Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Порядок предъявления требования кредитора при банкротстве в упрощенном порядке

Порядок предъявления требования кредитора при банкротстве в упрощенном порядке

Порядок предъявления требования кредитора при банкротстве в упрощенном порядке

Как составить заявление на включение в реестр требований кредиторов в конкурсном производстве?

Для взыскания задолженности с предприятия-должника компания-кредитор должна официально заявить о своих требованиях. Для этих целей она подает специальное заявление о включении требований в реестр кредиторов. В ходе банкротства юрлица погашение требований кредиторов происходит в порядке, который содержится в ст.

134 127-ФЗ. Требования кредиторов (за исключением требований по текущим платежам) первой, второй и включаются в специальный реестр.

Реестр требований кредиторов – это специальный документ, который включает сведения обо всех кредиторах должника (юридических и физических лицах). В указывается не только перечень кредиторов, но и величина подтвержденных долговых обязательств перед ними, основания возникновения, очередность и условия возмещения задолженности.

Такой реестр может вести в деле о банкротстве либо специально назначенный реестродержатель по п.

1 ст. 16 127-ФЗ. Требования реестровых кредиторов-юрлиц удовлетворяются в третью очередь вместе с обязательствами компании перед уполномоченными инстанциями. Исключение составляют требования, подкрепленные . Они погашаются в приоритетном порядке.

Включение требований кредиторов в реестр подчиняется следующему алгоритму:

  • Кредитор готовит письменное заявление о включении требований в реестр.
  • Кредитор узнает о введении в отношении должника этапа или . Он собирает комплект документов, подтверждающих наличие задолженности.
  • Заявление вместе с комплектом документов передается в арбитражный суд, который ведет процесс признания должника . Удовлетворить требования кредитора о включении в реестр вправе только суд, который занимается данным делом по п. 6 ст. 16 ФЗ-127.
  • Суд рассматривает поступившее заявление на предмет его обоснованности.
  • Требования включаются в реестр требований на основании определения арбитражного суда (по п. 1 ст. 71 127-ФЗ).

Согласно действующему законодательству, суд признает заявление на включение компании в реестр кредиторов обоснованным при наличии документального подтверждения и при соблюдении указанных ниже условий:

  • Данные долговые обязательства возникли у кредитора до начала процесса банкротства.

    В противном случае, такие требования относят к текущим по ст.

    5 127-ФЗ, и они погашаются в отдельном порядке.

  • Требование кредитора относится к денежным (на основании ст. 2 127-ФЗ). Неденежные требования не подлежат включению в реестр или попадают в него только на стадии конкурсного производства (по п.

    1 ст. 126 127-ФЗ).

Суд может отказать во включении в реестр требований, если сочтет требования необоснованными из-за недостаточности документов, если истекли сроки давности. Определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении требований в реестр незамедлительно вступает в силу.

Оно может быть обжаловано в процессуальном порядке.

Определение передается должнику, управляющего, кредитору и реестродержателю по п. 5 ст. 71 127-ФЗ. Для того чтобы суд признал требования кредитора обоснованными, он должен приложить к заявлению на включение в реестр подтверждающие документы. Их состав зависит от специфики ситуации и может включать:

  • Судебный акт, подтверждающий наличие задолженности (если суд уже ранее рассматривал требования кредитора к должнику и вынес решение в его пользу).
  • Копии документов, которые подтверждают отправку копии заявления арбитражному управляющему и должнику. Необходимость отправки копии заявления на включение в реестр прописана в ч. 1 ст. 71, ч. 1 ст. 100 127-ФЗ.
  • Прочие документы, которые представляют ценность для суда.
  • Учредительные документы компании: копия устава, выписка из ЕГРЮЛ.
  • Записка-расчет задолженности. Здесь отдельно указывается размер основного долга и начисленные штрафные санкции по нормам Гражданского кодекса или договора.
  • Гражданско-правовой договор между сторонами, который стал основанием возникновения долга (договор подряда, кредитный договор, договор поставки и пр.).

