Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Социальная защита населения органами местного самоуправления рф

Социальная защита населения органами местного самоуправления рф

Социальная политика органов местного самоуправления

— это составная часть политики органов местного самоуправления, направленная на улучшение жизнедеятельности и повышение благосостояния населения, которая регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, конституциями, законами, уставами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальная социальная политика (социальная политика органов местного самоуправления) включает в себя: назначение и выплату пенсий, пособий; содействие обеспечению занятости трудоспособного населения; предотвращение снижения реальных доходов за счет создания систем социальной адресной помощи; поддержку малообеспеченных групп населения; создание условий для реабилитации инвалидов и развития соответствующей социальной инфраструктуры; контроль за работой органов медико-социальной экспертизы; установление опеки и попечительства; организацию общественных работ; предоставление в пределах своих полномочий льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства; содействие созданию необходимых жизненных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей; проведение мероприятий по летнему оздоровлению детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей; развитие муниципальной системы здравоохранения; осуществление мероприятий, направленных на сохранение и совершенствование уровня здоровья населения; создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, защиты их прав; общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных организациях и другие направления. Обобщая опыт реализации социальной политики регионов, можно сделать вывод о недостаточном уровне разработки и планомерного осуществления стратегии социального развития. Социальная политика, как правило, сводится к мерам по обеспечению гарантированного социального минимума и «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере.

Однако региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только проводить социальную политику в пределах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств, а также участвовать в процессе формирования государственной социальной политики федерального центра. Таким образом, сегодня государственная социальная политика на практике недостаточно сориентирована на региональную специфику. Эта ситуация вызывает необходимость уточнения курса социально- экономического развития страны в сторону дальнейшего разграничения полномочий и ответственности между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением в вопросах реализации социальной политики.

Региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики российского государства и субъектов РФ. Конкретные направления социальной политики в регионах (задачи, приоритеты, меры, механизмы и способы реализации) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территорий.

Контрольные вопросы и задания

  1. 8. В чем отличительные черты государственной социальной политики?
  2. 4. Назовите модели социальной политики (типы, сущность, особенности). Как они влияют на формирование моделей социальной защиты?
  3. 6. Почему социал-демократическую модель социальной политики относят к категории наивысшего достижения государства всеобщего благоденствия?
  4. 9. Назовите особенности региональной социальной политики и социальной политики органов местного самоуправления.
  5. 7. Какова роль государства в социальной политике?
  6. 5. Каковы финансово-экономические основы моделей социальной защиты населения?
  7. 2. Назовите субъекты и объекты социальной политики и их отличительные особенности.
  8. 3. Назовите цели, задачи и принципы социальной политики. Какие факторы влияют на их выбор?
  9. 1. В чем сущность понятия «социальная политика» в широком и узком значениях?

Рекомендуемая литература

  1. 2. Волгин Н.А. Социальное государство: учебник / Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков.

    — М.: Дашков и К, 2004. — 416 с.

  2. 4.

    Калашников С. В. Становление социального государства в России / С.В. Калашников. — М.: Экономика, 2003. — 159 с.

  3. 1. Аверин А.Н.

    Социальная политика государства / А.Н.

    Аверин. — М.: Изд-во АНХ при Правительстве РФ, 2002. — 166 с.

  4. 3. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л.

    Захаров, Э.Г. Тучкова. — М.: БЕК, 2001. — 576 с.

  1. 7.

    Социальная политика: энцикл. слов. / под общ. ред. Н.А. Волгина.

    — М.: Акад. проект; Трикста, 2005. — 688 с.

  2. 6. Социальная политика: учебник / под общ.

    ред. Н.А. Волгина. — М.: Экзамен, 2002. — 736 с.

  3. 8. Холостова Е.И. Социальная политика: учеб, пособие / Е.И.

    Холос- това. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 204 с.

  4. 5. Смирнов С.Н. Социальная политика: учеб, пособие / С.Н.

    Смирнов, Т.Ю. Сидорина. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 432 с.

