Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Правоотношения по контролю надзору за соблюдением трудового законодательства

Правоотношения по контролю надзору за соблюдением трудового законодательства

Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства

В любой современной организации эффективный надзор за охраной труда — необходимый элемент ее деятельности. Субъектами правомочий по надзору за охраной труда выступают специализированные государственные и профсоюзные органы, а обязанными субъектами — организации, а также их структурные единицы и должностные лица, составляющие администрацию организации. По целевой направленности правоотношения по надзору за охраной труда всегда выполняют гарантийную функцию, ибо их основное назначение — обеспечить нормальную трудовую деятельность работников с точки зрения создания безопасных для их жизни и здоровья условий труда. Поэтому названные правоотношения выступают в качестве необходимого спутника трудовых правоотношений.

Целевая направленность правоотношений по надзору за охраной труда предполагает их длящийся характер.

Возникнув на стадии проектирования и ввода в строй производственных объектов, они продолжаются в течение периода деятельности организации, пока там осуществляются трудовые процессы. Содержание указанных правоотношений сводится к совокупности прав, обязанностей и правовых действий сторон по обеспечению безопасных условий труда в ходе осуществления контрольно-надзорных функций специальными государственными и профсоюзными органами охраны труда. Перечень этих прав и обязанностей содержится в различных нормативных актах: КЗоТ РФ, Основах законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г.

и др. Важным фактором, обеспечивающим эффективную деятельность органов надзора за охраной труда (органов Рострудинспекции и др.) является наделение их полномочиями привлекать к ответственности должностных лиц из числа администрации организации за неисполнение ими обязанностей по обеспечению надлежащей охраны труда. Наряду с правоотношениями по надзору за охраной труда в организациях складываются и правоотношения по надзору за соблюдением трудового законодательства.

Указанные правоотношения — результат осуществления надзорных полномочий органов прокуратуры, других государственных органов (Рострудинспекции), а также защитной функции профсоюзов. Целевая направленность этих правоотношений — предотвращение и пресечение нарушений трудового законодательства со стороны администрации организации, обеспечение соблюдения законности в трудовых отношениях. Содержание данных правоотношений включает в себя совокупность разнообразных прав и обязанностей сторон, связанных с восстановлением правомочий и законных интересов работников и трудовых коллективов в результате противоправных действий администрации, а также с привлечением к ответственности виновных должностных лиц.

Результативность действий субъектов правоотношений по надзору за соблюдением администрацией трудового законодательства связана обычно с составлением акта проверки, в котором дается объективная оценка деятельности администрации по соблюдению законности в сфере труда.

В тех случаях, когда инспектор обнаруживает нарушение администрацией трудового законодательства, он должен дать предписание об их устранении. Одновременно он решает вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности.

Правоотношения по разрешению трудовых споров — это процессуальные правоотношения охранительного характера в отличие от иных материальных.

При обращении с трудовым спором в соответствующий юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган, примирительную комиссию, трудовой арбитраж) у этого органа возникают процессуальные правоотношения с каждой из спорящих сторон, а также с другими возможными участниками разрешения трудового спора. Названные правоотношения регулируются гл. 14 КЗоТ РФ, ФЗ РФ от 20 октября 1995 г.

«О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другими нормативными актами. В связи с рассмотрением в компетентных органах индивидуальных и коллективных трудовых споров между сторонами спора и указанными органами складываются правовые отношения, носящие процессуальный характер.

Согласно ст. 201 КЗоТ РФ индивидуальные трудовые споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора, соглашения, а также условий трудового договора рассматриваются: КТС, судами.

Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» предусматривает их последовательное рассмотрение: примирительной комиссией, создаваемой для каждого коллективного трудового спора, посредником или трудовым арбитражем.

Юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений по рассмотрению трудовых споров, служит обращение заинтересованной стороны спора (обычно работника — в КТС, суд; представителя трудового коллектива — в примирительную комиссию, к посреднику, в трудовой арбитраж) с заявлением о защите нарушенного права.

