Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Случаи исключающие ответственность по ст 283 ук

Случаи исключающие ответственность по ст 283 ук

Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет. 2. То же деяние, если оно: а) совершено группой лиц; б) совершено с применением насилия; в) повлекло наступление тяжких последствий; г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

1. Появление данной нормы в уголовном законодательстве обусловлено необходимостью реального противодействия преступным деяниям, совершаемым лицами, не являющимися специальными субъектами, указанными в ст. 283 УК и преступным путем завладевшими сведениями, составляющими государственную тайну. Введение в УК нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, является уголовно-правовым гарантом системности в охране различных видов информации ограниченного доступа (например, коммерческой, банковской и государственной тайны) и способствует повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

2. Объектом данного преступления являются те же общественные отношения, на которые посягает лицо, совершающее шпионаж, т.е.

общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением деятельности РФ по обеспечению своей безопасности (подробнее см.

комментарий к ст. 275). 3. Объективная сторона комментируемого преступления заключается в получении сведений, составляющих государственную тайну. В диспозиции данной статьи также приведены способы, посредством которых может быть совершено данное преступление: похищение, обман, шантаж, принуждение, угрозы, а также другие способы (например, подкуп, отдача приказа или распоряжения, обязательных к исполнению).

Перечень способов, указанных в статье, не является исчерпывающим. В самом общем виде способы совершения данного преступления — это действия, направленные на возбуждение желания у лица передать сведения, составляющие государственную тайну. При этом одобрение или поощрение таких действий не могут рассматриваться как способ совершения преступления и состав данного деяния не образуют.

Совершить данное преступление путем бездействия невозможно. 4. Субъект в комментируемой статье общий, т.е.

физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну, характеризуется виной в виде прямого умысла.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки, содержание которых совпадает с аналогичными признаками, рассмотренными в настоящем комментарии. Тяжкие последствия — понятие оценочное, обязанность по его доказыванию лежит на стороне обвинения, суд устанавливает наличие данного квалифицирующего признака исходя из конкретного дела, с учетом всех обстоятельств, которые могут оказать влияние на установление его наличия.
Тяжкие последствия — понятие оценочное, обязанность по его доказыванию лежит на стороне обвинения, суд устанавливает наличие данного квалифицирующего признака исходя из конкретного дела, с учетом всех обстоятельств, которые могут оказать влияние на установление его наличия.

Под совершением преступления с использованием специальных иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, необходимо понимать действия по выполнению объективной стороны преступления с использованием скрытого наблюдения или аудиофиксации, использование прослушивающих устройств, копировальной техники, программного обеспечения для техники оснащенной операционной системой, и др. Распространение сведений, составляющих государственную тайну, может быть выражено в опубликовании таких сведений в печати и СМИ, трансляции по радио и телевидению, распространении в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в публичных выступлениях, заявлениях или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Навигация по записям

Статья 283.

Разглашение государственной тайны

  • »
  • »
  • »

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа. Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка.

Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д. Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст.

275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны — любое лицо; б) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного — причинить ущерб внешней безопасности России.

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный.
Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п.

не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте).

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.).

Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст.

283 УК РФ. Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны — разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч.

2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д.

В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д.

. ——————————— В оценке последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из п. 3 ст. 4 Закона «О государственной тайне», именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е.

определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба.

Соответствующего документа на сегодняшний день нет. С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности.

Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения.

Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст.

275 или ст. 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей.

Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ), либо как информационное преступление (например, предусмотренное ст.

272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» УК РФ), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК. 2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации. 4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК. 5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна: — была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей); — стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д. ← → Получите консультации и комментарии юристов по статье 283 УК РФ бесплатно. Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте.

Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени.

Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день.

Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 283.1 УК РФ. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

  • »
  • »
  • »

Полный текст ст. 283.1 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год.

Консультации юристов по статье 283.1 УК РФ. 1. Получение сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса) — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет. 2. То же деяние, если оно: а) совершено группой лиц; б) совершено с применением насилия; в) повлекло наступление тяжких последствий; г) совершено с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; д) сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

(Статья дополнительно включена с 14 ноября 2012 года Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 190-ФЗ) 1.

