образования, контрольного органа муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия), избирательной комиссии муниципального образования;
  2. 2) предусматривается запрет на совмещение главой муниципального образования должности главы местной администрации и руководителя представительного органа муниципального образования. Если глава муниципального образования избирается непосредственно населением, устав может определять, что он входит в состав представительного органа и является его председателем либо что он является главой местной администрации. Если же глава муниципального образования избирается согласно уставу муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, он может быть только руководителем представительного органа.

Вместе с тем указанные ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения и внутригородской территории города федерального значения, в которых может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Это позволяет решить кадровую проблему в сельских поселениях;

  1. 4) для представительного органа муниципального района предусматривается два способа его формирования: делегирование и прямые выборы.
  2. 3) устанавливается контрактная система найма главы местной администрации, который осуществляется на конкурсной основе;

Закон о принципах местного самоуправления предусматривает минимальную численность депутатов представительного органа муниципального образования в зависимости от численности населения, обладающего активным избирательным правом. В мае 2009 г. полномочия представительного органа муниципального образования были существенно расширены.

Теперь в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Кроме того, в настоящее время представительный орган муниципального образования вправе заслушивать ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

5. Законность в организации и деятельности местного самоуправления.

На деятельность органов местного самоуправления распространяется закрепленный в ст. 15 Конституции РФ принцип законности:

«.органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»

.

Права и свободы человека в соответствии со ст. 18 Конституции РФ должны определять смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления.

Реализация принципа законности обеспечивается посредством таких форм, как контроль и надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина, а также путем обжалования неправомерных решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления в судебном порядке.

Обязательная государственная регистрация уставов муниципальных образований обеспечивает контроль за соответствием уставов действующему законодательству. Государственная регистрация уставов муниципальных образований осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ

«О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

.

С 1 января 2009 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 ведется федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по его ведению и методическому обеспечению является Министерство юстиции РФ.

Сведения, содержащиеся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, предоставляются гражданам и организациям через единый сайг государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг). 6. Гласность и учет общественного мнения в деятельности местного самоуправления. Гласность – важнейший принцип демократического устройства местного самоуправления, обеспечивающий открытый характер функционирования органов местного самоуправления, систематическое информирование населения муниципального образования об эффективности принятых в его интересах решений.

Осуществление этого важного принципа предполагает, во-первых, информирование населения о заседаниях представительного органа муниципального образования, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления. Во-вторых, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В-третьих, органы местного самоуправления должны использовать традиционные организационно-массовые формы работы с избирателями, обязаны рассматривать проекты правовых актов, внесенные населением, на открытом заседании с участием представителей населения.

Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы (обнародованы).

  1. – правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
  2. 7. Запрет на ограничения прав местного самоуправления. В ст. 133 Конституции РФ указано, что местное самоуправление в России гарантируется:
    • – нравом на судебную защиту;
    • – правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
    • – запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
  3. – запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
  4. – нравом на судебную защиту;

В связи с этим на государственные органы возлагаются функции обеспечения, охраны и защиты местного самоуправления.

К ним, в частности, относятся разработка правовой основы организации и деятельности местного самоуправления; установление правовых гарантий экономической, финансовой и организационной самостоятельности местного самоуправления; соблюдение принципов взаимодействия муниципальных органов и органов государственной власти. Государственные гарантии местного самоуправления не исчерпываются созданием правовой базы местного самоуправления, правового механизма защиты прав местного самоуправления.

Существует законодательно определенная необходимость государственной поддержки местного самоуправления.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+