Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Розыск лиц скрывающихся от органов дознания следствия и суда

Розыск лиц скрывающихся от органов дознания следствия и суда

Ну что попался? Федеральный розыск

1 марта 2018Сотрудник управления уголовного розыска МВД России рассказал как ловят преступников находящихся в федеральном розыске, где они чаще всего скрываются, и раскрыл немного тонкостей своей работы— Приветствую, поясните, пожалуйста, читателям, что такое федеральный розыск?— Федеральный розыск — это проведение на территории Российской Федерации мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также без вести пропавших граждан.— Сколько обвиняемых, подозреваемых, подсудимых объявляется в розыск ежегодно?— В среднем в России ежегодно объявляются в розыск около 100 тысяч человек. На величину данного показателя влияет большое количество факторов.

Это и общее состояние криминогенной обстановки в стране, и изменения в действующем законодательстве, и складывающаяся судебная практика, и другое. Например, в результате изменений, вносимых в Уголовный кодекс, может быть полностью декриминализовано какое-либо деяние, и вполне естественно, что уголовные дела в отношении разыскиваемых по данной категории лиц прекращаются. Например, в связи с увеличением суммы неуплаченных государству налогов, необходимой для привлечения к уголовной ответственности, после 2009 года много дел было прекращено.

А вообще в связи с тем, что общее количество преступлений в стране в последние годы снижается, соответственно и уменьшается количество объявленных в розыск лиц. Что касается результативности розыскной работы, то мы оцениваем её по двум показателям: удельный вес преступников, которых мы разыскали в текущем году, и снижение остатка разыскиваемых лиц.

Если называть цифры по первому показателю, то в 2009 году задержали 104 тысячи из 129 объявленных в розыск, в 2010-ом — 87 из 110 тысяч, в прошлом году — 77 из 99 тысяч.

Как видите, ежегодно находим около 80% подозреваемых и обвиняемых. Что касается второго показателя, то и он свидетельствует о повышении эффективности работы органов внутренних дел: за последние три года число разыскиваемых преступников уменьшилось на 10 тысяч человек.— По подозрению в совершении каких преступлений обычно разыскиваются граждане?— Чаще всего скрываются от правоохранительных органов люди, обвиняемые в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, потому что им, как правило, избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы. Поэтому нередки случаи, когда мы задерживаем этих людей, доставляем к дознавателям, следователям или в суд, а им вновь избирается, допустим, подписка о невыезде.

Они опять скрываются, и их опять объявляют в розыск. В результате около 20% лиц мы разыскиваем два и более раза. Таковы реалии существующего законодательства и складывающейся судебной практики.Что касается лиц, задержанных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то в отношении них, как правило, избирается мера пресечения в виде ареста.
Таковы реалии существующего законодательства и складывающейся судебной практики.Что касается лиц, задержанных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то в отношении них, как правило, избирается мера пресечения в виде ареста.

В розыск они объявляются только в тех случаях, когда им удаётся скрыться от следствия ещё до того момента, когда была установлена их причастность к совершённому преступлению. Например, в ходе предварительного следствия выясняется, что какой-то гражданин совершил убийство и сразу же скрылся.

В соответствии с действующим законодательством данное лицо объявляется в федеральный розыск, а при наличии оснований — в международный. Таковых, из общего числа разыскиваемых, чуть более 10%. В их числе (если называть конкретные цифры за прошлый год) 845 убийц, почти полторы тысячи разбойников, два с половиной тысячи лиц, нанёсших тяжкий вред здоровью, 143 — разыскиваются за похищение людей.— Где чаще всего пытаются скрыться разыскиваемые?

Бегут за границу?— Нет. Чаще всего скрываются в России. Уезжают в другой регион на заработки или к друзьям, знакомым. Если есть родственники в ближнем зарубежье, то могут поехать к ним.

Сейчас, я думаю, будет сложнее разыскивать преступников, скрывшихся на территории Белоруссии и Казахстана, ведь после создания Таможенного союза для выезда в эти страны не требуется никаких документов, даже загранпаспорта. А оттуда можно уехать куда угодно, например, в другие страны СНГ или в государства с безвизовым режимом.— Преступники меняют паспорта, внешность, маскируются?— Бывает и такое.

Но чаще в кино. В обычной жизни всё более рутинно и просто.

В моей практике был случай. В 19 лет парень совершил изнасилование. Пока его проверяли на причастность к преступлению, принимали решение об избрании меры пресечения, он скрылся и был объявлен в федеральный розыск.

А он (как выяснилось потом) по поддельному военному билету устроился контрактником в армию, повоевал в Чечне, получил орден Мужества, боевые медали.

Потом вернулся жить в район, соседний с тем, где совершил преступление, женился по военному билету, у него родился ребёнок. Через 10 лет с помощью нашего источника мы узнали, что это тот самый разыскиваемый за изнасилование.

