Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Автомобильное право - Разворот на перекрестке с односторонним движением с двумя пересечениями

Разворот на перекрестке с односторонним движением с двумя пересечениями

Разворот на перекрестке с односторонним движением с двумя пересечениями

Основные правила разворота и подсказки по его выполнению

» Несмотря на то, что выполнять разворот умеют все водители, сделать это правильно на перекрестках различных типов без нарушения ПДД бывает сложно, так как нужно учитывать множество нюансов. Совершение данного маневра требует от водителя не только внимательности, но и знания того, какой вид транспорта имеет преимущество на тех частях дороги, которые регулируются или не регулируются светофорами.Все особенности нужно учитывать не столько для сдачи экзамена с целью получения права на вождение, сколько при ежедневном вождении, чтобы не провоцировать аварийных ситуаций и ДТП, лишения прав и выписки штрафа.Существуют общие правила выполнения разворота на перекрестке, которые должны выполняться вне зависимости от особенностей этого участка:

  1. завершить действие на своей полосе;
  2. избегать выезда на встречный ряд;
  3. уступать машинам с других направлений, если они имеют приоритет в проезде.
  4. не переезжать через непрерывную разметку;
  5. не перемещаться за его границы;

Разворот по ближней траектории Для осуществления маневра недостаточно только лишь придерживаться перечисленных требований, ведь каждый участок пересечения путей может иметь особенности:

  1. на нерегулируемом требуется сначала определить, равнозначны ли дороги, и если нет, найти главную и второстепенную;
  2. на Т-образном обязательно обращать внимание на знаки приоритета, так как почти всегда там сходятся главная и второстепенная дороги;
  3. на регулируемом при наличии у светофора дополнительной секции надо уступить авто, движущимся в перпендикулярном направлении под ее разрешающий сигнал.
  4. если он со светофором, важно контролировать сигналы устройства, а не только машины с других направлений;

Правильно выполнить маневр удастся лишь при верной оценке площади разворота, которую можно занять, не выезжая за пределы перекрестка. В каждом случае важен выбор траектории следования. Для узкого участка или большой машины предпочтительнее дальняя.

Если он достаточно просторный, на нем не ведется ремонт, нет загораживающего проезд объекта, можно выбрать ближнюю траекторию.Рекомендуем прочитать о ДТП при развороте. Вы узнаете о правилах разворота на перекрестке, ДТП на перекрестке, ответственности водителей.

А здесь подробнее о правилах кругового движения.Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе.
Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен.

Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт.

Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго.

Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий.

Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию.
Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию.

Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.

Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы.

Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете автомобилем с прицепом и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу.

В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований.

Но конечно, в пределах здравого смысла.

Изображение разрешенного разворота на перекрёсткеЧто касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен.

Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.

Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля.

Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно.

При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп.

Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно — старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге.

Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём.

При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей.

В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей.

Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать.

Так что будьте внимательны!Виды разворотов, выполняемых на автомобиле или ином транспорте, можно разделить по особенностям траектории:

  1. Ближняя выгоднее, если на участке достаточно места, ведь так удастся быстрее выполнить действие. Начинать разворот следует с начала пересечения путей у края линии, отделяющей встречный ряд. Необходимо беречься от контакта с бордюром и заезда на пешеходный переход или непрерывную разметку.
  2. Дальняя выбирается, если нет возможности сменить направление движения на малом полукруге. Этому иногда мешает недостаток пространства, внушительные габариты машины. Тогда следует проехать чуть вперед и свернуть таким образом, чтобы оставить себе место для выравнивания авто и точного захода на свою полосу.

Разворот на перекрестке по дальней траекторииРазворот иногда выгодно выполнять именно на светофоре, ведь с его помощью легче контролировать авто с других направлений. Правильно осуществить действие можно, если разбить его на этапы:

  • пропустить встречные авто, если они есть;
  • прижаться к линии, разделяющей потоки едущего навстречу транспорта;
  • заранее зажечь поворотник и на разрешающий сигнал выехать на середину перекрестка;
  • завершить маневр, даже если на светофоре красный сигнал (ПДД это позволяют).