Состав преступления: 1) объект: основной — отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации; 2) объективная сторона: действия, направленные на получение сведений, составляющих государственную тайну путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иного незаконного способа; 3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которое не обладает правом доступа к сведениям, составляющим государственную тайну и пытается получить эти сведения любым из вышеперечисленных способов; 4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины с прямым и косвенным умыслом.

Преступление считается оконченным с момента получения сведений, составляющих государственную тайну одним из незаконных способов лицами, не имеющими правовых оснований на доступ к этим сведениям.

К квалифицирующим признакам преступления относится то же деяние, совершенное группой лиц. Избрание судом меры государственного принуждения определяется с учетом предварительного сговора о незаконном получении сведений, составляющих государственную тайну. Применение насилия может выражаться в нанесении побоев, ограничении свободы или причинении вреда здоровью (за исключением тяжкого вреда здоровью).

Наступление тяжких последствий предполагает определение объема ущерба, нанесенного безопасности Российской Федерации в связи с получением сведений, составляющих государственную тайну неограниченным количеством лиц. Определение тяжести ущерба отнесено к полномочиям Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и осуществляется с учетом степени секретности конкретных сведений, их характера и иных признаков.

К квалифицирующим признакам преступления отнесено то же деяние, совершенное с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Перечень специальных технических средств достаточно обширен и включает специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации, средства для негласного визуального наблюдения и документирования, средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений, средства для негласного исследования предметов и документов, средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств, средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи и другие. Распространение сведений, составляющих государственную тайну, имеет место в результате распоряжения указанными сведениями лицами, не имеющими на него правовых оснований.

Результатом распространения может быть как ознакомление одного лица, не имеющего законного доступа, так и ознакомление неограниченного круга лиц в результате поступления сведений, составляющих государственную тайну в СМИ, что, в свою очередь, может быть сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, за пределы Российской Федерации.

2. Применимое законодательство: 1) ФЗ «О федеральной службе безопасности»; 2) Закон РФ «О государственной тайне»; 3) Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»; 4) Указ Президента РФ от 09.01.96 N 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»; 5) распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»; 6) постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»; 7) постановление Правительства РФ от 10.03.2000 N 214 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию»; 8) постановление Правительства РФ от 02.08.97 N 973 «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям».

9) постановление Правительства РФ от 04.09.95 N 870

«Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности»

. Если у вас остались вопросы по статье 283.1 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

‹ Статья 283.1 УК РФ ›

Осторожно ФСБ! Методика провокации по ст. 283 УК РФ (разглашение государственной тайны)

Рассказать все подробно не могу, поэтому это дело довожу в форме статьи, а не судебной практики. Итак, есть , предусматривающая уголовную ответственность за разглашение гостайны, а «палок» по ней не хватает, даже ФСБ, кругом, ведь, враги, как известно из правдивых телепередач.

Что делать, как быть? Агентурная работа — дело очень тяжелое, долгое, без гарантии результата, наблюдение и ОТМ – еще хуже. А звание очень нужно и карьера тоже очень нужна. Вот, что делать, если лейтенант уже давно в душе майор?Есть очень нехитрая, гениально простая схема, но если ее не знать, то попасться можно на 100%.

1. Выбирается объект. Это должно быть лицо (группа лиц), хоть как- то засвеченное в каких – либо публичных мероприятиях или имеющее опыт появления на телевидении, прессе, желательно статусное (премия тогда больше). Либо просто отвечающее греху тщеславия.

2. С избранным объектом связывается завербованный представитель прессы (телевидение, газета, радио, что лучше подходит) и предлагает дать соответствующий комментарий.

Тема выбирается такая, чтобы лицо согласилось к сотрудничеству. После получения одобрения и согласия, объекту присылают вопросы, дают время на подготовку.

Здесь самое главное, когда лицо уже готово к интервью, его просят также рассказать о некоторой смежной теме, указывая на то, что другой спикер заболел или еще что-нибудь.