Госпошлина за подачу искового заявления о включении в реестр не уплачивается, поэтому никакие платежные документы прикладывать не нужно.

Это подтверждается ст. 333.21 Налогового кодекса, Постановлением ФАС от 2012 года № А19-10986/09. Заявление о включении в реестр кредиторов оформляется только в тех случаях, когда должник официально проходит процедуру признания финансовой несостоятельности.

В остальных ситуациях финансовые претензии кредиторов удовлетворяются в добровольном порядке или в (на основании открытого исполнительного производства по решению арбитражного суда).

Заявление на включение в реестр может быть подано на этапе наблюдения или конкурсного производства.

От этого будут зависеть сроки подачи. Законодательно период подготовки и подачи заявления на включение в реестр требований ограничен. Он составляет:

  1. 60 календарных дней – при введении процесса конкурсного производства (на основании п. 1 ст. 142 127-ФЗ).
  2. 30 календарных дней с момента принятия судом о банкротстве юрлица и введения в отношении него наблюдательной процедуры;

Сведения о том, что в отношении должника вводится тот или иной этап банкротства, размещается в открытом доступе.

В частности, на (официальном сайте по вопросам финансовой несостоятельности) и в печатном издании (газете «Коммерсант»). Публикация подобной информации по закону является обязательной, она размещается в течение 10 дней.

Именно после публикации информации на официальных ресурсах допускается подавать заявление. В случае пропуска установленных законом сроков для подачи заявления на включение в реестр на этапе конкурсного производства шансы на успешное взыскание задолженности с юрлица у кредиторов стремятся к нулевой отметке.

Дело в том, что через 2 месяца реестр закрывается, такие кредиторы получают статус «зареестровых», и долговые обязательства перед ними погашаются в самую последнюю очередь. С учетом того, что стоимость имущества банкротов редко оказывается достаточной для погашения всех долгов перед реестровыми кредиторами, то зареестровые фактически утрачивают возможность получить хоть какую-то компенсацию.

При пропуске сроков подачи заявления на этапе наблюдения зареестровые кредиторы утрачивают возможность участвовать в , которые имеют определяющее значение для хода процедуры банкротства (в частности, в важном первом собрании кредиторов).

Именно на собраниях принимаются ключевые вопросы относительно условий и порядка взыскания долгов, вводится тот или иной этап банкротства и пр. Кредитор, не включенный в реестр, утрачивает возможность отстаивать свои интересы на собраниях и влиять на процесс. Но кредиторы, которые не успели подать заявление на этапе наблюдения, еще вправе заявить о своих претензиях на других этапах конкурсного производства по п.

Но кредиторы, которые не успели подать заявление на этапе наблюдения, еще вправе заявить о своих претензиях на других этапах конкурсного производства по п.

7 ст. 71 127-ФЗ. Именно поэтому весьма важно успеть подать заявление о включении в реестр требований в положенные сроки.

Унифицированный бланк заявления на включение в реестр сегодня не разработан. Поэтому компании и организации вправе составлять его в произвольной форме.

Главное, чтобы содержание данного документа соответствовало общим требованиям к деловой документации, а текст не содержал грамматических ошибок. Заявление на включение в реестр состоит из следующих блоков:

  • Описательная часть с указанием на обстоятельства возникновения задолженности и подтверждение обоснованности .
  • Перечень прилагаемых , подтверждающих изложенные в заявлении обстоятельства.
  • Просительная часть с указанием просьбы к суду о включении требований кредиторов в реестр.
  • Наименование документа: «Заявление о включении в реестр требований кредиторов должника».
  • «Шапка» с указанием реквизитов сторон.
  • Подпись заявителя, дата передачи заявления.

Перед тем как подать заявление на включение требований в реестр, нужно уточнить, на каком этапе находится должник.

Если это этап наблюдения, то в заявлении прописываются данные временного управляющего, если этап конкурсного производства, то конкурсного управляющего. В остальном структура и содержание обоих документов будет похожа.