Задержали его, сейчас он осуждён.— Скажите, а какие-то ещё подразделения занимаются розыском преступников в масштабе всей страны?

Или весь груз лежит целиком на вас?— В порядке своей компетенции розыском преступников занимаются все правоохранительные органы: и ФСБ, и наркоконтроль, и ФСИН, и таможня. На полицию же возложена дополнительная функция координации этой работы. Также нам часто оказывают помощь волонтёрские организации и даже обычные граждане: мы никогда не отказываемся от такой поддержки и очень благодарны за неё.— Полагается ли какое-то вознаграждение человеку, обнаружившему место обитания, предположим, разыскиваемого серийного убийцы?— В Америке за каждого преступника назначается цена (к примеру, «стоимость» разыскиваемого главы мексиканского наркокартеля «Синалоа» по кличке Крошка составляет 5 млн долларов США), поэтому там розыском преступников занимаются и государственные, и частные структуры.

Люди имеют право сами задерживать, стрелять в преступника.

В России таких законов нет. Но тем не менее органы внутренних дел всё равно пытаются каким-то образом поощрить добровольных помощников: это и почётные грамоты, и премии, и ценные подарки.

Награда всегда находит своего героя. А как же иначе?

Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого

1.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. 2. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

3. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. 4. При наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения.

В случаях, предусмотренных статьей 108 настоящего Кодекса, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

1. Розыск в контексте комментируемой статьи — это деятельность, направленная на установление места нахождения подозреваемого, обвиняемого. Если лицо не привлечено в качестве подозреваемого, обвиняемого, то меры по его установлению не входят в понятие розыска. 2. Приостановление расследования не означает полного прекращения работы по уголовному делу, особенно если производство приостановлено ввиду того, что подозреваемый или обвиняемый скрылся или по иным причинам неизвестно его местопребывание, и в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Если место нахождения обвиняемого неизвестно, следователь принимает меры к его розыску. Следователь вправе и обязан поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении предварительного следствия или выносится особое постановление.

Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. 3. Следователь может направлять запросы в органы полиции по месту возможного нахождения подозреваемого, обвиняемого, в места лишения свободы, где может оказаться разыскиваемый, будучи осужденным за другое преступление, установить круг родных и знакомых обвиняемого и т.д.

4. Органы дознания ведут розыск специальными средствами. Местный розыск ведется в отношении всех лиц, скрывающихся от следствия и суда; федеральный розыск объявляется, как правило, только в отношении тех лиц, которым за совершенное преступление может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Федеральный розыск объявляется по истечении двух месяцев местного розыска, если последний окажется безуспешным.

5. При наличии данных о том, что обвиняемый скрывается от следствия и суда за пределами Российской Федерации, он может и должен быть объявлен в международный розыск, который осуществляется силами Международной организации уголовной полиции — Интерпола, в деятельности которой Россия принимает участие с 1996 г. (см.: Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 1113

«Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола»

// СЗ РФ.

1996. N 32. Ст. 3895). Следственные поручения о розыске лица принимаются, обрабатываются и направляются в Генеральный секретариат Интерпола и национальные бюро Интерпола иностранных государств.

Российское национальное центральное бюро Интерпола — подразделение криминальной полиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ (см. пункты 1 и 12 Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 // СЗ РФ. 1996. N 43. Ст.

N 1190 // СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916). 6. В отношении подозреваемого и обвиняемого, объявленных в международный розыск, может быть избрана и при обнаружении разыскиваемого применена любая мера пресечения, а в отношении объявленного в местный или даже федеральный розыск — любая, кроме заключения под стражу, потому что для применения этой меры пресечения необходимо судебное решение, а согласно части пятой статьи 108 УПК принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления его в международный розыск.

Однако в случае обнаружения подозреваемого, обвиняемого, объявленных в местный или федеральный розыск, они могут быть задержаны в общем порядке, предусмотренном законом (часть третья комментируемой статьи), а затем в таком же общем порядке в течение 48 часов задержанный должен предстать перед судьей по месту задержания, который на общих основаниях, но с учетом того, что перед ним — скрывающийся от следствия и правосудия, решает вопрос о заключении его под стражу.

Навигация по записям

Розыскная работа: понятие и система

В середине XX в., после попытки сузить понятие розыска до ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями, данное понятие стало рассматриваться в широком и узком смыслах. При этом в узком смысле под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, в частности), широкий смысл данного понятия в современных работах последователей, как и раньше, отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку предполагает выявление готовящихся и совершенных преступлений, установление виновных лиц.

Розыскная работа является самостоятельным направлением ОРД. Она включает не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, розыск лиц, пропавших без вести. Осуществление розыскной работы обеспечивает нормальные условия ведения предварительного следствия, своевременное получение информации о подозреваемых лицах, скрывшихся обвиняемых и подозреваемых.