Содержание и характер процессуального правоотношения по рассмотрению трудовых споров различаются главным образом в зависимости от того, какой рассматривается спор — индивидуальный или коллективный, а также от вида органа, рассматривающего спор.

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров относятся к длящимся, их продолжительность определяется временем нахождения спора в производстве компетентных юрисдикционных органов, включая и исполнительное производство. Юридическим фактом, с которым связывается прекращение правоотношении по рассмотрению трудовых споров, является обычно вступление в законную силу решения органа, разрешившего спор (например, решение суда, рассматривающего индивидуальный трудовой спор) либо достижение соглашения между сторонами коллективного трудового спора в примирительной комиссии или арбитраже.
Юридическим фактом, с которым связывается прекращение правоотношении по рассмотрению трудовых споров, является обычно вступление в законную силу решения органа, разрешившего спор (например, решение суда, рассматривающего индивидуальный трудовой спор) либо достижение соглашения между сторонами коллективного трудового спора в примирительной комиссии или арбитраже.

правоотношение юридический труд

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

После изучения настоящей главы студент должен: знать

  1. • виды контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  2. • систему органов Роструда и их компетенцию;
  3. • порядок проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства;
  4. • правовые последствия для работодателя, виновного в нарушении законодательства о труде и об охране труда;
  5. • полномочия органов контроля и надзора;
  6. • органы, осуществляющие государственный, ведомственный и общественный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства;
  7. • понятие контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  8. • систему взаимодействия органов контроля и надзора при проведении проверок соблюдения трудового законодательства;

уметь

  1. • анализировать причины нарушений трудового законодательства, готовить соответствующие предложения по их устранению;
  2. • определять компетенцию различных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства;
  3. • правильно определять предмет проверок, проводимых органами контроля и надзора;

владеть

  1. • навыками выявления и предупреждения нарушений требований трудового законодательства.
  2. • понятийным аппаратом института контроля и надзора;

В процессе становления и развития трудового законодательства проблеме защиты трудовых прав работников всегда уделялось особое внимание, так как, несмотря на формальное юридическое равенство, работник в социально-экономическом плане всегда является более слабой стороной трудового отношения, чем работодатель. Поэтому среди основных способов защиты трудовых прав и свобод бо́льшая часть предназначена для защиты работника. К таким способам относятся, в частности, самозащита работниками трудовых прав, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Целью защиты трудовых прав работника является обеспечение их свободной реализации, а при необходимости – восстановление или признание прав, пресечение правонарушений со стороны работодателя и его понуждение к надлежащему исполнению обязательств. В узком смысле слова под защитой понимается деятельность уполномоченных органов по предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав.

Такими полномочиями наделены органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, статус которых определен в гл.

57 ТК РФ. Отношения по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми (ч. 2 ст. 1 ТК РФ). Эти отношения относят к числу сопутствующих трудовым, причем в отличие от многих других производных от трудовых отношений они носят перманентный характер, поскольку государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется постоянно, непрерывно.

Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей является одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 2 ТК РФ). Государственный контроль и надзор (ст.

353 ТК РФ) дополняется ведомственным контролем за соблюдением трудового законодательства (ст. 353.1 ТК РФ). Свою лепту в укрепление законности в трудовых отношениях вносят и профсоюзы, которые также наделены правом на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст.

370 ТК РФ). В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольно-надзорные функции, можно выделить следующие виды контроля и надзора: государственный надзор, ведомственный контроль и профсоюзный контроль. Государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее – Закон № 294-ФЗ). Государственный контроль и надзор в соответствии со ст.

353 ТК РФ делится на два вида:

  1. 1) федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральная инспекция труда осуществляет общий надзор на всей территории РФ за соблюдением всеми работодателями (независимо от организационно-правовой формы, сферы деятельности и подчиненности) установленных требований в сфере труда;
  2. 2) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Это специализированный государственный надзор, который осуществляют государственные органы, исключительно для этого предназначенные. Его особенность заключается в целевой направленности выполняемых государственными органами надзорных функций. Надзор является основой их управленческой деятельности, что отражено даже в названии этих органов – Федеральная служба но надзору is сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба но экологическому, технологическому и атомному надзору.