Несмотря на отсутствие унифицированного бланка, можно выделить некоторые требования к содержанию заявления. Данный документ должен содержать указание на следующее:

  • Сведения о полномочном представителе заявителя в суде (если такой назначен).
  • Перечень документов.
  • Сведения о компании-должнике, ее организационно-правовой статус, ОГРН, ИНН и КПП.
  • Сведения о кредиторе: наименование, адрес, реквизиты, контактные данные.
  • Указание на положения законодательства, которые обосновывают правомерность передачи такого заявления.
  • Сущность заявления: данные относительно того, в каком размере и когда возникла , по какому поводу, ссылки на договорные обязательства, судебные решения или акты выполненных работ и пр.
  • Просьба к арбитражному суду о включении требований в реестр кредиторов.
  • Сведения об , в который подается заявление. Это та судебная инстанция, которая ведет дело о банкротстве в отношении юридического лица.
  • Подпись и дата подачи заявления.

При необходимости в бланк допускается включить дополнительные данные, которые заявитель посчитал важными. Заявление на включение в реестр требований кредиторов допускается написать от руки или набрать на компьютере на обычном листе формата А4.

Допускается также использование для указанных целей фирменного бланка организации. Данный вариант удобен по той причине, что не нужно прописывать все реквизиты заявителя вручную.

Важно учесть, что в документе не допускаются факсимильные подписи: они должны быть только «живыми».

Подпись может поставить директор или иной работник, который наделен полномочиями представлять компанию в суде уставом или доверенностью. Что касается постановки на документе печати, то она не является обязательной.

Сегодня освободили от требований по использованию печати в процессе работы. Но печать стоит поставить, если ее использование предусмотрено локальными регламентами компании. Образец заявления о включении в реестр кредиторов при банкротстве можно скачать .

Заявление составляется в нескольких экземплярах. Один экземпляр непосредственно передается в суд, второй – временному или конкурсному арбитражному управляющему в деле о банкротстве, третий – и последний остается на хранении у кредитора. Заявление передается в судебную инстанцию несколькими способами:

  • Отправка заявления в электронном виде с помощью специального сервиса арбитражного суда. В этом случае обязательно наличие ЭЦП.
  • Через доверенное лицо (которым обычно выступает юрист компании или сторонняя инстанция). В этом случае у лица должна быть на руках нотариально заверенная доверенность.
  • Лично через канцелярию суда.
  • Путем отправки Почтой РФ заказным письмом с уведомлением о вручении (это гарантированный способ доставки, но достаточно затратный, с точки зрения времени на получение, поэтому можно не успеть заявить свои требования).

Таким образом, заявление о включении требований кредиторов в реестр – это обязательное условие для участия в собраниях кредиторов и практически единственный шанс на удовлетворение своих финансовых притязаний к должнику.

Требования кредиторов передаются в арбитражный суд вместе с комплектом документов, которые подтверждают их обоснованность.

Для получения возможности выступать полноправным участником на собраниях кредитору нужно заявить о своих требованиях в течение 30 дней после введения этапа наблюдения. Через 2 месяца после начала конкурсного производства реестр требований закрывается.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии .

Это бесплатно. Эксперт в сфере права и финансовПодпишитесь на нас в

Автор: ZakonGuru Поделиться 0 0

Глава XI. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (ст.ст.

224 — 230.5)

от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в наименование главы XI внесены изменения Глава XI. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве См.

«Упрощенные процедуры банкротства» § 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника Согласно Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 правила параграфа 1 главы XI настоящего Закона о банкротстве об упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника не подлежат применению при банкротстве индивидуальных предпринимателей согласно буквальному смыслу настоящего Закона Статья 224.

Банкротство ликвидируемого должника См. комментарии к статье 224 настоящего Федерального закона 1.