Кроме того, оно направлено на повышение эффективности судебного разбирательства, привлечение преступников к ответственности и является одним из важнейших средств предупреждения рецидива со стороны скрывшихся преступников. К нормативным актам, регулирующим розыскную работу, наряду с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 210, 238, 253 УПК РФ) и Законом об ОРД (ст.

2) относятся подзаконные ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты. Розыскная работа — это нормативно урегулированная деятельность правоохранительных органов по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер, предусмотренных законодательством, установлению личности неизвестных, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, исполнения определенных обязанностей, отбывания наказания, безвестного исчезновения.
Розыскная работа — это нормативно урегулированная деятельность правоохранительных органов по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер, предусмотренных законодательством, установлению личности неизвестных, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, исполнения определенных обязанностей, отбывания наказания, безвестного исчезновения.

Розыскная работа относится к исключительной компетенции правоохранительных органов. В связи с этим таковой нельзя считать деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан. Объектами розыска являются следующие лица:

  1. уклоняющиеся от уголовного наказания;
  2. скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда:
  3. без вести пропавшие.

Скрывшимися от органов дознания, следствия, суда считаются подозреваемые и обвиняемые, нарушившие избранную в отношении них меру пресечения, совершившие побег из-под стражи в целях уклонения от уголовной ответственности за содеянное.

При этом побег из-под стражи является общественно опасным деянием, за которое дополнительно предусмотрена ответственность по ст.

313 УК РФ. К категории уклоняющихся от отбывания наказания могут быть отнесены лица: совершившие побег из мест лишения свободы; оставившие место отбывания исправительных работ: осужденные к лишению свободы, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы и которые не возвратились в эти места; уклоняющиеся от наказания и скрывающие свое местонахождение.

К пропавшим без вести относятся лица, исчезнувшие внезапно без объяснения каких-либо причин, не оставившие сведений о себе, местонахождение которых остается неизвестным. Задачами розыска являются:

  1. установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не способных сообщить сведения о себе в силу состояния здоровья или возраста.
  2. обнаружение местонахождения известных органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых);
  3. предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязательств, безвестного исчезновения;

Основными субъектами розыскной работы выступают: а) подразделения полиции, осуществляющие криминальный розыск, которые входят в структуру Главного управления уголовного розыска: б) подразделения полиции (управления, отделы организации охраны общественного), функционирующие в структуре Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; в) подразделения ФМС России; г) следователи. В структуре уголовного розыска функционируют территориальные подразделения криминального розыска (отделы, отделения, группы) и отдельные сотрудники, которые специализируются на розыскной работе.

Подразделения криминального розыска осуществляют розыск следующих категорий лиц:

  1. осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях, не прибывших к месту, указанному в предписании, а также самовольно оставивших эти места;
  2. уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу, сборов и альтернативной службы;
  3. уклонившихся от исправительных работ;
  4. лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.
  5. психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;
  6. скрывшихся от органов дознания, следствия и суда;
  7. совершивших побег из-под стражи (конвоя), из ИУ, СИЗО или из-под охраны войскового наряда (совместно с оперативно- розыскным органом УИС);
  8. пропавших без вести;
Рекомендуем прочесть:  Куда передавать фото нарушителей

Кроме того, к компетенции данных подразделений относится установление личности погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам. Специфической особенностью розыскной работы подразделений уголовного розыска является ведение оперативными сотрудниками ДОУ в форме розыскного дела (РД). Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, анализа поисковых мероприятий и планирования работы.

В РД концентрируются уголовно-процессуальные документы, послужившие основанием для объявления розыска и осуществления ОРМ; общие и частные планы работы по РД; рапорты и справки об их выполнении; материалы служебной переписки с различными подразделениями и другие необходимые оперативно-служебные документы.

Для заведения РД выносится постановление, которое утверждается руководителем территориального органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, заполняются учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок.

Учетно-регистрационные документы направляются в ИЦ УВД, а сторожевые листки находятся в картотеке паспортно-визовых подразделениях ФМС РФ. Заведенное РД прекращается по следующим основаниям: 1) лицо разыскано; 2) прекращено уголовное дело или судом принято решение об отмене обвинительного приговора в отношении разыскиваемого лица; 3) имеется документальное подтверждение о смерти разыскиваемого; 4) розыск прекращен органом, в производстве которого находится уголовное дело, либо органом, обладающим соответствующими процессуальными полномочиями.