Трудовой кодекс РФ предусматривает следующие виды специализированного надзора: государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах (ст. 366 ТК РФ); федеральный государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ); государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности (ст.

369 ТК РФ); федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ). Первые три вида надзора осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), последний – Федеральная служба по над зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
368 ТК РФ). Первые три вида надзора осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), последний – Федеральная служба по над зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Порядок проведения проверок надзорными органами регламентируется Законом № 294-ФЗ.

Закон устанавливает: порядок организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; порядок взаимодействия этих органов при организации и проведении проверок хозяйствующих субъектов; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; меры по защите их прав и законных интересов.

В ст. 9 указанного Закона установлено, что плановая проверка в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может проводиться не чаще одного раза в три года. Количество внеплановых проверок не регламентируется законодательством, так как они обусловливаются исключительно возникшими объективными обстоятельствами.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ст.

10 Закона: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан; 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

10 Закона: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан; 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с ч. 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ проводимые органами надзора внеплановые выездные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласовываются с органами прокуратуры. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов РФ (ст. 353.1 ТК РФ). Ведомственный контроль осуществляется, как правило, выборочно, при рассмотрении жалобы работника на действия конкретного работодателя.

При выявлении нарушения проверяющий орган обязывает руководителя устранить допущенное нарушение и тем самым осуществляет защиту прав работников.

Профсоюзный контроль представляет собой разновидность общественного контроля за соблюдением работодателями и их должностными лицами трудового законодательства. Это самостоятельная функция профсоюзов, для осуществления которой им не требуется разрешение или согласование с органами государственной власти или местного самоуправления, равно как и согласие работодателя.

Это самостоятельная функция профсоюзов, для осуществления которой им не требуется разрешение или согласование с органами государственной власти или местного самоуправления, равно как и согласие работодателя.

Рекомендуем прочесть:  Удаленное получение рабочей визы

Согласно ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Выделяются предварительный, последующий и текущий контроль за соблюдением законодательства о труде. Предварительный контроль используется в случаях, когда законодатель требует от работодателей (иных субъектов) учесть мнение соответствующего профсоюзного объединения (органа) при принятии управленческих решений или утверждении нормативных правовых актов (в том числе локальных).

Последующий контроль осуществляется при рассмотрении жалоб и обращений работников на нарушение их трудовых прав. Текущий контроль профсоюзы осуществляют в плановом порядке. По результатам проверок соблюдения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, профсоюзы могут предъявлять работодателям требования об устранении выявленных нарушений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения таких требований сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах их рассмотрения и принятых мерах.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями о них.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями о них.

Для осуществления контрольных полномочий профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные лица по охране труда наделены целым рядом прав, включая право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

  1. Ростехнадзор – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции но контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере (см.: Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401).
  2. Роспотребнадзор – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (см.: Положение о Федеральной службе но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, vtb. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322).
  3. См.: Шеломов Б. А. Контроль профсоюзов за соблюдением трудового законодательства: учеб, пособие. М.: Профиздат, 1980. С. 28.
  4. Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Генерального прокурора РФ от 27 марта 2009 г. № 93.

Контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Согласно ст. 1 ТК отношения по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, относятся к иным, непосредственно связанными с трудовыми, отношениям.

Таким образом, рассматриваемые отношения являются предметом трудового права. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Конституционное право на защиту трудовых прав работников государство осуществляет посредством создания и регулирования деятельности специальных органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Систему таких органов можно классифицировать следующим образом:

  1. 3) органы, осуществляющие внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях, – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
  2. 1) органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ, – органы ФИТ;
  3. 4) органы, осуществляющие государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»),
  4. 2) органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с органами ФИТ), – федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности;

Федеральная инспекция труда (ФИТ) – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ. Такая система представляет собой совокупность государственных инспекций субъектов РФ в соответствии с территориальным делением государства.