Социальные полномочия органов местного самоуправления

В отличие от прежнего правового регулирования Федеральный закон № 131-ФЗ не относит обеспечение социальной поддержки населения (кроме обеспечения малоимущих граждан жильем) к вопросам местного значения, что, однако, не исключает участия органов местного самоуправления в решении связанных с этим задач.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 15 февраля 2005 г.

№ 17-0, конституционные цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности; человек, если он в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества.

№ 17-0, конституционные цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности; человек, если он в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от него причинам трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Законодательное закрепление соответствующих стандартов жизнеобеспечения является, по смыслу ст. 7,39 (ч. 1 и 2), 71 (п. «а», «в», «е») и 76 (ч.

1) Конституции РФ, предметом ведения Российской Федерации, т.е.

общефедеральной функцией. Обязанностью государства установить в рамках регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина равные возможности для поддержания незащищенных категорий населения на всей территории РФ не исключается, однако, право субъектов РФ и муниципальных образований в силу ст.

72 (п. «ж» ч. 1), 76 (ч. 2), 130 (ч. 1) и 132 Конституции РФ предусмотреть исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей дополнительные формы социальной защиты, включая повышенное пенсионное обеспечение для населения соответствующих территорий за счет собственных бюджетных ресурсов, если такие решения не возлагают дополнительные обязательства на Российскую Федерацию. В соответствии с этим в действующем федеральном законодательстве предусмотрены, в частности, полномочия органов местного самоуправления:

  1. – по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и к объектам социальной инфраструктуры (ст. 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
  2. – по установлению дополнительных мер по обеспечению чистыми продуктами питания, улучшению материально-бытовых условий, медицинского, торгового и транспортного обслуживания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц (ст. 26 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС»);
  3. – по осуществлению за счет собственных средств иных, помимо обязательного социального страхования, видов страховання работников (п. 3 ст. 1 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»);
  4. – по регулированию пенсионного обеспечения (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»);
  5. – по установлению дополнительных гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участию в создании муниципальных юридических бюро и оказанию гражданам всех видов бесплатной юридической помощи, включая правовой консультирование в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации») и др.

Органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны в силу п.

6 ч. 1 ст. 14 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ принимать меры к обеспечению малоимущих граждан, проживающих соответственно в поселении или городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. При этом под нуждаемостью в улучшении жилищных условий в данном случае понимается и нуждаемость в жилье как таковом, что может быть связано в том числе с его утратой по независящим от правообладателя причинам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ из конституционных предписаний о праве каждого на жилище, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления находящихся вне сферы их контроля обстоятельств и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Некоторые аспекты деятельности органов местного самоуправления по социальной защите населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Лычкань Л.П.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПО СОЦЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ 12.13. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ Лычкань Л.П., преподаватель Национального института бизнеса Аннотация. В статья говорится, что существующая система муниципальных органов социальной защиты населения сформирована на принципе «развития» фондов бюджета и не нацелена, в должной мере, к достижению социально-экономической эффективности социальных расходов.

Ключевые слова: власть, местное самоуправление, социальная защита населения, закона, экономики SOME ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF THE LOCAL SELFGOVERNMENT BODIES ON SOCIAL PROTECTION OF POPULATION Lyckan L.P., lecture of the National institute of business Annotation: The article says that the current system of municipal bodies of social protection of the population is formed on the principle of «development» of bbUdet funds and is not aimed, in due measure, to the achievement of social and economic efficiency of social spendine. Keywords: authority, Local self-government, social protection of population, law, economics Действующая сегодня система муниципальных органов социальной защиты населения сформирована на принципе «освоения» бюджетных средств и, к сожалению, не направлена в должной мере на достижение социальной и экономической эффективности социальных расходов.

В большинстве муниципалитетов фактически вся деятельность органов социальной защиты населения характеризуется техническим выполнением функций по реализации государственных социальных программ. Особенно это характерно для исполнителей, которые имеют лишь общее представление о стратегических целях и задачах социальной защиты населения. Более того, нередко рядовые специалисты органов социальной защиты населения на муниципальном уровне имеют весьма слабое представление о том, каковы приоритеты и цели социальной политики.

Складывается ситуация, когда такие специалисты реализуют исключительно технические, весьма узкие и строго регламентированные трудовые операции.