О прекращении РД выносится мотивированное постановление, которое утверждает руководитель ОВД. В функции подразделений полиции охраны общественного порядка входит;

  1. розыск лиц, совершивших побег из лечебно-трудовых профилакториев;
  2. установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность (паспортов, удостоверений, пропусков и т.п.);
  3. установление личности лиц, которые по состоянию здоровья или возраста не могут сообщить сведения о себе.
  4. розыск несовершеннолетних, ушедших из дома, школы-интерната, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных школ и специальных училищ;

Подразделения ФМС России осуществляют розыск:

  1. иностранных граждан и лиц, уклоняющихся от регистрации в ОВД;
  2. должников (ответчиков) по делам о взыскании средств с граждан в пользу юридических и физических лиц, если сумма долга составляет не менее трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ;
  3. граждан Российской Федерации, утративших связь с родственниками (лицами, утратившими связь с родственниками, считаются те, кто не желает поддерживать связь с ними либо относится безразлично к поддержанию родственных связей).
  4. должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов и возмещении вреда;

Следователи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 38 ст. 5 УПК РФ) принимают розыскные меры для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Анализ следственной практики показывает, что на розыскную деятельность приходится до 30% всего времени, отводимого на расследование преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ следователь выступает инициатором розыска скрывшегося обвиняемого, который поручает органам дознания. При этом он выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (ч.

2 ст. 208 УПК РФ), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо. После приостановления предварительного следствия, если лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, не установлено, следователь обязан принять меры к его установлению. В ситуации, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо его местонахождение не установлено по иным причинам, следователь обязан принять меры к его розыску (ст.

209 УПК РФ). Законодательство также не исключает возможности производства розыскных действий органом дознания на основании положений ст. 157 УПК РФ. В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбирательства, суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3 ст. 253 УПК РФ). Наряду с перечисленными подразделениями в розыскной работе могут принимать участие подразделения внутренних войск, которые совместно с территориальными ОВД участвуют в местном розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск, самовольно оставивших место службы (дезертиров), выполняют розыскные задания округов, соединений и частей внутренних войск.

Розыскная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с различными правоохранительными и иными государственными органами: ФСИН России, ФССП России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, органами прокуратуры, а также государственными органами и общественными организациями. Розыскная работа проводится в соответствии с упорядоченной системой, в которую в зависимости от территориальных границ розыска входят следующие его виды: 1) местный; 2) федеральный; 3) межгосударственный; 4) международный. Местный розыск осуществляется после проведения первоначальных мероприятий и ведется на территории субъекта РФ.

После его объявления производится сбор сведений, характеризующих личность разыскиваемого. В функции сотрудников розыскного подразделения входят: проверка разыскиваемого по учетам; направление розыскных заданий и ориентировок; изучение сводок; ознакомление личного состава с приметами разыскиваемого; использование возможностей СМИ (объявления, фотографии, видеосюжеты и др.); установление отношений с родственниками и лицами из окружения разыскиваемого для получения оперативно-значимой информации и др.

Федеральный розыск — комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленных на обнаружение разыскиваемого лица на всей территории РФ1В ряде европейских стран (Соединенном Королевстве, Испании, Италии, Франции) розыск, проводимый на всей территории страны, называется национальным, а в США — государственным. В процессе такого розыска сигнальная система оперативно- справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно.

Он объявляется по истечении трех месяцев в случаях, когда меры местного розыска исчерпаны, не принесли положительных результатов, а разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность. Межгосударственный розыск проводится при наличии информации о том, что разыскиваемое лицо может скрываться на территории другого государства, после объявления федерального розыска.

С распадом СССР и образованием независимых государств на основе бывших союзных республик появилась проблема, связанная с уклонением преступников от уголовного преследования и отбывания наказания во вновь образованных государствах. На основе заключенных странами — участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска, ограниченный территориальными рамками государств Содружества, который стал называться межгосударственным.

На основе заключенных странами — участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска, ограниченный территориальными рамками государств Содружества, который стал называться межгосударственным. Правовые нормы, регулирующие порядок международного розыска, сосредоточены в многочисленных международных и внутригосударственных источниках: Уставе СНГ (1993), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция 1993 г.) и др.

Вопросы сотрудничества правоохранительных стран СНГ в целях осуществления межгосударственного розыска отражены в следующих актах: Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.), Соглашении о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 1995 г.).

Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 1998 г.) и др. Система межгосударственного розыска аналогична существующей системе федерального розыска и не подменяет международный розыск.

Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда предпринятые меры розыска не привели к установлению или задержанию разыскиваемою и имеются основания предполагать, что данное лицо выехало или намеревается выехать в другое государство СНГ, или имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества. В целях активизации взаимодействия министерств внутренних дел государств — участников СНГ в решении розыскных задач и повышения эффективности реализации многосторонних и двухсторонних международных договоров и соглашений в сфере борьбы с преступностью 28 марта 2002 г.

решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ утверждена Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска № 1/1784.