Например, основная тема — Вторая мировая война, «Холодная война», дополнительно – роль ядерного оружия, в подвопросах необходимая конкретика. 3. Самое основное. Понятное дело, что конкретные подвопросы, ответы на которые подпадают под действие Указа Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» просто так на дороге не валяются, их необходимо грамотно подложить объекту разработки.

3. Самое основное. Понятное дело, что конкретные подвопросы, ответы на которые подпадают под действие Указа Президента РФ от 30.11.1995 N 1203

«Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

просто так на дороге не валяются, их необходимо грамотно подложить объекту разработки. Как? Не поверите – Википедия. В энциклопедии предварительно создается статья, ее даже, если видят доверие объекта, могут порекомендовать ему для подготовки, в ней формируются неактуальные сведения (или слегка искаженные), раскрытие которых само по себе вред не принесет.

Объект ее усваивает и затем воспроизводит.В итоге наш объект разработки, всецело погруженный в размышления о том как после интервью, к нему придет давно заслуженная слава и известность, лихорадочно готовится, запоминает ценные сведения, и в дальнейшем выдает «журналисту» под аудио, видео запись.В случае, с которым я столкнулся речь шла о «безвинных вопросах», ответы на которые подпадали под действие п. 13 Перечня, а именно:

«Сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области оружия массового поражения, достигнутые при этом результаты, состав образца, рецептуру, технологию производства или снаряжения изделий»

.Все, состав преступления. Статья из Википедии удаляется, либо модернизируется (если в наглую, думаю, могут использовать и другие материалы, в том числе и давать их на подготовку сами).

Все крики о том, что информация получена из открытых источников отсылаются к делу Сутягина. Любезные сотрудники государственной безопасности имеют здесь некоторый выбор. Первое, они могут склонить лицо к сотрудничеству, так сказать завербовать его, не давая делу официальный ход.

Второе, могут заработать неплохой показатель, «палку». У Вас выбора несколько меньше…Моему подзащитному повезло.Будьте осторожнее!

Расскажите друзьям и коллегам, скачайте себе перечень сведений, составляющих государственную тайну, вдруг пригодится…

Ответственность за разглашение государственной тайны по статье 283 УК РФ

Представляющие государственную тайну сведения надежно охраняются законом.

Они недоступны большинству граждан, а также иностранным государствам и организациям. Их разглашение способно привести к ужасающим последствиям, вплоть до полномасштабных военных действий.

Именно поэтому такое преступление, как разглашение государственной тайны, отнесено к категории тяжких. Ответственность за разглашение сведений, представляющих государственную тайну, сурова. Она указана в ст 283 УК РФ. Содержание Ст.

283 состоит из 2 частей:

  1. во II указана ответственность за те же деяния при условии того, что разглашение государственной тайны стало причиной наступления тяжких последствий.
  2. в I указана уголовная ответственность за разглашение государственной тайны лицами, которым была доверена или стала известна по долгу службы информация, охраняемая законом, при условии того, что они передали ее другим людям;

Статья за разглашение государственной тайны хоть и является тяжкой, но в то же время наказание за совершение подобных деяний нельзя назвать суровым. Гораздо более суровая ответственность ждет лиц, в чьих действиях также прослеживаются признаки преступных действий, предусмотренных ст.

275 и 276. Передача информации, являющейся государственной тайной, которая стала известна человеку по долгу службы, на работе, в процессе учебы или любым иным способом, предусмотренным законом РФ, при отсутствии признаков правонарушений, указанных в ст. 275 и 276 УК, карается:

  1. арестом на срок от 4 месяцев до полугода;
  2. тюремным заключением на срок до 4 лет.

При назначении наказания в виде тюрьмы суд практически во всех случаях применяет к виновному дополнительную меру пресечения.

Речь идет о запрете ведения определенной деятельности, в том числе в качестве должностных лиц на срок до 3 лет.

Если разглашение привело к тяжким последствиям, то виновный может быть приговорен к 7 годам тюремного заключения. Запрет на ведения определенных видов деятельности также может быть назначен сроком до 3 лет. Разглашение карается не сильно строго, по меркам тяжкого преступления, по причинам того, что зачастую подобное правонарушение совершается непредумышленно.