Это одна из причин того, что в ряде случаев труд исполнителей, как показывает практика, не направлен на достижение социальных целей. Деятельность органов местного самоуправления по социальной защите населения должна обеспечиваться посредством финансирования мер социальной защиты; пересмотра организационно-правового статуса учреждений социальной защиты; внедрения современных управленческих технологий; системы стандартизации социальных услуг; совершенствования кадрового и информационно-аналитического обеспечения. Формирование муниципальных органов власти нередко сопровождается рядом объективных проблем.

Сохранение бюрократического подхода к организации управления, что порождает громоздкий аппарат чиновников. Вертикальное подчинение снижает самостоятельность каждого исполнительного звена и размывает ответственность, что понижает качество работы и взаимодействие звеньев органа управления. Проблемы обеспеченности квалифицированными кадрами муниципальных органов власти (множество служащих не имеют специального высшего образования по занимаемым должностям, некоторые — достаточного опыта, чтобы работать на данной должности; отсутствие механизмов привлечения и закрепления перспективных кадров).

Проблемы обеспеченности квалифицированными кадрами муниципальных органов власти (множество служащих не имеют специального высшего образования по занимаемым должностям, некоторые — достаточного опыта, чтобы работать на данной должности; отсутствие механизмов привлечения и закрепления перспективных кадров). Наметилась тенденция повышения «качества» организационных структур муниципальных органов власти, в частности: уменьшается число уровней управления, принцип иерархии дополняется другими принципами — коллегиальности, делегирования полномочий и др.; подразделения органов получают большую автономию, открывается широкое поле для инициативы сотрудников; новые информационные технологии позволяют формировать высокоэффективные сети взаимодействия между подразделениями органа или между различными государственными органами; организационные структуры становятся более гибкими, они предполагают создание и функционирование временных рабочих групп, функциональных и отраслевых подразделений, расширение горизонтальных связей между подразделениями.

На практике целесообразно формировать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам органов муниципальной власти, обеспечивает их эффективное взаимодействие с внешней средой и столь же эффективное достижение намеченных целей. Важно подчеркнуть, что основными направлениями изменения организационно-функциональных структуры органов социальной защиты населения на муниципальном уровне могут являться: создание новых внутренних структурных подразделений; изменение (дополнение) функций существующих внутренних структурных подразделений; создание временных и постоянных рабочих групп органа социальной защиты населения для реализации конкретных социальных программ, о чем свидетельствует представленная таблица, характеризующая систему управления социальными расходами на уровне муниципалитета.

В рамках реализации методов управления социальными расходами происходит концентрация бюджетных ресурсов на общественно значимых программах и на достижении количественно измеримых целей; прозрачности социальных программ и расходов; зависимости распределения бюджетных ресурсов от достижения конкретных результатов; соответствии социальных программ среднесрочным планам социальноэкономического развития муниципального образования и прогнозируемым на долгосрочную перспективу объемам бюджетных ресурсов; обеспечении качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента. Обеспечивается комплексный подход к управленческим процессам на Бизнес в законе 6’2011 определенной территории, гибкость управления, адаптация к новым задачам и условиям. Все это позволяет осуществлять комплексное управление системой социальной защиты населения на муниципальном уровне как целостным объектом, ориентированным на достижение единой цели.

Характеристики системы управления социальными расходами на муниципальном уровне № П/П Основные характеристики системы управления социальными расходами Влияние на органитапионео-функцисяальдую структуру’ iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 1. Применение среднесрочного планирования с сои альных раосолов (5-5 л?г) Требучт — определения или создания подразделения осуществлпсщего функции сводного шинирования социальной сфера и необходимых объел об финанеовл ресурсов; — создания рабочей группы из специалистов отраслевых и функциональных подразделений; изменения системы взаимосвязей н подчиненности; — пересмотра действукхцнх прей едур планирования и.

как следствие. привлечение необходимых специалистов; — попытлятня уяатгофикяггоптттл; требований К работника!. 2. Четкое форм ушрокание целей и конечных результатов использовани я бюджетных средггв Требует — определения подразделения.