В случае, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. 3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Статья 225. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника См. комментарии к статье 225 настоящего Федерального закона 1. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

, и при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

2. . См. текст от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ статья 225 дополнена пунктом 2.1 2.1. Реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр требований кредиторов, сформированный в соответствии с настоящим Федеральным законом. от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в пункт 3 статьи 225 внесены изменения 3. В случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.

Статья 226. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства См. комментарии к статье 226 настоящего Федерального закона 1.

Нарушение требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. Пункт 2 изменен с 30 июля 2017 г. — от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ 2.

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника по правилам настоящего Федерального закона. § 2. Банкротство отсутствующего должника Статья 227. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом См.

комментарии к статье 227 настоящего Федерального закона 1.

В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ пункт 2 статьи 227 изложен в новой редакции . Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ в пункт 3 статьи 227 внесены изменения, с 1 октября 2015 г.

3. В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий или в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение. Статья 228. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника См.

комментарии к статье 228 настоящего Федерального закона Согласно от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ положения настоящей статьи (в редакции названного Федерального закона) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня названного Федерального закона, только после даты завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г.

N 154-ФЗ в пункт 1 статьи 228 внесены изменения, с 1 октября 2015 г. 1. Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении процедуры реализации имущества гражданина в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. , , и при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ в пункт 2 статьи 228 внесены изменения 2. Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном настоящего Федерального закона. Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется.

от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ в пункт 3 статьи 228 внесены изменения, с 1 октября 2015 г. 3. Конкурсный управляющий или финансовый управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом. По ходатайству конкурсного управляющего или финансового управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

4. . См. текст от 30 декабря 2008 г.

N 296-ФЗ в статью 229 внесены изменения Статья 229. Распределение выручки См. комментарии к статье 229 настоящего Федерального закона Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной настоящего Федерального закона.

Статья 230. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника См. комментарии к статье 230 настоящего Федерального закона Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, если имущество должника — юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Об отдельных вопросах, связанных с применением Закона о банкротстве для ситуаций с отсутствием у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, см. Президиума Верховного Суда РФ от 6 марта 2021 г.

О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве см. Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 94 Согласно Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 статья 230 настоящего Закона не применяется к индивидуальным предпринимателям от 21 декабря 2013 г.

N 51 статья 230 настоящего Закона не применяется к индивидуальным предпринимателям от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ глава XI дополнена параграфом 3, с 1 июля 2014 г.

§ 3. Банкротство специализированного общества и ипотечного агента Статья 230.1. Особенности подачи заявления о признании специализированного общества банкротом См. к статье 230.1 настоящего Федерального закона Пункт 1 изменен с 28 декабря 2018 г.

— от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ 1. Заявление о признании специализированного общества банкротом подается определенным в соответствии с Российской Федерации о ценных бумагах представителем владельцев облигаций специализированного общества (далее — представитель владельцев облигаций) на основании решения общего собрания владельцев облигаций. В случае эмиссии облигаций с одним залоговым обеспечением двух и более выпусков заявление о признании специализированного общества банкротом подается представителем владельцев облигаций на основании решения общего собрания владельцев облигаций выпуска, в отношении которого в соответствии с решением о выпуске облигаций исполнение обязательств осуществляется в первую очередь по отношению к облигациям иных выпусков такого специализированного общества.

Решение общего собрания владельцев облигаций иных выпусков при этом не требуется. К заявлению представителя владельцев облигаций о признании специализированного общества банкротом прилагаются протокол общего собрания владельцев облигаций и заверенная надлежащим образом копия решения о выпуске облигаций. 2. Конкурсный кредитор специализированного общества не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного общества банкротом, если осуществление данного права было ограничено в договоре между таким кредитором и специализированным обществом наступлением определенного срока и (или) определенных обстоятельств, которые на момент подачи указанного заявления не наступили.

3. Для руководителя должника, являющегося специализированным обществом, обязанность, предусмотренная настоящего Федерального закона, не возникает, если в соответствии с уставом специализированного общества обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом поставлено в зависимость от наступления определенного срока и (или) определенных обстоятельств, которые на момент подачи заявления не наступили.