Если же противоправное деяние совершено умышлено, то оно, как правило, совмещено с другими преступлениями, предусмотренными ст. 275 и 276 УК РФ:

  • Ст. 276 – шпионаж. Представляет собой сбор, похищение и хранение информации с целью ее дальнейшей передачи иностранному государству, либо организации. Субъектом преступления, предусмотренным ст. 276 может являться иностранец или человек без гражданства.
  • Ст. 275 – это государственная измена. Ее диспозиция схожа со ст. 283. Разница заключается в том, что передача сведений, представляющих государственную тайну, осуществляется целенаправленно представителям иностранных государств, либо организаций.

Максимально возможное наказание за шпионаж и государственную измену гораздо серьезнее, чем за разглашение тайны.

Оно представляет собой лишение свободы, сроком до 20 лет. Чтобы лучше понять суть преступления и ст. 283 в целом, нужно детально разобрать комментарии к ней.

После их изучения также станет понятен состав преступления ст. 283 УК РФ. Наиболее существенные комментарии таковы:

  1. Порядок охраны информации, представляющей тайну, регулируется ФЗ «О государственной тайне» от 21.07.1993 г, «Правилами определения степени секретности сведений», а также целым перечнем инструкций, памяток и пр., выступающими подзаконными нормативными актами. Таким образом, при расследовании преступления необходимо устанавливать точный характер разглашенной информации и то, какое именно требование существующих правил было не соблюдено. Секретность разглашенных сведений устанавливается их сравнением с действующими нормами. При наличии необходимости проводятся экспертизы.
  2. Преступление считается совершенным с момента получения сведений третьими лицами. При этом не имеет существенного значения, насколько детально третьи лица восприняли и запомнили информацию. Достаточно того, что они уловили общий смысл. Если по каким-либо причинам, не зависящим от виновного, третьи лица не восприняли сведения, то имеет место покушение на совершение преступления. Причина не восприятия может быть любая: начиная от алкогольного опьянения и заканчивая незнанием русского языка.
  3. Субъективная сторона заключается в разглашении информации, представляющей собой тайну. Под разглашением нужно понимать противоправное предание огласке, информации, являющейся государственной тайной, при которой она становится достоянием третьих лиц. Третьи или посторонние лица – это люди, которые не имеют доступа к той информации или ее части, которая была разглашена. Разглашение может быть выражено разными действиями: приватным разговором, публичным выступлением, перепиской, демонстрацией документов, чертежей, схем и пр. Разглашение может быть результатом, как действия, так и бездействия. В качестве примера бездействия можно привести оставление важных документов на рабочем столе в момент, когда они могут быть изучены посторонним лицом.
  4. Опасность разглашения сведений, представляющих собой государственную тайну, заключается в том, что они могут быть использованы для посягательств на внешнюю и внутреннюю безопасность и прочие интересы РФ. Объектом противоправного деяния является сохранность информации государственной значимости. Предмет преступления – информация, являющаяся государственной тайной.

Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.

Многие авторы сходятся во мнении, что разглашение сведений, представляющих собой государственную тайну, может иметь исключительно умышленный характер вины.

Такое мнение является следствием ошибочного понимания 2 ч.

ст. 24 УК. Эта норма уголовного законодательства требует коррекции, либо дачи разъяснений Пленума ВС РФ.

  1. Субъект преступления – специальный. В качестве него может выступать вменяемое лицо, не младше 16 лет, которому была доверена или ставшая известной информация в процессе службы, работы, учебы и т.д, представляющая собой государственную тайну.
  2. Квалифицированным составом преступления является разглашение, повлекшее за собой по неосторожности тяжкие последствия. Таковыми признаются: переход данных иностранным разведкам, срыв важных мероприятий и пр.
  3. Мотивом чаще выступает бахвальство, а целью – стремление показать компетентность, значимость, важность и пр. Мотивы могут быть и иные, но при наличии таковых преступление скорее всего будет квалифицировано по ст. 275 и 276.
  4. При наличии прямого умысла человек осознает опасность разглашения и понимает, что оглашаемые им сведения станут достоянием третьих лиц. При этом он желает последнего. При наличии косвенного умысла, человек осознает опасность разглашения сведений и допускает возможность их восприятия третьими лицами или безразлично относится к последнему факту.
  5. Разглашение может быть осуществлено в силу легкомыслия или небрежности. Чаще это выражено в разглашении в письменной форме. Информация, не подлежащая разглашению, копируется на неучтенные носители, о чем впоследствии человек благополучно забывает.