Данная Инструкция определила единый порядок взаимодействия министерств внутренних дел СНГ по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов, идентификации неопознанных трупов. Основными формами взаимодействия в осуществлении межгосударственного розыска являются:

  1. подготовка материалов по розыску обвиняемых.
  2. розыск лиц, скрывшихся от уголовной ответственности или отбывания наказания, а также без вести пропавших;
  3. выработка и внесение предложений по устранению причин и условий, затрудняющих совместную ОРД, органами государственной власти государств — участников СНГ;
  4. исполнение запросов о проведении ОРМ и следственных действий;
  5. обмен оперативно-розыскной и иной информацией; своевременное направление постановлений об объявлении межгосударственного розыска в Межгосударственный информационный банк (создан на базе ГИАЦ МВД России);

Для осуществления межгосударственного розыска составляется в письменной форме запрос по установленной форме, который направляется в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью (БКБОП) и иными опасными преступлениями на территории СНГ.

В соответствии с Положением о БКБОП на этот межгосударственный орган возложены следующие задачи: 1) координация ОРД по борьбе с организованной преступностью: 2) организация содействия в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговоров. Международный розыск — комплекс оперативно-справочных и информационно-справочных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, которые находятся за пределами государства (инициатора розыска), и осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

Лицо объявляется в международный розыск после объявления федерального розыска или одновременно с ним.

Вместе с тем международный розыск не подменяет собой межгосударственного розыска в пределах государств — участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним. Международный розыск по линии Интерпола ведется при посредничестве подразделений НЦБ Интерпола МВД России.

Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Актуальные проблемы уголовного процесса ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РОЗЫСКУ ЛИЦ, СКРЫВШИХСЯ ОТ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ И СУДА СОТРУДНИКАМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Е.Н.

Хазов, доктор юридических наук, профессор; А.В.

Богданов, кандидат юридических наук, доцент; В.М. Мартынюк, кандидат юридических наук, начальник кафедры ОРД Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: Аннотация.

Рассматривается и дается анализ современного состояния работы оперативно-розыскных подразделений сотрудников органов внутренних дел МВд России по розыску лиц скрывшихся от органов дознания следствия и суда, пропавших без вести, а также по идентификации неопознанных трупов. Обсуждаются основные проблемы и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: оперативные подразделения ОВД, розыск лиц, пропавшие без вести, идентификация THE MAIN DIRECTIONS, PROBLEMS AND SOLUTIONS ON THE ORGANIZATION OF THE FUGITIVES HIDING FROM THE INQUIRY, INVESTIGATION AND TRIAL OF OPERATIONAL-SEARCH UNITS ATS MIA OF RUSSIA AT PRESENT E.N.

Hazov doctor of jurisprudence, professor A.V. Bogdanov, candidate of jurisprudence, assistant professor V.M.

Martyniuk, candidate ofjurisprudence, Head of the Department of the Russian Interior Ministry Annotation. Considered and an analysis of the current state of the search operations departments of internal affairs at the Russian Interior Ministry fugitives hiding from the investigation of the investigation and trial, the missing, as well as for the identification of unidentified bodies. The main problems and the ways to solve them.

Keywords: operational units ATS fugitives, missing persons, identifying Одной из задач, стоящих перед сотрудниками зыску, сыску) — любить, игнорировать, ненавидеть, оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД — однако отрицать необходимость его существова-России, является организация работы по розыску ния нельзя.

Сыск столь же древен, как уголовный лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, процесс, он присущ государствам всех времен и на-суда, пропавших без вести, а также по идентифика- родов».1 ции неопознанных трупов. Согласно ст. 2 Закона «О полиции» одним из Как писал Р. С. Белкин, «можно по-разному от- основных направлений деятельности полиции, яв-носится к оперативно-розыскной деятельности (ро- ляется — розыск лиц.2 Ежегодно в России право- ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Актуальные проблемы уголовного процесса охранительные органы объявляют в розыск около полумиллиона человек.3 Это не только лица совершившие преступления, это подозреваемые и обвиняемые в их совершении, лица, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений, нуждающиеся в социальной реабилитации, без вести пропавшие, лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, сбежавшие из больниц психически нездоровые люди.

С. Белкин, «можно по-разному от- основных направлений деятельности полиции, яв-носится к оперативно-розыскной деятельности (ро- ляется — розыск лиц.2 Ежегодно в России право- ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Актуальные проблемы уголовного процесса охранительные органы объявляют в розыск около полумиллиона человек.3 Это не только лица совершившие преступления, это подозреваемые и обвиняемые в их совершении, лица, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений, нуждающиеся в социальной реабилитации, без вести пропавшие, лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, сбежавшие из больниц психически нездоровые люди.

Одним из важнейших направлений разыскной работы органов внутренних дел является розыск и задержание преступников, скрывшихся от органов власти, которое приобретает особую актуальность в условиях постоянного роста числа объявляемых в местный, федеральный, межгосударственный и международный розыск.

Неслучайно законодатель в качестве самостоятельной задачи ОРД выделил задачу осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Так ежегодно в федеральный розыск без вести пропавших объявляют порядка 70 тыс. человек. 92% из этого количества удается найти в первый год.