Статья 230.2. Рассмотрение дела о банкротстве специализированного общества См. к статье 230.2 настоящего Федерального закона 1.

Арбитражный суд при наличии признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом, принимает решение о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании специализированного общества банкротом.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве специализированного общества не применяются. 2. Сведения о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном настоящего Федерального закона, без опубликования в официальном издании. Кредиторы в соответствии со настоящего Федерального закона вправе предъявить свои требования к специализированному обществу в течение месяца с даты включения сведений о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Пункт 3 изменен с 1 января 2021 г.

— от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ Положения пункта 3 (в редакции от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ) в части прав, обязанностей, полномочий и ответственности депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на облигации, в случае банкротства эмитента облигаций к депозитариям, осуществляющим обязательное централизованное хранение облигаций, эмитент которых признан банкротом после 1 января 2021 г. 3. В случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов — владельцев облигаций представляет представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации, такое лицо подлежит уведомлению о получении требований кредиторов.

Уведомление каждого кредитора — владельца облигаций при этом не требуется. Пункт 4 изменен с 1 января 2021 г. — от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ Положения пункта 4 (в редакции от 27 декабря 2018 г.

N 514-ФЗ) в части прав, обязанностей, полномочий и ответственности депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на облигации, в случае банкротства эмитента облигаций к депозитариям, осуществляющим обязательное централизованное хранение облигаций, эмитент которых признан банкротом после 1 января 2021 г.

4. Наряду с лицами, предусмотренными настоящего Федерального закона, лицом, участвующим в деле о банкротстве специализированного общества, признается представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации. Статья 230.3. Особенности удовлетворения требований кредиторов с залоговым обеспечением См.

к статье 230.3 настоящего Федерального закона Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. — от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ Положения пункта 1 (в редакции от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ) в части прав, обязанностей, полномочий и ответственности депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на облигации, в случае банкротства эмитента облигаций к депозитариям, осуществляющим обязательное централизованное хранение облигаций, эмитент которых признан банкротом после 1 января 2021 г.

1. Требования кредиторов с залоговым обеспечением удовлетворяются в рамках требований кредиторов третьей очереди с особенностями, предусмотренными настоящего Федерального закона. Если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов — владельцев облигаций с залоговым обеспечением представляет определенный в соответствии с Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации, денежные средства, полученные после реализации имущества, составляющего залоговое обеспечение, в порядке, установленном настоящего Федерального закона, зачисляются конкурсным управляющим на специальный счет такого лица, а если таким лицом является кредитная организация на ее счет для последующего расчета с кредиторами — владельцами облигаций с залоговым обеспечением в соответствии с решением о выпуске таких облигаций. В случае эмиссии специализированным обществом облигаций с одним залоговым обеспечением двух и более выпусков удовлетворение требований владельцев облигаций по каждому выпуску осуществляется путем зачисления конкурсным управляющим на специальный счет представителя владельцев облигаций или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на облигации, денежных средств, полученных после реализации имущества, составляющего залоговое обеспечение, в порядке, установленном настоящего Федерального закона, в соответствии с очередностью, установленной решением о выпуске таких облигаций, для последующего расчета с владельцами таких облигаций в порядке, установленном Российской Федерации о ценных бумагах.

Если представителем владельцев облигаций или депозитарием, осуществляющим централизованный учет прав на облигации, является кредитная организация, указанные денежные средства зачисляются на ее счет. В случае отсутствия представителя владельцев облигаций или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на облигации, требования кредиторов с залоговым обеспечением удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной решением о выпуске таких облигаций. Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г.

— от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ 2.

Продажа имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, осуществляется в порядке, установленном настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Положения абзаца второго пункта 2 (в редакции от 27 декабря 2018 г.