Поворот налево, как и разворот вне перекрестка, выполняется с соблюдением требований п.8.8. ПДД:

  1. необходимо уступать проезд встречному транспорту и трамваю, который едет попутно;
  2. если дорога в этом месте недостаточно широка, допускается выполнять его с правой стороны проезжей части или обочины.
  3. начинать действие из крайне левого положения;

Последнее правило позволяет обойтись без включения заднего хода, что облегчает разворот.Найти место для безопасного выполнения разворота можно по следующим критериям:

  1. нужна хорошая просматриваемость дороги во все стороны.
  2. обязательно отсутствие знаков, запрещающих действие, и непрерывной разметки;
  3. хорошо, если она достаточно широкая, или узка, но на участке есть въезд/выезд на прилегающую территорию;
  4. дорога должна быть с рядом для встречного движения, то есть не односторонней;

В выбранном месте не должно быть объектов, перечисленных в п.8.11 ПДД.Смотрите в этом видео о том, как правильно развернуться на перекрестке:Для выполнения действия при интенсивном движении можно использовать следующие приемы:

  1. Объезд проблемной территории через несколько перекрестков.

    Получается довольно большое расстояние. Но при прямоугольных кварталах, поворачивая на первых двух перекрестках направо, а на четвертом налево, можно сменить направление движения относительно изначального.

  2. Перемещение на прилегающую территорию. Это въезд на заправку, парковку, во двор, образуемый зданиями.

    Лучше всего отправиться туда, развернуться прямо там, если прилегающий участок расположен справа.

    Есть еще вариант использовать площадку и задний ход, чтобы сменить направление движения, когда он находится слева.

На Т-образном перекрестке может быть три варианта развития событий при развороте:

  1. Автомобиль едет по главной дороге.

    В этом случае он уступает встречным машинам.

  2. Дороги равнозначны. Здесь тоже работает правило помехи с правой стороны (ей уступают).
  3. Авто находится на второстепенной дороге. При выполнении действия следует пропустить ТС, следующие по встречной и приближающиеся справа.

На перекрестке с разделительной полосой главное при выполнении маневра – не следовать по встречной.

А для этого в большинстве случаев нужно проехать по большой траектории. На «встречке» ТС окажется только ради ее пересечения, то есть маневр будет выполнен верно.

Езда по малой траектории как раз и приведет к тому, что разворачивающаяся машина короткий отрезок проследует по встречному ряду. А это нарушение.На дороге, где есть трамвайные пути, маневр регламентируется вторым абзацем п.8.5 ПДД:При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения.

При этом не должно создаваться помех трамваю.Выполняется он с соблюдением следующих требований:

  1. при отсутствии светофора на перекрестке, движении автомобиля по главной, а трамвая по второстепенной, первый не должен уступать.
  2. если для трамвая отдельная светофорная секция, на основной для него горит красный, а для автомобилей зеленый, тоже лучше пропустить рельсовое ТС, так как на стрелке может в любой момент зажечься разрешающий сигнал;
  3. рельсовое ТС нужно пропустить, если на участке нет светофора, а дороги равнозначны;
  4. то же делается, если он есть, и сигналы светового приспособления предназначены обоим видам транспорта;

Разворачиваться на отрезке пути с односторонним движением запрещено.

Ведь при маневре направление следования меняется на противоположное, а ехать в эту сторону нельзя.Но выполнить его там, где такая дорога пересекается с другой, можно. Особенных условий для маневра нет, не допускается лишь забираться на встречную полосу.Смена направления следования на перекрестке со светофором с дополнительной секцией осуществляется так:

  1. если основной зеленый не включен, но на левой стрелке горит разрешающий свет, разворачиваться можно после того, как проедут все остальные;
  2. при разрешающих сигналах главной и дополнительной секций маневр тоже разрешен, и здесь выполняющего его пропускают другие авто (кроме движущихся навстречу).

Передвижение по общественным дорогам редко отличается стабильностью и размеренностью, так как довольно часто водителю приходится много маневрировать. Естественно, одной из наиболее используемых и достаточно сложных комбинаций является разворот, причем особенности его выполнения напрямую зависят от места дороги и дорожной обстановки.

  1. 4. Техника выполнения разворота
  2. 2. Развороты вне перекрестков
  3. 1. Разворот запрещен!
  4. 3. Разворот на перекрестке

Если у вас уже имеется определенный водительский стаж, то вы наверняка уже знаете, что нельзя разворачивать машину, где вам вздумается, даже если это очень нужно.

Существует определенный список мест, где «Правилами дорожного движения» запрещается подобный маневр.

Конечно, в первую очередь в него входят мосты, тоннели, эстакады и путепроводы, где выполнение разворота не только запрещается, но еще и является трудновыполнимой задачей. Также данный маневр не допускается на пешеходных переходах, железнодорожных переездах и в местах остановки пассажирского транспорта, что вполне объяснимо, учитывая специфику этих участков пути.Водители, которые все же решились на нарушение данных правил, должны знать, что это влечет за собой административное наказание и соответствующие штрафные санкции:— 500 рублей за разворот и передвижение задним ходом на неположенном участке (статья 12.14 часть 2, Административного кодекса РФ);— 500 рублей за езду задним ходом и разворот на автомагистрали, с использованием разрывов раздельной полосы (статья 12.11, часть 3).