Чем оперативнее применяются меры к установлению разыскиваемых лиц и других фактов, имеющих значение для розыскной работы, тем больше шансов обнаружить данное лицо.

Скрывшись от органов дознания, следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания, преступники ставят себя в такие условия, при которых их дальнейшее существование неизбежно связано с совершением преступлений. Поэтому быстрый розыск скрывшихся преступников и рассматривается как одно из условий предупреждения преступлений.

Ведь по «горячим следам» проще установить и опросить свидетелей, навести справки, восстановить картину произошедшего. Розыскная работа как разновидность правоохранительной деятельности, основанной на комплексном применении оперативно-разыскных и уголовно-процессуальных мер, является одновременно частью ОРД и частью уголовного судопроизводства. Задача розыска имеет различия по процессуальному положению лиц, подпадающих под действие ФЗ об ОРД, и может характеризовать данный этап ОРД либо как следующий за раскрытием преступления, либо как составную часть этапа раскрытия.

За последние годы по ряду причин в организации розыскной работы накопилось ряд проблем, на которые необходимо было обратить внимание еще вчера.

Это проблема заочного ареста.

Правозащитники считают, что заочный арест является нарушением прав человека и гражданина. Согласно ст. 247 УПК РФ, заочно осудить можно, но арестовать нельзя. Много вопросов касается преступников и подозреваемых, находящихся в розыске, по отношению к которым суд избрал меру пресечения не связанную с арестом.

Оперативно-разыскные подразделения тратят на огромное количество времени, сил и средств, чтобы найти разыскиваемое лицо, а когда в конечном итоге устанавливают его местонахождение и сообщают ему, что необходимо явиться к следователю, он тут же скрывается.

Это самая болевая точка для сыщиков.

Вместе с тем в организации правоохранительными органами работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, сохраняются и другие проблемы. Одна из них относится к стадии досудебного производства по уголовным делам и включает вопросы взаимодействия следователя (дознавателя) и оперативных подразделений органов внутренних дел. Другая к стадии судебного производства по уголовному делу и охватывает вопросы взаимодействия суда, прокурора, оперативных подразделений органов внутренних дел и судебных приставов в случаях, когда подсудимый скрывается от суда либо место его пребывания неизвестно.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 209 УПК РФ следователь (дознаватель) устанавливает место нахождения подозреваемого (обвиняемого), а если он скрылся, принимает меры к его розыску4. Таким образом, роль следователей и дознавателей в организации и осуществлении розыска скрывшихся преступников в стадии досудебного производства по уголовному делу основополагающая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Однако сегодня приходится все чаще сталкиваться с их незаинтересованностью в розыске преступников в ходе расследования. Характерные недостатки в работе следователей (дознавателей) по организации розыска скрывшихся от следствия и дознания лиц таковы: — непредставление исчерпывающих сведений о разыскиваемом лице подразделениям розыска органа внутренних дел; — отсутствие документов, подтверждающих, что следователем (дознавателем) принимались меры к установлению местонахождения подозреваемого (обвиняемого) и доставлению его для производства следственных действий (корешки повесток, постановление о приводе, рапорты сотрудников органа внутренних дел, которые исполняли принудительный привод, и т.

п.); — неуведомление либо несвоевременное уведомление органа, осуществляющего розыск, об обнаружении разыскиваемого преступника или поступлении сведений о его местонахождении; — несвоевременное объявление в розыск; ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Актуальные проблемы уголовного процесса — необоснованное объявление в розыск. Существенная проблема взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел со следователями и дознавателями при розыске скрывшихся преступников — непредставление исчерпывающих сведений о разыскиваемом лице при объявлении его в розыск. Нередко в оперативные подразделения не направляются сведения о возможном месте пребывания скрывшегося, его связях, особых приметах, одежде преступника, характеристике личности (особенностях поведения), что негативно сказывается на своевременности проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий и результатах розыска.

Поручения следователей о розыске подозреваемых (обвиняемых) в этих случаях отличаются скудными, неполными данными о таких лицах и местах их предполагаемого нахождения, что лишает оперативные подразделения возможности своевременно организовать и эффективно осуществить их розыск и задержание. В последующем материалы уголовных дел изучаются оперативными сотрудниками и указанный недостаток устраняется, однако на это уходит время. Но если на начальной стадии розыска между следователями (дознавателями) и оперативными подразделениями есть хоть какое-то взаимодействие (представление данных о личности разыскиваемого, обстоятельствах совершенного преступления, круге установленных в ходе следствия знакомых и друзей), то в дальнейшем какого-либо участия в розыске следователь (дознаватель), как правило, не принимает.

Определенный вклад в стабилизацию криминогенной обстановки вносит проведение широкомасштабных межгосударственных оперативно-профилактических операций «Розыск». Она проводится дважды в год и длится недолго, порядка 3-4 дней, и в этот период задействуются все силы и средства ОРД, какие только возможно, чтобы установить местонахождение как можно большего числа разыскиваемых лиц.