N 514-ФЗ) в части прав, обязанностей, полномочий и ответственности депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на облигации, в случае банкротства эмитента облигаций к депозитариям, осуществляющим обязательное централизованное хранение облигаций, эмитент которых признан банкротом после 1 января 2021 г. Порядок, условия проведения торгов и начальная продажная цена имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, определяются представителем владельцев облигаций с таким залоговым обеспечением или депозитарием, осуществляющим централизованный учет прав на облигации с таким залоговым обеспечением, на основании решения общего собрания владельцев указанных облигаций, при отсутствии представителя владельцев указанных облигаций или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на указанные облигации, либо непринятии соответствующего решения общим собранием владельцев указанных облигаций — конкурсным управляющим.

Статья 230.4. Передача имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества См.

к статье 230.4 настоящего Федерального закона 1. Имущество, составляющее залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, в том числе денежные требования, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств, может быть передано на основании решения собрания кредиторов и в порядке, установленном данным решением, иному специализированному обществу с принятием этим специализированным обществом на себя всех прав и обязанностей эмитента таких облигаций.
Имущество, составляющее залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, в том числе денежные требования, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств, может быть передано на основании решения собрания кредиторов и в порядке, установленном данным решением, иному специализированному обществу с принятием этим специализированным обществом на себя всех прав и обязанностей эмитента таких облигаций.

Пункт 2 изменен с 18 марта 2021 г. — от 18 марта 2021 г. N 66-ФЗ 2. Передача имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, иному специализированному обществу допускается при условии, если рыночная стоимость указанного имущества превышает совокупный размер обязательств по таким облигациям не более чем на десять процентов.

При этом рыночная стоимость имущества, передача которого осуществляется в соответствии с настоящей статьей, определяется оценщиком, привлекаемым арбитражным управляющим за счет специализированного общества — должника. Сведения об отчете об оценке имущества должника, указанные в настоящего Федерального закона, с приложением копии такого отчета об оценке в форме электронного документа подлежат включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном настоящего Федерального закона. Обжалование отчета об оценке, предусмотренного настоящим пунктом, не является основанием для приостановления передачи предмета залога.

3. Если имущества, которое остается у специализированного общества после передачи предмета залога, недостаточно для погашения расходов, предусмотренных настоящим пунктом, и требований кредиторов первой и второй очереди, специализированное общество, которому передается предмет залога в соответствии с настоящей статьей, обязано перечислить денежные средства на специальный банковский счет должника в соответствии с настоящего Федерального закона в пределах суммы задолженности по таким требованиям в следующем порядке: не более чем двадцать процентов от рыночной стоимости предмета залога, указанного в настоящей статье, для погашения требований кредиторов первой и второй очереди; не более чем десять процентов от рыночной стоимости предмета залога, указанного в настоящей статье, для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.

4. Денежные средства со специального банковского счета должника списываются по распоряжению арбитражного управляющего только в целях погашения расходов и требований кредиторов, предусмотренных настоящей статьи, и не могут списываться по иным обязательствам должника или обязательствам арбитражного управляющего. На находящиеся на специальном банковском счете должника денежные средства не может быть обращено взыскание по иным обязательствам должника или обязательствам арбитражного управляющего. 5. На собрании кредиторов, на котором решается вопрос о возможности передачи имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, арбитражный управляющий представляет отчет об оценке указанного имущества и расчет суммы, необходимой для погашения расходов и требований кредиторов, предусмотренных настоящей статьи, на дату проведения собрания кредиторов, на котором принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о передаче указанного имущества.

6. В целях передачи имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, собранием кредиторов принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о передаче указанного имущества. К этому ходатайству прилагаются протокол собрания кредиторов, отчет об оценке, указанный в настоящей статьи, и документ, подтверждающий перечисление денежных средств на специальный банковский счет, в случае, предусмотренном настоящей статьи. 7. По результатам рассмотрения ходатайства собрания кредиторов о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, арбитражный суд выносит определение: об удовлетворении этого ходатайства и о передаче указанного имущества в случае соблюдения условий такой передачи, предусмотренных настоящей статьей; об отказе в удовлетворении этого ходатайства в случае несоблюдения условий такой передачи, предусмотренных настоящей статьей.