Кроме того, собираясь выполнить разворот, обратите внимание на дорожную разметку.

Если вы увидели двойную сплошную линию, разделяющую автомобильный поток на противоположные направления (встречается на дорогах с четырьмя или более полосами), то пересекать ее категорически запрещается.

Подобное нарушение может обернуться для водителя админштрафом в размере от 1000 до 1500 рублей (статья 12.16, часть 2 админ.кодекса). Если же вы неправильно рассчитаете место для выполнения разворота и проедете по встречной полосе хотя бы один метр, придется заплатить государству 5 000 рублей, причем это еще очень удачный для вас вариант.В худшем случае, вас запросто могут лишить водительского удостоверения, и вы не сможете управлять транспортным средством в течение 4-6 месяцев (статья 12.15, часть 4).Сотрудники ГИБДД также могут выписывать и дополнительные штрафы. В основном, это касается тех водителей, которые игнорируют требования дорожной разметки и сигналов светофора.

Поэтому, прежде чем вы решитесь на выполнение какого-либо маневра, не забудьте убедиться в его правомерности.Действующие сегодня правила езды по дорогам общественного пользования четко определяют все места, где разворачиваться запрещено, и об этом мы уже говорили выше. Однако существуют и участки пути, которые идеально подходят для выполнения этого маневра, причем это утверждение касается как перекрестков, так и других мест. Развороты вне перекрестков могут выполняться на разных дорогах, но в городских условиях – это чаще всего места, где предусмотрено всего две полосы для движения (по одной в каждом направлении).

Как правило, эти полосы разделены прерывистой линией или вовсе не имеют разметки.

Следует понимать, что любое место, где вы решите выполнить разворот, должно хорошо просматриваться с обеих сторон. То есть никаких поворотов, переломов пути или любых других препятствий, ограничивающих видимость, не должно быть. Кроме того, на особенности выполнения разворота автомобиля влияет ширина полотна проезжей части и наличие рядом прилегающей территории.

Учитывая эти обстоятельства, маневр может быть выполнен в один, два или три приема.Разворот в один прием предусматривает последовательное выполнение следующих действий:1.

Подъезжая к выбранному месту, следует включить правый указатель поворота и проконтролировать обстановку сзади машины через соответствующие боковые зеркала заднего вида. Одновременно с этим действием следует понемногу прижимать автомобиль к бордюру или заехать на обочину. Останавливаемся.2. Теперь нужно включить левый «поворотник» и оценить дорожную обстановку со всех сторон (кроме зеркал, используйте и повороты головы).3.

Если дорога «чистая», и вы никому не помешаете, можно начинать движение вперед с быстрым и плавным вращением рулевого колеса.4.

Как только разворот будет выполнен, руль выравнивают, а скорость плавно увеличивают, обязательно включив левый указатель поворота.

Обратите внимание! Использование световых указателей поворота – это обязательная мера, которая помогает другим водителям разобраться в ваших намерениях.Разворот в два приема также имеет свой алгоритм действий и зачастую выполняется тогда, когда к дороге прилегает какая-то территория или площадка со своим въездом.

Конечно, в целях безопасности лучше всего использовать для разворота участок, расположенный справа.

Выполнение маневра не отличается особой сложностью и потребует от водителя следующих действий:1. При приближении к прилегающей справа территории, и после того как вы поравняетесь с правым краем въезда на нее, включите правый «поворотник».2. Остановив машину сразу за въездом на расположенную рядом территорию (автомобиль должен находиться примерно в метре от бордюра), посмотрите в зеркала и оцените обстановку на дороге позади вас, а также на выбранной прилагающей территории.3.

Остановив машину сразу за въездом на расположенную рядом территорию (автомобиль должен находиться примерно в метре от бордюра), посмотрите в зеркала и оцените обстановку на дороге позади вас, а также на выбранной прилагающей территории.3.

Затем, включив заднюю передачу, заедьте на место въезда. Заметьте, при выполнении данного действия левая часть автомобиля будет несколько выступать на дорогу, что увеличивает вероятность столкновения с другим транспортным средством при неосторожных действиях водителя.

На этом этапе остановите машину и выключите «поворот».4.