осуществляющего функции установления конкретных, количественно и качественно измеримых целей социальной политики в регионе, агакже конечных результатов мероприятий социальной зашиты населения; — со-саниярвссчен группы из специалистов отраслевых и функциональных подразделений; — увеличения внутренней ответственности работников ЧММП] 1иЯН ^ 11 ЦТС ГТЛН НЬР ||л.1ТМ1ЦЦ — пгжкппятня увшнфик^пвпнньгу требований к работникам 3.

Увязка целей и задач остального развития с пріоритетами социальной п столики Существенным образем не влияет на организационную струкгуруоргана социальной зашиты населения 4. Четкие критерии и прхпедуры отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной социальной политики Требует создания врем енной рвбочей группы, в шмпетеншю которой должны входить вопросы согласования социальных и финансовых аспектов планируемых мерхприягийсопиальЕсй зашиты населения 3.

Достаточно простая и логически определенная процедура рас а.! огреют принятия в утверждения асхкета на всех уровнях Требует создания временной рвбочей труппы, в компетеншю к сторон ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ Б опросы согласования и обоснования социального бюджета Таким образом обеспечивается эффективное управление целевыми социальными программами и основное усилие направляется на решение основных целей социальной защиты населения: — адаптивность к новым социальным программам; — повышение ответственности исполнителей; — усиление функций руководителей. Анализ системы управления на местном уровне на примере действующих органов социальной защиты граждан позволяет определять направления изменения организационно-функциональной структуры органов социальной защиты населения.

Органы социальной защиты населения получают право самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и осуществлять государственные закупки, тем самым, приобретают финансовую самостоятельность. В свою очередь это право влечет полную ответственность органов управления социальной защитой населения в части эффективности расходования бюджетных средств.

Также в органах социальной защиты населения на уровне муниципалитета потребуется формирование специальных структурных подразделений, обеспечивающих планирование, организацию, финансирование, мониторинг и оценку реализации целевых социальных программ. Такими структурными подразделениями могут быть: — отдел планирования системы социальной защиты населения; — отдел целевых программ; — отдел финансирования и экономического анализа; — отдел мониторинга и оценки системы социальной защиты. Программно-целевое управление предполагает разработку системы целей на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, на достижение которых будет ориентирована деятельность органов управления социальной защитой граждан конкретного муниципального образования.

Например, Отдел планирования системы социальной защиты населения может быть наделен рядом функций, среди которых: определение приоритетов развития социальной защиты населения; определение конкретных целей и измеримых результатов социальной защиты населения; разработка плана достижения заявленных целей; разработка целевых программ по социальной защите населения; участие в разработке и согласовании федеральных и муниципальных социальных целевых программ; планирование эффективности реализации мероприятий социальной защиты населения; планирование результативности реализации мероприятий социальной защиты населения; согласование системы развития социальной защиты населения и др. Так как деятельность муниципального органа управления социальной защитой населения направлена на достижение конкретных целей социального развития в виде реализации целевых федеральных, региональных и муниципальных программ, можно сформировать Отдел целевых программ, основные функции которого заключаются в следующем: определение порядка формирования рабочих групп по реализации конкретных целевых программ; определение порядка взаимодействия между целевыми комитетами и рабочими группами по реализации целевых программ; определение информационных взаимосвязей между отделами, целевыми комитетами и рабочими группами по реализации целевых программ; взаимодействие и координация реализации целевых программ с Отделом планирования системы социальной защиты и Отделом финансирования и экономического анализа.

Особо следует отметить, что в структуре муниципального органа управления социальной защитой граждан особая роль должна быть возложена на Отдел мониторинга и оценки системы социальной защиты, задача которого состоит в сборе, обработке всей информации о ходе реализации целевых программ, оценки их результативности и эффективности, выработке рекомендаций по совершенствованию управления системой социальной защиты населения. Основными функциями Отдела мониторинга и оценки системы социальной защиты могут быть: мониторинг хода реализации мероприятий социальной защиты населения; контроль выполнения текущих задач; корректировка направлений расходования бюджетных средств; подготовка отчета о текущем выполнении мероприятий социальной защиты населения; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . анализ эффективности реализации системы социальной защиты населения; анализ результативности реализации системы социальной защиты населения; Лычкань Л.П. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ПО СОЦЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ анализ запланированных целей и результатов; подготовка отчета об итогах реализации системы социальной защиты населения; разработка рекомендаций по совершенствованию управления социальными расходами.