В этом мероприятии задействуется уголовный розыск, органы полиции и федеральная миграционная служба. Как результат, за эти дни задерживается порядка 7-8 тыс. преступников и более 3 тыс. без вести пропавших.

Подобные целевые мероприятия прочно вошли в практику правоохранительных органов, Не лишена недостатков и работа по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, проводимая сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел. Ведомственными актами МВД России перед органами внутренних дел ставится задача выявления и пресечения намерений лиц скрыться от органов следствия и суда. Вместе с тем такая работа реально проводится только с лицами, находящимися под стражей и изоляторах.

Оперативно-разыск- ные мероприятия с целью выявления и пресечения намерений скрыться с лицами, в отношении которых в период предварительного расследования избирались другие меры пресечения, на практике не осуществляются.

Случаи инициирования оперативными подразделениями перед следственными органами заключения под стражу привлекаемых к уголовной ответственности лиц единичны и свидетельствуют об отсутствии системной работы в этом направлении. Приходится констатировать, что ведомственный контроль со стороны руководства органов внутренних дел не всегда адекватен требованиям, предъявляемым к розыску скрывшихся преступников, что сказывается на эффективности розыска.

Работа по розыску указанной категории лиц не является приоритетной в работе полиции, где основное внимание уделяется раскрытию преступлений, в первую очередь, относящихся к категориям тяжких и особо тяжких.

Розыскные дела руководителями территориальных органов внутренних дел изучаются не на системной основе и не в полном объеме.

В тех случаях, когда даются указания о проведении конкретных мероприятий, их исполнение, как правило, не контролируется. Нередко указания по розыскным делам руководителями органов внутренних дел даются в форме констатации фактов допущенных сотрудниками уголовного розыска нарушений либо формально «активизируйте работу», «примите меры к розыску» и игнорируются сотрудниками уголовного розыска.

Отсутствие постоянного контроля со стороны руководства органов внутренних дел за деятельностью подчиненных на практике приводит к хаотичности и бессистемности розыска.

В то же время анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что главная причина сложившегося положения — ограниченность средств, предоставленных законодателем органам, осуществляющим розыск скрывшихся преступников. Согласно ст. 7 ФЗ «Об ОРД», самостоятельным основанием для проведения оперативно-разыскных мероприятий является ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.

В тоже время, в соответствии с ч. 2 ст.8 Закона, проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения толь- ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Актуальные проблемы уголовного процесса ко при наличии информации: 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.5 Таким образом, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, не могут служить поводом для проведения оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина.

Это означает, что при розыске скрывшихся преступников такие эффективные средства, как прослушивание телефонных и иных переговоров и контроль корреспонденции, не применимы. Кроме того, ч. 9, ст. 8 Закона содержит прямой запрет на использование указанных видов оперативно-разыскных мероприятий в целях розыска.

Выходом из положения послужило бы внесение соответствующих изменений в ФЗ «Об ОРД», которые расширили бы перечень оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, включив в него розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда. Наиболее эффективными мероприятиями по розыску скрывшихся преступников из имеющихся на сегодня в арсенале оперативных подразделений являются опросы граждан, наведение справок, составление информационно-поисковых карт (далее ИПК) и других оперативно-справочных документов, запросы, информация по оперативно-профилактическим операциям «Розыск-Магистраль». Ежегодно с помощью данной информационной системы разыскивается и идентифицируется порядка 26 тысяч человек.

Сейчас в Главном управлении на транспорте началась апробация пилотного проекта биометрической идентификации физических лиц на базе упомянутой выше системы «Розыск-Магистраль». Внедряемая технология позволяет в режиме реального времени выявлять в пассажиропотоке разыскиваемых или подозреваемых лиц.

Изображение, передаваемое камерами наблюдения, сверяется с информацией базы данных, и в течении нескольких секунд программа выдает ответ об идентификации объекта. При этом использование ИПК, иных оперативно-справочных документов и поисковых систем позволяет установить местонахождение не более 15-20% объявленных в розыск.

Применение таких оперативно-разыскных мероприятий, как наблюдение, на практике встречается крайне редко. Анализ розыскных дел позволяет выделить следующие наиболее характерные нарушения закона в работе сотрудников уголовного розыска по розыску скрывшихся преступников: — несвоевременность заведения розыскных дел; — необоснованное прекращение розыскных дел; — другие нарушения (отсутствие ведомственно -го контроля, неполнота и несвоевременность розыскных мероприятий), которые составляют подавляющее число выявленных нарушений.

Потерпевшие, свидетели, а также трупы и их части не составляют объектов розыска. Их выявление, обнаружение, отыскание следует рассматривать как элемент задачи раскрытия преступления.