Дальше от водителя требуется оценить дорожную обстановку справа и слева, после чего выключить левый «поворотник» и, соблюдая меры предосторожности, завершить маневр с поворотом в левую сторону.

Обратите внимание! Если на дороге расположено несколько полос для передвижения в одном направлении, то встречные транспортные потоки разделяют сплошной линией дорожной разметки, либо конструктивными элементами (отбойники, газоны).В данном случае, решив выполнить разворот, водитель вынужден будет искать специально отведенные для этого места с имеющимися указателями (например, знак 6.3.1 «Место для разворота» и знак 6.3.2 «Зона для разворота»).

Подъезжая к такому месту, перестройтесь в крайнюю левую полосу (не забывая при этом о правилах) и включите левый поворот.Также следует помнить, что скорость движения автомобиля необходимо снижать заблаговременно, чтобы движущиеся сзади автомобили успели среагировать на ваши намерения. Для выполнения самого маневра сначала необходимо оценить общую обстановку на дороге, а если будет нужно, то еще и пропустить встречные транспортные средства. Только после этого, полностью убедившись в безопасности маневра, можно будет развернуть транспортное средство.

После завершения маневра левый «поворотник» выключают.Если вам необходимо выполнить разворот не на перекрестке, но в месте, где проходят трамвайные пути, тогда следует знать о следующих требованиях.

Во-первых, в ситуации, когда указанный маневр разрешается, рельсы будут расположены с левой стороны на одном уровне с проезжей частью.Во-вторых , на этом участке не должно быть никаких запрещающих знаков или аналогичной разметки на асфальте. К примеру, препятствием для выполнения маневра может стать сплошная белая линия (или двойная сплошная), которая используется для отделения пути трамвая от остальной проезжей части. Также на таких участках (между перекрестками) нередко устанавливают ограничивающие знаки: 4.1.1 «Движение прямо» или 3.19 «Разворот запрещен».

Что касается самого разворота, то он должен производиться только с путей для трамвая, которые расположены в попутном направлении.

Более того, ваш автомобиль не должен препятствовать движению как встречного, так и попутного трамвая (пункт 8.5 и 9.6 ПДД).

Проще говоря, если начать разворот через трамвайные пути с проезжей части, тогда существует серьезная возможность столкновения с транспортным средством, которое уже передвигается по трамвайным путям в соответствии с пунктом 9.6.

В этом случае поэтапный план действий такой:1. Придерживаясь правил перестроения, необходимо переехать на левую полосу проезжей части и выбрать место для выполнения маневра, заблаговременно обозначив свое намерение включенным левым «поворотником».2. Остановившись, пропустите попутный трамвай (если он в это время подъезжает к вам), а также уступите дорогу попутным машинам, движущимся по трамвайным путям или сразу за трамваем.

Теперь можно выехать на попутные трамвайные пути. Помните! Выезд на рельсы во встречном направлении категорически запрещается, а при нарушении закона водителю машины грозит штраф.3.

Также следует пропустить и встречный трамвай (если он в данный момент присутствует) и встречные ТС, которые проезжают по дороге. После этого можно начинать выполнять разворот.4.

Переместившись с «дороги» трамвая на проезжую часть для автомобилей и закончив начатый маневр, нужно выключить сигнал поворота и продолжать передвижение по своей полосе.

Обратите внимание!

Игнорирование прав трамвая не только приведет вас к штрафным санкциям, но и может закончиться более плачевно, особенно если учесть, что это транспортное средство намного больше легковой машины.Что касается разворота в местах пересечения нескольких дорог, то в Правилах дорожного движения этому вопросу уделено немного внимания, и все требования сформулированы буквально в нескольких предложениях. В частности, отмечено, что водители, которые желают выполнить разворот, должны занять на дороге крайнее левое положение.

Однако если параметры (габариты) автомобиля не позволяют выполнить разворот с левой полосы, тогда от этого требования можно немного отступить, но только при условии соблюдения всех мер безопасности. Проще говоря, передвигаясь на легковушке, вы должны разворачиваться только с крайнего левого положения, причем при выборе траектории движения обязательно учитываются параметры перекрестка, ширина полосы встречного движения и требования дорожной разметки.В том случае, когда на перекрестке присутствует разделительная полоса, следует выполнять разворот по дальней траектории.

Если же ее нет, тогда маневр может быть выполнен по желанию водителя (то есть по ближней или дальней траектории). Только не забудьте уступить дорогу всем автомобилям, которые обладают преимуществом движения.

Относительно просто выполняется разворот на Т-образных перекрестках.