Проблемой сохранности тайны предстает отсутствие нормы о ее противоправном получении, при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренных ст.

276 и 276. Лицо, получившее информацию, предстающую государственной тайной, может передать ее кому угодно и ему за это ничего не будет. Оно не давало подписку о неразглашении и возможно, даже не осознает, что речь идет о государственной тайне. Преступления, предусмотренные ст. 283, не являются распространенными.

283, не являются распространенными. Ежегодно суды рассматривают не более 20-30 таких нарушений закона.

При этом преобладают противоправные деяния, предусмотренные 1-й частью уголовной нормы.

В качестве примеров совершения подобных противоправных деяний можно привести следующие случаи:

  • Два сотрудника строительно-монтажной организации громко обсуждали в общественном транспорте порученное им задание по подготовке подъездных путей к полигону, на котором должны были проводиться учения. По стечению обстоятельств, в том же автобусе находился непосредственный участник будущих испытаний. Он доложил об услышанном своему руководству. В результате того, что озвученные данные стали достоянием практически всех пассажиров автобуса, учения пришлось перенести. Сотрудники строительно-монтажной организации были признаны виновными по 2 ч. ст. 283, приговорены к лишению свободы сроком на 3 года.
  • Гражданин П., стремясь показать свою значимость и осведомленность в государственных делах, похвастался своей знакомой гражданке У., что ему известен порядок работы одного секретного учреждения, которое он посетил при прохождении курсов повышения квалификации. Гражданка У. сообщила об этом факте по месту работы П., а руководители организации обратились в полицию. Суд приговорил гражданина П. к аресту сроком на 5 месяцев.
  • Находясь в нетрезвом состоянии, сотрудник НИИ гражданин Е. рассказал своему случайному знакомому гражданину К. о том, что у него имеется доступ к сведениям, являющимся государственной тайной, и при этом огласил их. Будучи сознательным членом общества, К. незамедлительно сообщил об этом в полицию. Гражданин Е. был осужден на 2 года условного лишения свободы. Помимо этого, суд запретил ему занимать должности, на которых имеется доступ к государственной тайне, сроком на 3 года.

Важным является тот факт, что далеко не каждый человек может стать субъектом преступления по ст. 283. Это возможно лишь в ситуациях, если лицо официально и под роспись предупреждено, что получаемая им информация представляет собой государственную тайну.

В 2016 году по ст. 283 ч. 1 было осуждено 25 человек.

Только 2 из них были приговорены к реальному лишению свободы. По 2-й части этой статьи уголовные дела рассмотрены не были. Статистика 2017 года не сильно отличается от показателей 2016.

Всего по 1 ч. осуждено 28 человек. 3 получили реальные сроки лишения свободы. По ч. 2 дела не рассматривались.

При назначении наказания могут быть учтены все смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст.

61 и 63. Возможность их учета, либо игнорирования оставлена на откуп суда. При этом суд учитывает ряд моментов:

  1. отягчающее обстоятельство, представляющее собой квалификационный состав преступления либо отдельное правонарушение, не может быть учтено;
  2. смягчающим обстоятельством могут быть признаны положительные характеристики с места учебы, работы, проживания и пр.;
  3. временное психическое расстройство не исключающее вменяемость, может являться смягчающим обстоятельством.

Возможность назначения наказания с учетом или игнорированием смягчающих и отягчающих вину обстоятельств рассматривается в каждом конкретном случае индивидуально.

Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

Новая редакция Ст.

283 УК РФ 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 1. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ (см.

Закон РФ «О государственной тайне»). 2. Предметом посягательства является государственная тайна (см.