Внедрение таких структур органов социальной защиты населения потребует формирования кадрового потенциала органов социальной защиты населения на местном уровне, способного адаптироваться к изменениям системы управления социальными процессами (путем повышения квалификации, переподготовки действующих кадров или набора выпускников вузов -специалистов в данной области), самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств, нести полную ответственность за эффективность социальной политики и эффективность расходования бюджетных средств.

Модернизация структурных подразделений в муниципальных образованиях, работающих в социальной сфере, будет способствовать повышению эффективности работы всего органа социальной защиты. Список литературы: 1. Шабанов Я.В. Роль целевых программ в осуществлении социальной политики Российского государства // Власть.

-2009. — №10. — с.23. 2. Григорьева И.А. Российская социальная политика в последние годы: между уже пройденным путем и все еще неопределенным будущим // Журнал исследований социальной политики.

2007. Т. 5. № 1. 3. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 4. Федотовская Т.А., Роик В.Д., Иваненко С.И. Социальная сфера Российской Федерации: региональные аспекты. // Аналитический вестник №21 (338) «Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения.
// Аналитический вестник №21 (338) «Социальное развитие регионов России: проблемы и пути их решения.

— М., 2007. References: 1. Shabanov Y.V. The role of targeted programs in the implementation of social policy of the Russian state // Power. -2009. — № 10. — p.23. 2. Grigoriev I.A.

Russian social policy in recent years: between already passed by and still uncertain future // Journal of Social Policy Studies.

2007. T. 5. № 1. 3. Zubarevich N.V.

Social development of regions of Russia: problems and trends in the transition period. — Moscow: Publishing House of the LCI, 2007. 4. Fedotovskaya T.A., Roik V.D., Ivanenko S. Social sphere of the Russian Federation: regional aspects. // Analytical Bulletin № 21 (338) «Social Development of Regions of Russia: problems and solutions.
// Analytical Bulletin № 21 (338) «Social Development of Regions of Russia: problems and solutions.

— M., 2007. РЕЦЕНЗИЯ на статью Лычканя Леонида Петровича

«Некоторые аспекты деятельности органов местного самоуправления по социальной защите населения»

, представленную для публикации в журнале «Бизнес в законе».

Актуальность темы статьи, обусловлена тем, что все больше возрастает роль муниципальных образований в совершенствовании современной социальной политики в стране в частности, в городских и сельских поселениях, в муниципальных районах, складываются новые формы деятельности органов местного самоуправления по социальной защите населения, накапливается опыт реализации государственной социальной политики.

Л.П. Лычкань провел большую исследовательскую работу по избранной теме.

Особенно ценно обобщение опыта деятельности ряда муниципальных органов управления, что позволило обосновать теоретические и практические предложения.

В статье обоснована авторская позиция относительно распределения функции социальной политики между государственными и муниципальными образованиями. Правильно отмечается, что местные органы власти близки к нуждам граждан, в кратчайшие сроки в состоянии познавать нужды населения, отдельных граждан.

Сегодня зачастую складывается такая ситуация, когда местная власть хорошо знает положение населения, но не может реально помочь нуждающимся из-за отсутствия необходимых средств.

Статья Лычканя Л.П. написана на должном научном уровне.

Она отличается научной новизной и конкретными предложениями по совершенствованию управления социальными процессами на муниципальном уровне. Московского гуманитарного университета, доцент Н.Н.

Косаренко

Правовое регулирование защиты социальных прав населения муниципальных образований Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ (12.00.00) ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2016.2.2 Виноградова Елена Валерьевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов, член экспертного совета Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, e-mail: Хвостунова Наталья Викторовна, соискатель кафедры конституционного и муниципального права ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я.