Однако и здесь следует правильно рассчитывать габариты своего автомобиля и траекторию его движения, так как перемещение «по встречке» или движение «задом» на таких участках запрещены. Это еще повезет, если инспектор ГИБДД не заметит этот маневр, а ваше авто не создаст аварийной ситуации, иначе можно либо на полгода забыть о своих водительских правах (при повторном нарушении – на год), либо заработать себе более крупные неприятности и ремонт автомобиля. Поэтому при любых, даже малейших сомнениях, лучше проехать еще пару кварталов и избежать опасных маневров.Технику разворота на перекрестках или в других местах дороги (уже частично упоминалась ранее) изучают на курсах вождения в самом начале практических занятий.

Конечно, каждый преподаватель сам выбирает методику обучения в зависимости от конкретной ситуации, но общие моменты данной техники общие для всех.

Первым делом следует включить левый «поворотник» и, остановив машину, выжать педаль сцепления для перехода на первую передачу. При этом педаль тормоза должна удерживаться в нажатом положении.

После того как автомобилист убедится в безопасности маневра (встречные автомобили уже проехали, и никаких препятствий больше нет), он может начинать до упора вращать рулевое колесо.В завершение маневра, рулевое колесо выравнивают, выключают указатель поворота, а затем набирают скорость, соответствующую скорости движения остальных транспортных средств на данной полосе. Если на пути вашего движения справа имеется прилегающая территория, то заезжать в нее необходимо с правой полосы и задним ходом, а после того как все автомобили проедут, можно переехать на требуемую полосу, повернув рулевое колесо влево.В принципе, ничего сложного в выполнении разворота нет, но как бы там ни было, а ПДД все же следует соблюдать, что поможет избежать возможной аварийной ситуации.Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.Правила выполнения разворота следует искать в подразделах п.8 ПДД:

  1. перед началом обязательно включать левый поворотник;
  2. по ПДД разворот выполняется после того, как проследуют встречные автомобили и попутно движущийся трамвай.
  3. необходимо заранее занять крайнюю полосу, кроме случаев въезда на круговое движение;

Для сдачи этого действия в ГИБДД при получении прав значение имеет техника выполнения. Оно должно осуществляться в верно выбранном месте, плавно, но четко, без создания препятствий другим участникам движения.

Экзаменатор может потребовать сделать разворот на обычном отрезке проезжей части или перекрестке.Смотрите в этом видео о правилах разворота:Развороты на дороге технически требуют соблюдения правил выполнения:

  1. вращать руль влево, ослабляя давление на эту педаль;
  2. выжать сцепление, включить первую передачу, не убирая ноги с педали тормоза;
  3. выровнять авто на своей полосе, выключить поворотник.
  4. занять крайнее левое положение, притормозить, включить поворотник;

Действие должно выполняться с замедлением скорости, так как необходимо контролировать машины с других направлений, пропускать те, что необходимо по ПДД.Разворот не является сколько-нибудь сложным манёвром.

Это повседневное действие, которое многие водители выполняют не задумываясь. Тем не менее, как вы видите, есть немало нюансов, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге.

Важно, чтобы вы, разворачиваясь, чётко понимали, какая именно траектория у вашей машины, хватит ли вам места, в какую полосу вы попадаете. А ещё — хватает ли вам времени для того, чтобы правильно выполнить разворот и не помешать другим водителям.

Как делать разворот на дороге, правила не описывают. Вы должны сами выбрать радиус разворота, поэтому и последствия будут на вашей совести. Узкий радиус безопаснее до тех пор, пока ваши габариты не превращаются в проблему при развороте.

Причём не только в вашу, но и в проблему окружающих. В этом случае будьте вдвойне внимательны и аккуратны при развороте. И помните, что прицеп — это дополнительная тяжесть, снижающая вашу скорость.

Но даже так не стоит торопиться и подвергать опасности себя и других.Принцип «всё, что не запрещено, разрешено» даёт вам некоторую свободу действий.

Ситуаций, когда вы не сможете развернуться, не так уж много, они все определены в ПДД и описаны до мельчайших деталей (за редким исключением, конечно).

Поэтому, следуя правилам и собственному здравому смыслу, вы будете безопасно и правильно разворачиваться там, где вам это будет удобно.Разворачиваться автомобилю по правилам дорожного движения можно:

  1. на парковках.
  2. на пересечениях дорог, где нет светофора;
  3. на участках вне перекрестков, если там нет запрещающих символов 3.19, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4 или указателей, обозначающих недопустимые для осуществления действия места;
  4. на нерегулируемых перекрестках в отсутствие перечисленных знаков;

В выбранном месте дорога по всем направлениям должна быть хорошо видимой и с прерывистой разметкой, которую можно пересекать, либо без нее. Там, где движение активное, а полос много, можно увидеть знаки 6.3.1 или 6.3.2.