Руководит деятельностью ФИТ главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России является заместителем главного государственного инспектора труда РФ.

Заместители руководителя указанного департамента являются главным государственным правовым инспектором труда РФ и главным государственным инспектором РФ по охране труда.

Начальники отделов названного департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда. Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители – заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросами по охране труда).

Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда. Основными принципами деятельности ФИТ и ее должностных лиц являются принципы уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности. Деятельность ФИТ направлена на решение следующих задач (ст.

355 ТК):

  1. 3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  2. 2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. 1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  4. 4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Одним из важнейших принципов деятельности государственных инспекторов труда является принцип независимости, который означает, что государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей:

  1. 3) руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
  2. 2) независимы от государственных органов и должностных лиц;
  3. 1) являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой;

Для выполнения поставленных задач ФИТ предоставлены широкие полномочия, реализация которых возможна только при соблюдении указанных выше принципов. Основными полномочиями ФИТ являются:

  1. 5) осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  2. 8) принятие необходимых мер по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также для получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  3. 1) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  4. 3) рассмотрение в соответствии с законодательством РФ дел об административных правонарушениях;
  5. 13) подготовка и публикация ежегодных докладов о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представление их в установленном порядке Президенту РФ и Правительству РФ.
  6. 2) анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, результатом которого должно стать принятие мер по устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  7. 10) проведение личного приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  8. 7) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, принятие участия в расследовании несчастных случаев на производстве или проведение такого расследования самостоятельно;
  9. 4) направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  10. 11) информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  11. 9) запрос у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездное получение от них информации, необходимой для выполнения возложенных на ФИТ задач;
  12. 12) информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах работников;
  13. 6) обобщение практики применения, анализ причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка соответствующих предложений по их совершенствованию;

Исходя из того, что ограничение прав и свобод возможно только на основании федерального закона (ч.

3 ст. 55 Конституции РФ), ст.

357 ТК устанавливает основные права государственных инспекторов труда:

  1. 6) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  2. 2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. 10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
  4. 4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  5. 3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  6. 9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  7. 8) запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  8. 7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
  9. 1) в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно;
  10. 5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке;
Рекомендуем прочесть:  Работа кадровика с чего начать

Обязанности государственных инспекторов труда можно классифицировать по трем основным группам:

  1. 3) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
  2. 2) хранить охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. 1) соблюдать установленные в Российской Федерации нормы права: Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц ФИТ;

В порядке проведения проверок должностными лицами и органами ФИТ можно выделить следующие элементы:

  1. 5) наличие соответствующего распоряжения (приказа), предъявляемого работодателю.
  2. 4) особенности проверок отдельных организаций (организации Вооруженных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, иные правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и др.) устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  3. 2) перечень организаций, подлежащих проверке, и территория их месторасположения (государственные инспектора труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности).

    Важные положения, регулирующие порядок инспектирования организаций рассматриваемой категорией должностных лиц, содержатся в Конвенции МОТ от 19 июня 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»;

  4. 3) порядок уведомления (при инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля);
  5. 1) правовое регулирование определяется, во-первых, ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда (такое положение обусловлено ст.

    10 ТК, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью российской правовой системы); во-вторых, ТК, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами);

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в административном и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ – в судебном порядке. Административный порядок обжалования предусматривает подачу жалобы соответствующему руководителю по подчиненности главному государственному инспектору труда РФ.

Судебный порядок обжалования осуществляется в порядке, предусмотренном гражданско- процессуальным законодательством РФ.

В ходе проведения проверок и руководители, и государственные инспекторы могут быть привлечены к юридической ответственности. Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Такая ответственность может носить уголовный, административный или дисциплинарный характер.

Особый характер имеет ответственность лиц, препятствующих осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Лица, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Статья 212 ТК обязывает работодателя обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда с целью проверки условий и охраны труда в организации, а также выполнять предписания инспектирующих должностных лиц.