8. В случае вынесения арбитражным судом определения о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, денежные средства, внесенные в порядке, установленном настоящей статьи, на специальный банковский счет должника, направляются на погашение соответствующих расходов и требований кредиторов. Погашение расходов и требований кредиторов, предусмотренных настоящей статьи, осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу определения арбитражного суда о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества.

Требования кредиторов, обеспеченные залогом, предмет которого передан в соответствии с настоящей статьей, исключаются конкурсным управляющим из реестра требований кредиторов.

9. В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, денежные средства, внесенные в порядке, установленном настоящей статьи, на специальный банковский счет должника, подлежат возврату.

Статья 230.5. Особенности банкротства ипотечного агента См. к статье 230.5 настоящего Федерального закона 1.

Заявление о признании ипотечного агента банкротом подается по правилам настоящего параграфа. 2. Рассмотрение дела о банкротстве ипотечного агента осуществляется по правилам настоящего параграфа. < глава x.> Глава XII. >> Содержание

Конкурсное производство: порядок предъявления реестровых (зареестровых) требований (заметка 2.2)

ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ, В ОСНОВУ КОТОРОГО ВОШЛИ УКАЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ, — ЗДЕСЬ ОНИ ПРИВОДЯТСЯ В УСЕЧЕННОМ ВАРИАНТЕ.————-Заметка №1 общее об открытии кокнурсного производства:Заметка №2 о требованиях к банкротуЗаметка №3 о формировании конкурсной массы:Заметка №4 о реализации имущества должника:Заметка №5 о расчетах с кредиторами:Заметка №6 о контрлое за процедурой и кокнурсным управляющим:Заметка №7 о завершении / прекращении процедуры: ———-Стандартное примечание: часть второй заметки, из планируемого ряда, о конкурсном производстве; они (заметки) имеют прикладной характер и касаются общих вопросов проведения процедуры конкурсного производства, а также вопросов, которые я посчитал интересными.В итоге, примерно до конца марта, должен получиться цикл заметок с моим мнением о процедуре, по всем ключевым ее этапам.Сразу оговорюсь, что текст написан применительно к конкурсному производству в отношении хозяйственных обществ (не являющихся отдельными категориями должников), против которых открыто конкурсное производство по общим правилам.————План заметки.I.

Судебный порядок предъявления реестрового требования кредиторов.

A. Круг лиц, имеющих право на предъявление реестровых требований к должнику. B. Срок заявления требований. C. Подача заявления о включении в реестр требований кредиторов.

D. Рассмотрение требований о включении в реестр требований кредиторов по существу.

E. Проверка обоснованности требований конкурсных кредиторов.

F. Проверка обоснованности требований по обязательным платежам (следующие из налоговых обязательств). G. Особенности установления требований залогового кредитора в деле о банкротстве. H. Предъявление требований залоговым кредитором.

J. Завершение рассмотрения требований кредиторов по существу.

K. Обжалование определения арбитражного суда по итогам рассмотрения требования кредитора.II. Порядок предъявления, рассмотрения требований кредиторов во внесудебном порядке. A. Порядок предъявления требований кредиторов второй очереди.———I.

Судебный порядок предъявления реестрового требования кредиторов.В судебном порядке включаются требования кредиторов первой очереди, второй очереди (касается требований по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности и не распространяется на требования, связанные с оплатой труда), третьей очереди.Согласно абз. 2 п. 1 ст. 142 ЗоБ установление требований, предъявленных для целей участия в конкурсном производстве, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.