Они прямо указывают на то, что здесь находится место или зона для маневра.Прежде всего, нужно четко уяснить, где подобные маневры запрещены:

  1. мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
  2. переезды железнодорожного транспорта;
  3. зоны остановок пассажирского транспорта;
  4. пешеходные переходы.

Если вы нарушите правила, то ответственность может наступить по следующим статьям админкодекса:

  1. 12.11 ч.3 — разворот и задний ход на автомагистрали, а также использование для данной цели разрывы разделительной полосы — 2500 рублей.
  2. 12.14 ч.2 (разворот и движение задним ходом в запрещенных местах) — 500 рублей;

Также не разрешается пересекать разделительную двойную сплошную полосу, которая отделяет потоки противоположного направления на 4-х и более более полосных дорогах.

За это положен штраф по статье 12.16 ч.2 — 1000-1500 рублей. Ну а если получится так, что водитель не рассчитает место для маневра и даже один метр проедется по встречной против потока, то ему придется познакомиться со статьей 12.15 ч.4 — 5 тыс. рублей или лишение на 4-6 месяцев. Могут выписать и дополнительные штрафы, если автолюбитель нарушил какие-либо другие требования ПДД, разметки или сигналов светофора.

Могут выписать и дополнительные штрафы, если автолюбитель нарушил какие-либо другие требования ПДД, разметки или сигналов светофора. Поэтому перед выполнением разворота нужно убедиться, что вы ничего не нарушаете.Правильно делать развороты на экзамене нужно, учитывая ситуацию:

  1. На перекрестке лучше выбрать траекторию, как для поворота, то есть большой полукруг. Малый экзаменаторами не приветствуется, может быть расценен, как выезд на «встречку».
  2. Если дорога имеет одну полосу для каждого направления, можно начать маневр от обочины вне перекрестка. Во всех остальных случаях обязательно занимать крайнее левое положение.
  3. Нельзя задевать разметку пешеходного перехода. Это тоже ошибка.
  4. Обязательно следить за дорогой с помощью зеркал. Водитель должен контролировать все направления.
  5. Перед началом маневра обязательно зажигать левый поворотник. Выключить его можно, когда ТС окажется на полосе, на которую стремилось попасть.
  6. Нельзя при смене направления следования выезжать за границы перекрестка. Ведь таким образом машина оказывается на встречной полосе.

Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:

  1. недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).
  2. интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;

Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся. Поэтому рассмотрим нестандартные схемы:В данном случае нужно выбрать прилегающий к дороге двор, парковку, АЗС и т.п.

Лучше выбрать прилегающую территорию слева по ходу движения. Связано это с тем, что впоследствии выезжать из двора гораздо проще направо, чем налево.Уверен, многие водители помнят вариант разворота, предложенный в экзаменационных билетах ГИБДД.

ГИБДД предлагает въехать на прилегающую территорию, а затем задним ходом вернуться на основную дорогу. Однако при интенсивном движении такой маневр выполнить довольно сложно.

Поэтому просто въезжайте на прилегающую территорию и разворачивайтесь там. Движение на прилегающих территориях практически отсутствует, поэтому можно развернуться даже на самом маленьком «пятачке».

Пусть даже для этого придется включить задний ход несколько раз.В данном случае нужно выполнить разворот, объехав квартал по траектории в форме прямоугольника. Т.е. на первом перекрестке нужно повернуть направо, на следующих двух — также направо, на четвертом — налево.

Данный вариант применяется лишь в том случае, когда выбранный район состоит из прямоугольных кварталов. В городах с хаотичной застройкой такой вариант не подойдет.Разворот на участке пути вне перекрестка подчиняется правилу ПДД 8.8:При … развороте вне перекрестка водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу встречным ТС и трамваю попутного направления. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины).