В настоящее время Россия является держателем единого банка данных, и все наши партнеры направляют постановление об объявлении в межгосударственный розыск своих граждан в Главный информационно-аналитический центр МВД России. Наша страна пользуется привилегированным положением, в том плане, что все лица, объявленные в федеральный розыск по России, автоматически объявляются и в межгосударственный, а значит, информация о них является доступной для розыскных подразделений из всех стран Содружества.

Их выявление, обнаружение, отыскание следует рассматривать как элемент задачи раскрытия преступления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Наиболее эффективен федеральный, межгосударственный и международный розыск, — поскольку лица, объявленные в него, значатся по всем оперативно-справочным и розыскным учетам. При этом розыск лиц, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с содержанием под стражей, менее эффективен, поскольку в таком случае при обнаружении разыскиваемого лица оперативный сотрудник может только взять объяснение о причинах неявки лица, обязательство о явке в органы расследования или в суд.

Это, однако, не решает задачи розыска, которая заключается в обеспечении реального присутствия лица в судебном заседании либо на следственных действиях. В свою очередь, прекращение органами внутренних дел розыскного дела в таких случаях представляется необоснованным. В случаях, когда подсудимый скрылся от суда либо место его пребывания суду неизвестно, в соответствии с требованиями п.

1 ч. 1 ст. 238 УПК судья выносит постановление о приостановлении производства по уголовному делу. Если это связано с побегом обвиняемого из-под стражи, уголовное дело с постановлением суда о розыске обвиняемого, на основании ч. 2 ст. 238 УПК, направляется прокурору.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ Актуальные проблемы уголовного процесса Прокурор в свою очередь решение суда направляет в органы внутренних дел для розыска обвиняемых. В случае приостановления судом уголовного дела в связи с тем, что скрылся обвиняемый, не содержащийся под стражей, уголовного дело остается в суде, а прокурору направляется постановление о розыске обвиняемого, копию которого прокурор направляет в органы внутренних дел.

Однако имеют место и факты нарушения указанного порядка, в том числе судьями. В ряде случаев суды, игнорируют требования ст. 238 УПК, направляют постановления о розыске обвиняемых напрямую в органы внутренних дел, минуя прокурора.

В этом случае прокурор лишен возможности немедленно проверить своевременность заведения розыскного дела, полноту планирования и организации розыска скрывшегося преступника. Кроме того, на практике имеют место и факты несвоевременного направления судьями постановлений о розыске в органы внутренних дел, в том числе спустя несколько месяцев после его вынесения. Работа судебных приставов по исполнению решений суда о применении к подсудимому предусмотренных законом мер процессуального принуждения выполняется, как правило, формально и ограничивается в лучшем случае выездом по месту жительства, указанному в обвинительном заключении (акте).

Подобная ситуация объясняется прежде всего незаинтересованностью службы судебных приставов в конечном результате исполнения таких судебных решений, поскольку ни их количество, ни сроки их исполнения на рейтинг оценки службы существенно не влияют. В конечном итоге подобное отношение судебных приставов к принудительным приводам подсудимых негативно отражается на качестве и сроках рассмотрения уголовных дел судами.

В дальнейшем, при отсутствии положительных результатов привода, производство по уголовным делам приостанавливается, а подсудимый объявляется в розыск, который осуществляется органами внутренних дел, создавая для них необоснованную нагрузку.

В целях решения проблемы по установлению места пребывания подсудимых, уклоняющихся от явки в суд, представляется необходимым внесение соответствующих изменений в законодательство, в соответствии с которыми первоначальный этап розыска подсудимых (проверка возможных мест пребывания, наведение справок и т.п.) без проведения оперативно-разыскных мероприятий был бы отнесен к компетенции службы судебных приставов. При этом целесообразно розыск подсудимых отнести к числу приоритетных задач деятельности службы судебных приставов. Таким образом, большая часть проблем в орга- низации розыска скрывшихся преступников относится к стадии досудебного производства по уголовным делам.

Розыскная работа представляет собой комплекс (систему) не только оперативно-разыскных, но и организационных, тактических, процессуальных и иных мер, осуществление которых обеспечивает обнаружение местонахождения разыскиваемых лиц. Их реализация предполагает задействование не только усилий и возможностей субъектов ОРД, к ведению которых отнесена розыскная работа, но и иных органов, как осуществляющих ОРД, так и не являющихся субъектами этой деятельности.

Таким образом, четко организованные, продуманные, исчерпывающие первоначальные и последующие ОРМ по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, могут значительно повысить коэффициент полезного действия этой работы.

В современных условиях розыскная работа нуждается в коренном улучшении.

1 Р.С. Белкин Курс криминалистики. М, 1977. Т. 1; с. 185 2 Федеральный закон «О полиции» — М; Эксмо, 2011 г. с 2. 3 Особенности федерального розыска.

Экономический вестник МВД России №9-2012 г. с.36 4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.-Москва: Проспект, КноРус.

2012 г с. 103 5 Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+