100 ЗоБ. A. Круг лиц, имеющих право на предъявление реестровых требований к должнику.Правом на предъявление требования о включении в реестр требований кредиторов обладают лица, перед которыми у должника имеется соответствующая задолженность.Относительно фигуры кредитора (не уполномоченного органа) все ясно: физическое, юридическое лицо, иностранная организация (, , ГК РФ).Относительно же уполномоченного органа ясность присутствует не всегда. Уполномоченным органом, согласно ст. 2 ЗоБ, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.Следовательно, уполномоченный орган вправе предъявлять требования как по обязательным платежам, так и по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием (уровень Российской Федерации, уровень субъекта Российской Федерации, уровень муниципалитета).То есть уполномоченный орган для публично-правового образования каждого уровня (федеральный, субъекта федерации, уровень муниципалитета) может быть своим.

Но обязательные платежи (независимо от того бюджет какого уровня является их адресатом) предъявляются в делах о банкротстве только Федеральной налоговой службой РФ.

Требования по денежным обязательствам предъявляются также службой но уже только по федеральному уровню.Такие полномочия ФНС России следуют из , , Постановления Правительства РФ №257 от 29.05.2004г., Постановления Правительства РФ №506 от 30.09.2004г, п. 1 Положения о о Федеральной налоговой службе, утвержденном последним Постановлением Правительства РФ.Порядок предъявления требования ФНС России требований для целей участия в деле о банкротстве определен соответствующим Положением о порядке предъявлении требований и будет разобран далее (см.

раздел о порядке подачи требования).Таким образом денежные требования субъектов федерации и муниципалитетов предъявляются уполномоченными этими публично-правовыми образованиями органами, а если таковые прямо не определены, то главными распорядителями соответствующего уровня бюджета ( БК РФ); это также подтверждает судебная практика.

B. Срок заявления требований.Требования могут быть предъявлены в любой момент в ходе конкурсного производства. Однако следует учитывать, что требования соответствующей очереди, заявленные в течение срока, пока реестр требований кредиторов открыт, имеют приоритет перед требованиями этой же очереди, которые заявлены после его закрытия. Это касается требований всех очередей.

Так, например, требования кредиторов первой очереди заявленные, пока реестр открыт, будут иметь предпочтение перед требованиями первой очереди, заявленными по истечению соответствующего срока; однако последние будут иметь приоритет перед требованиями последующих очередей.Срок в течение которого реестр считается открытым — два месяца с момента опубликования сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (абз.

3 п. 1 ст. 142 ЗоБ). Информация об открытии конкурсного производства должна быть направлена конкурсным управляющим для опубликования в течение десяти календарных дней с момента его утверждения.

Срок должен отсчитываться с момента публикации официальном печатном издании (на момент публикации настоящей работы, таким изданием является газета “Коммерсантъ”, http://www.kommersant.ru/bankruptcy/).Указанный двухмесячный срок является материально-правовым сроком; на это в частности указал Президиум ВАС РФ в №12130/09 от 29.06.2010г.

— к нему подлежат применению общие нормы ГК РФ о сроках (Глава 11).Срок на включение считается соблюденным в случае, если в его последний день заявление было сдано в организацию связи до двадцати четырех часов либо в канцелярию суда согласно режиму ее работы.Если документы были направлены в арбитражный суд посредством системы “Мой арбитр”, то они считаются также в срок поданными, если они направлены (дата поступления документов; указывается в уведомлении системы) до двадцати четырех часов последнего дня срока по московскому времени, даже если в соответствующем регионе начался следующий день (например, на Дальнем Востоке). Это разъяснил ВАС РФ, в п. 4 Постановления Пленума №99 от 25.12.2013г.

Данные разъяснения были сделаны применительно к процессуальным срокам ( АПК РФ), но в силу их аналогичности полагаю, что они должны применяться и к материально-правовым срокам. Судебная практика учитывает данные разъяснения без дополнительного анализа вопроса к какому сроку относится срок на предъявление требований, что не влечет принятия незаконных судебных актов по существу.Восстановлению он (срок) не подлежит, на что обращено внимание в п. 3 Информационного письма ВАС РФ №93 от 26.07.2005г.

ГК РФ Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (утв.

Правительства РФ от 29.05.2004 №257) Постановление АС СЗО от14.01.2015г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+