При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным ТС.Более детально действие в этой зоне можно разобрать следующим образом:

  1. на двухполосной трассе разрешается начать маневр, не перемещаясь в крайне левое положение, как и на узкой дороге;
  2. на четырехполосной дороге обязательно занимать крайний левый ряд и дождаться отрезка, где потоки встречных направлений не будут разделены сплошной, или искать символы 6.3.1, 6.3.2;
  3. на пешеходном переходе маневр не разрешается, но допускается выполнить его до этой зоны или после нее;
  4. во втором случае следует воспользоваться частью прилегающей территории;
  5. на трассе или автомагистрали разворачиваются там, где нет сплошной разметки.
  6. ехать через разделительную полосу, то есть огибать ее необходимо в месте, где нет непрерывной разметки, и так, чтобы не очутиться во встречном ряду;

Водителям стоит потренироваться использовать следующие способы разворота:

  1. В два приема. Подойдет для мест с прилегающим участком или площадкой с отдельным въездом. Если он находится справа, нужно проехать мимо и остановиться, чтобы оценить обстановку сзади и в самой вспомогательной зоне.

    Включив задний ход заезжают на прилегающий участок. Оттуда смотрят налево и направо от машины, если там пусто, поворачивают в нужную сторону.

  2. В один прием.

    Пригодится для дороги, где мало машин. Нужно податься чуть вправо от нужного положения, включив соответствующий сигнал, заехать на обочину и остановиться. Зажечь левый поворотник и, оценив обстановку с помощью зеркал, быстро крутить руль в ту же сторону перехватом.

    Развернувшись, выровнять авто и прибавить скорость.

Все действия выполняются сначала с включением правого светового сигнала, затем левого.

  1. В три приема. Метод используют на узком отрезке, где нет прилегающего участка.

    Нужно остановиться у правой стороны ближе к обочине, включить левый поворотник.

    Затем двигаться влево, быстро вращая руль. Но когда до противоположной стороны останется 1 м, остановиться, поворачивая его вправо таким образом, чтобы и колеса «смотрели» туда же. Здесь нужно снова остановиться, включить задний ход и правый световой указатель.

Необходимо сдать назад, в то же время повернув руль максимально вправо.

За этим следует еще одна остановка, после которой включают левый поворотник и движутся вперед на первой передаче, выравнивая положение колес.Смотрите в этом видео о правилах и ошибках выполнения разворота вне перекрестка:Есть не так уж много ситуаций, когда разворот может быть запрещён.

Мы вскользь упомянули об этом выше, теперь же рассмотрим подробнее.Перечень короткий. Итак, разворот может быть запрещён:

  1. знаками;
  2. ПДД.
  3. разметкой;

Первые два пункта понятны. Сплошную осевую линию, перечёркнутый знак разворота или знак «движение только прямо» мы видим каждый день, прекрасно их понимаем и не будем нарушать такие явные правила.

С правилами чуть сложнее, но тоже довольно прозрачно:

  1. остановки транспорта.
  2. места с затруднённой видимостью;
  3. пешеходные переходы;
  4. тоннели;
  5. переезды через железнодорожные пути;
  6. мосты, эстакады, путепроводы и дороги под ними;

Давайте по порядку.

Разворачиваться на пешеходном переходе не просто опасно, это безответственно.

Вы подвергаете опасности жизнь пешеходов и других водителей, выполняя этот манёвр в таком месте. Заметьте, что зоной пешеходного перехода считается расстояние между гранями визуальной разметки (зебры) или, если её не видно, расстояние между знаками.

Выполнить разворот на этом участке дороги нельзя, нужно найти другое место.Что касается тоннелей и мостов, то вряд ли кто-то вообще соберётся там разворачиваться. Это противоречит элементарному здравому смыслу. Но имейте в виду, что мост соединяет два берега, под ним нет дороги.

То, что мы по привычке называем мостами, на самом деле либо эстакада, поднимающая полноценный уровень дороги над землёй или другой дорогой, либо путепровод, ярким примером которого являются съезды на трассах, переводящие поток над основной дорогой.

Так вот под этими сооружениями выполнять разворот нельзя!

Опоры и конструкции затрудняют видимость, поэтому манёвр будет считаться небезопасным.Железнодорожный переезд также не является распространённым местом для разворотов. Вообще, там действует особые режим движения и нарушения правил наказываются с особой жёсткостью.

Однако помните, что если на переезде есть шлагбаумы, то его граница заключена между ними и до шлагбаума идёт обычная дорога, на которой, в зависимости от разметки, можно или нельзя правильно выполнять разворот на общих основаниях.

Но когда шлагбаумов нет, граница продлевается до пространства между знаками.

Будьте внимательны, эта особенность может стать причиной долгого и неприятного разговора с инспектором ДПС.

Остановки автобусов и маршрутных такси входят в этот список, потому что высадка пассажиров всегда должна проходить беспрепятственно и с максимально возможным уровнем безопасности для них. Любой благоразумный человек сам будет держаться подальше от таких мест и выполнит разворот на дороге там, где не будет риска сбить зазевавшегося пешехода.