коммент. к ст. 275). 3. Объективная сторона выражается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего данные сведения становятся известны посторонним. К разглашению приравнивается передача посторонним лицам предметов или материалов, составляющих государственную тайну.

Формы разглашения могут быть различными: устная (частный разговор, публичное выступление), письменная (опубликование в печатных СМИ, указание в письме), путем демонстрирования тех или иных предметов, изделий, материалов, схем и чертежей, нарушение порядка распространения и хранения таких сведений (утеря неучтенных тетрадей, выписок). 4. Под посторонними понимаются лица, не имеющие доступа к указанным сведениям, которым данные сведения не должны быть известны по службе или работе.

Факт доступа какого-либо лица к иным сведениям, составляющим государственную тайну, обладания им такими сведениями в силу работы или службы не исключает признания данного лица посторонним. 5. Совершить разглашение возможно путем как активных действий (демонстрация изделия или публичное выступление), так и бездействия в случае, когда лицо не принимает необходимых мер к защите государственной тайны, в результате чего происходит ознакомление с ними посторонних (оставление документов в местах, где с ними могут ознакомиться посторонние). 6. Преступление, предусмотренное ч.

1 коммент. статьи, окончено (составом) в момент, когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали их общий смысл. Полного понимания полученной информации не требуется. Для разглашения государственной тайны возможно разграничение стадий преступной деятельности на приготовление к разглашению (производство неучтенной выписки из секретного документа, несанкционированное снятие ксерокопии) и покушение (в случае если по причинам, не зависящим от воли виновного, разглашенные сведения не восприняты посторонними лицами).

7. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, может быть совершено умышленно. 7.1. При совершении указанного преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).

7.2. При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известными посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора, происходящего в общественном месте). 8. Мотивацию разглашения государственной тайны составляют стремление придать важность собственной персоне, помощь в написании научной работы и т.п. Мотив, как и цель, на квалификацию не влияет.

9. Преступление, предусмотренное ч. 1 коммент. статьи, относится к категории средней тяжести. 10. Часть 2 коммент. статьи предусматривает повышенную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, в случае если деяние повлекло тяжкие последствия.

10.1. Тяжкие последствия — категория оценочная.

Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения передислокация объекта, свертывание научно-технических разработок, осведомление о сведениях, составляющих государственную тайну, иностранных государств, организаций или их представителей. 11. Преступление, предусмотренное ч.

2 коммент. статьи, относится к категории тяжких.

12. Разглашение государственной тайны следует отграничивать от совершения государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям.

Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственной тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу. 13. Субъект специальный. Им может быть любое лицо, которому государственная тайна была доверена в силу должностных обязанностей либо стала известна по службе или работе (рабочий, привлеченный к изготовлению специального изделия, сотрудник, отвечающий за размножение документов).

В случае если сведения, составляющие государственную тайну, разглашаются лицом, которому они не были доверены или стали известны не в силу выполнения служебных обязанностей или работ, состав преступления отсутствует. 1. Объективная сторона преступления характеризуется действиями или, в редких случаях, бездействием — разглашением сведений, составляющих государственную тайну, т.е.

противоправным преданием их огласке. Разглашение может иметь место в приватной беседе, публичном выступлении, в переписке, оно может быть выражено в демонстрации секретных чертежей и т.п.

В таких случаях разглашение неотделимо от общественно опасного последствия этого преступления — восприятия секретных сведений другими лицами («если они стали достоянием других лиц»).

В случае совершения данного преступления посредством бездействия, например бесконтрольного оставления документов на рабочем столе, указанные последствия отделены от деяния во времени.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом, а также обеими разновидностями неосторожности.

3. Субъект специальный — лицо, которому: а) государственная тайна была доверена или б) стала известна по службе или работе. В первом случае речь идет о лицах, получивших в установленном порядке допуск к соответствующим сведениям. Во втором — о лицах, ознакомившихся с ними в силу своей профессиональной деятельности без получения допуска, например в силу третьих лиц (адвокат, допущенный в нарушение установленного порядка к участию в уголовном деле).

4. Комментируемая статья применяется, если содеянное не содержит признаков государственной измены (выдачи государственной тайны).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+