Необоснованное воспрепятствование выполнению функций органов надзора и контроля, неисполнение их предписаний в срок согласно ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

служит основанием для привлечения руководителей организаций к юридической ответственности, как правило, административной или дисциплинарной.

Угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам контролирующих органов (членов их семей) могут служить основанием для привлечения руководителей организаций (их представителей) к уголовной ответственности. В свою очередь за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Один из них – Закон о защите прав юридических лиц, согласно п. 1 ст. 19 которого государственные инспекторы труда в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении проверок, совершении противоправных действий (бездействия) несут дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Эффективность мероприятий по контролю за соблюдением трудового и иного законодательства, содержащего нормы трудового права, напрямую зависит от взаимодействия органов ФИТ с другими органами и организациями.

К другим органам относятся: органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, профсоюзы (их объединения), объединения работодателей, другие организации. При этом координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемая профсоюзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется ФИТ. Особенности ведения государственного надзора и контроля у отдельных работодателей заключаются в следующем:

  1. 2. Государственный энергетический надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользуюших установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
  2. 1. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (см., например, распоряжение Правительства РФ от 29.12.2004 № 1725-р «О перечне федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Ростехнадзора»).
  3. 4. Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.
  4. 3. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Правовой статус Ростехнадзора установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Среди основных разделов указанного Положения следует отметить правовой статус, функции и полномочия рассматриваемого государственного органа. Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Согласно ч. 2 ст. 369 ТК работники Ростехнадзора, обнаружившие в ходе проверки факты нарушения норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях, обязаны довести это до сведения работодателей и работников.

Закрепление указанной обязанности на уровне закона продиктовано необходимостью в оперативном предотвращении негативного воздействия радиации на здоровье людей и окружающую среду. Работники специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону. Решения руководства, предписания инспекторского состава Ростехнадзора могут быть обжалованы в суд.

Все указанные органы при исполнении обязанностей по надзору и контролю в пределах своей компетенции независимы и подчиняются только закону.

Правоотношения по государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Правоотношения по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства относятся к сопутствующим трудовым правоотношениям.

Контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства осуществляется государственными органами исполнительной власти, входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в порядке, установленном Правительством РФ.

Содержание данных правоотношений включает совокупность разнообразных прав и обязанностей сторон, связанных с восстановлением правомочий и законных интересов работников и трудовых коллективов в результате противоправных действий администрации работодателя, а также с привлечением к ответственности виновных должностных лиц.

В правоотношениях по надзору инспекция труда действует через своих инспекторов, осуществляющих плановые и неплановые проверки соблюдения администрацией трудового законодательства. Такие проверки составляют право и обязанность этих инспекторов.

Реализуя надзорные права и обязанности, правовые инспекторы посещают организации, собирают материалы, касающиеся деятельности администрации по локально-правовому установлению условий труда, знакомятся с правоприменительной деятельностью (приказами, распоряжениями) руководящих должностных лиц.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами РФ и законами субъектов РФ. Специальный государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные надзоры. Общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде призваны осуществлять профсоюзные инспекции труда.

Данное правомочие профсоюзов подкрепляется и положениями ТК РФ (ст.

370), которые предусматривают, что профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Реализуя свои полномочия, профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  1. – направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  2. – получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  3. – предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  4. – осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
  5. – проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  6. – принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  7. – осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами контроля (надзора) за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Таким образом, субъектами рассматриваемых отношений являются работодатель и орган соответствующего надзора.

Основаниями возникновения рассматриваемых правоотношений является момент регистрации организации в качестве юридического лица, и продолжаются эти отношения в течение всего срока существования организации как хозяйствующего субъекта. Содержание данных правоотношений включает совокупность разнообразных прав и обязанностей сторон, связанных с восстановлением правомочий и законных интересов работников и трудовых коллективов в результате противоправных действий администрации, а также с привлечением к ответственности виновных должностных лиц.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+