При этом в ПДД протяжённость зоны явно не указана.

Но вообще, остановка и поворот ближе 15 метров до и после остановки запрещены; к развороту относится то же самое, так что внимательно смотрите на знаки и разметку. Если на дороге специально есть расширение для остановки, то это ничего не меняет и правильно выполнить разворот нужно будет в другом месте.Говоря о скорости разворота, в правилах нет по этому поводу никаких указаний.

То есть теоретически для такого движения действует ограничение в 60 км/ч.

Но это, как вы понимаете, совсем не значит, что вам надо выполнять разворот на дороге именно с этой скоростью. Мы предполагаем наличие интеллекта и инстинкта самосохранения у наших читателей.Разворот для автомобилей запрещен на объектах, перечисленных в п.8.11 ПДД:Разворот запрещается:

  1. в тоннелях;
  2. на железнодорожных переездах;
  3. на пешеходных переходах;
  4. в местах остановок маршрутных транспортных средств.
  5. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  6. в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

На местах, где нельзя выполнять маневр, стоят знаки:

  1. 1.5.1, 1.5.3;
  2. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4;
  3. 1.25;
  4. 1.11.1-1.11.4;
  5. 3.19;
  6. 1.2, 1.3.1, 1.3.2, 1.27, 1.28;
  7. 1.31;
  8. 1.6, 1.7.
  9. 5.16, 5.17;

Они предупреждают о наличии объекта из запретного для выполнения действия списка или особенностях дороги, которые делают ее плохо обозримой.На перекрестках разворачиваться нельзя, если они расположены на спуске (подъеме), там затруднена видимость, есть запрещающие символы, или образовался затор.Разметка в виде зебры или знаки 5.19.1, 5.19.2 ограничивают зону, где запрещено разворачиваться.

Маневр может быть опасен для идущего через пешеходный переход человека, лишит водителя возможности уступить ему дорогу.Знак 1.22, тоже предупреждающий о приближении к «зебре», не запрещает разворот. Но дорога при этом должна быть хорошо видимой на дистанции не меньше 100 м в обе стороны.

Тоннель – это сооружение под землей, в котором есть дорога, и в силу ограниченности пространства, видимости там разворачиваться тоже нельзя. Это способно привести к тяжелой аварии.

На подъезде к тоннелю может стоять символ 1.31, если речь о неосвещаемом сооружении или плохо различимом въезде.Выполненный в нарушение правил маневр на эстакаде, мосту или путепроводе может завершиться столкновением с другой машиной, падением авто с высоты.

И эти объекты часто существуют без знаков.

Водителю следует быть особенно внимательным, ведь насыпь может продолжиться эстакадой, мост тоже иногда легко принять за обычную дорогу.Железнодорожные переезды Еще одно место, где нельзя развернуться, это железнодорожный переезд, обозначенный символами 1.3.1, 1.3.2, или шлагбаумом. Маневр запрещен не только в непосредственной близости от объекта, но и на расстоянии 5 м до него. Здесь выполнять его тоже опасно.

Отрезок дороги, представляющий собой крутой или извилистый поворот, подъем, спуск, – тоже не места для того чтобы развернуться.

И оповещающие знаки там есть не всегда. По ПДД маневр может выполняться только при хорошем обзоре не менее 100 м в оба конца от участка. Запрещен он, если дорога плохо видна из-за здания, рекламной конструкции, других машин, что особенно актуально в населенном пункте.Остановки Места, отведенные для остановки маршрутных ТС и такси, тоже не годятся для выполнения смены направления движения.

Действие запрещено, если есть знаки 5.16-5.18.

Вместо них может быть разметка 1.17 желтого цвета.При наличии знаков Символ, непосредственно запрещающий разворачиваться, имеет номер 3.19.

Не удастся выполнить действие, если на пути стоят знаки 4.1.1, 4.1.2, 4.1.4. Есть и другие символы, обозначающие объекты, при которых нельзя разворачиваться, о них говорилось выше.

А вот 4.1.3 и 4.1.5 позволяют маневр.Непрерывные линии 1.1 и 1.3 нельзя пересекать, поэтому их присутствие – тоже препятствие для маневра. Разметку наносят на самых опасных участках для разделения разнонаправленных потоков автомобилей.Внимательнее нужно быть при приближении к линии 1.19.

Она предупреждает, что вскоре на пути будет 1.1 или 1.11.

Вторую можно пересекать только с пунктирной стороны, то есть маневр на ней разрешен не для всех автомобилей.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+