Кикотя», e-mail: Аннотация. В статье представлен анализ состояния правового регулирования во- просов обеспечения основных социальных прав населения, проживающего в муниципальных образованиях в Российской Федерации, рассмотрен механизм реализации государственной социальной политики органами публичной власти всех уровней, раскрыты особенности осуществления муниципальной социальной политики, на основе изученного материала делаются обобщающие выводы, имеющие теоретическое и практическое значение. Ключевые слова: социальная защищенность, Конституция РФ, федеральный закон, местное самоуправление, социальные права, социальная поддержка, государственные гарантии, муниципальные программы, межбюджетные отношения. Вопросы развития основных отраслей социальной сферы Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В этот перечень входят общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. Конституция РФ непосредственно не закрепляет полномочия органов власти разного уровня в конкретной сфере. Их установление в конституционно заданных пределах, как отмечает Конституционный Суд РФ, относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией РФ вправе определять содержание и объем компетенции как органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, так и органов местного самоуправления.

На федеральном уровне определяется политика государства в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, поддержки и воспитания молодежи, в сфере социальной защиты граждан, сфере трудовых отношений.

В федеральных законах, регулирующих конкретную сферу социальных отношений, перечисляются полномочия органов власти всех уровней — федеральных, региональных, муниципальных органов власти — по решению вопросов в соответствующей сфере.

Государство на законодательной основе устанавливает государственные социальные гарантии, определяет категории граждан, которые должны быть обеспечены за счет государственных средств, вырабатывает специальные социальные стандарты и нормативы.

Органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления должны осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, соблюдать федеральные стандарты и нормативы, а при наличии средств и не в ущерб собственным полномочиям (функциям) вправе устанавливать дополнительные социальные гарантии, обеспечивающие повышенный уровень социальной защищенности граждан. Из положений Конституции следует, что органы местного самоуправления, как и органы государственной власти, создают условия для реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на участие в культурной жизни, иных прав.

Основной задачей, стоящей перед органами местного самоуправления, является создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения, проведение (организация) мер по социальной защите населения непосредственно в том месте, где проходит жизнь человека, — конкретная территория (город, поселок, село, иная территория).

Перечень вопросов местного значения установлен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

. В нем определены необходимые полномочия органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения.

Этот закон имеет приоритет перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование в области местного самоуправления лишь в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

К ведению муниципальных образований отнесены конкретные вопросы в области здравоохранения (создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (городского округа) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), в области образования (организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, организация отдыха детей в каникулярное время), в области культуры, организации досуга и отдыха населения (создание условий для организации (обеспечения услугами по организации) досуга, обеспечения населения услугами организаций культуры; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек; формирование архивных фондов, формирование и содержание муниципального архива; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов; создание условий для массового отдыха населения, организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения; создание условий для реализации мер по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, по сохранению и развитию языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, по социальной и культурной адаптации мигрантов, по профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов, мер в области физической культуры, спорта и молодежной политики, таких как обеспечение условий для развития физической культуры, школьного и массового спорта на территории муниципального образования, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью и проч. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 для каждого муниципального образования — городского и сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородского района городского округа с внутригородским делением — определен свой круг вопросов. Между тем нормативная правовая база местного самоуправления, не исчерпывается Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 и включает в себя федеральные законы, имеющие отраслевой характер, а также прямо или косвенно затрагивающие местное самоуправление.

Отраслевые федеральные законы непосредственно не регулируют вопросы местного значения, но в них раскрывается содержание этих вопросов, уточняются полномочия органов местного самоуправления в соответствующей сфере.

Федеральное отраслевое законодательство состоит не только из базовых федеральных законов, регулирующих конкретную сферу социальных отношений (например, федеральные законы об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации и об образовании в Российской Федерации), но и иных федеральных законов, касающихся отдельных вопросов функционирования соответствующей отрасли (федеральные законы о донорстве крови и ее компонентов, об архивном деле), а также дополняется подзаконными нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, (например, постановление Правительства РФ об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов и др.) иных федеральных органов исполнительной власти. Федеральный законодатель, реформируя систему государственной и муниципальной власти, осуществляя преобразования в социальной сфере, должен находить эффективные средства выполнения органами власти своих функций и задач. Им урегулированы вопросы межбюджетных отношений, установлены эффективные правила, позволяющие обеспечить бюджетное выравнивание, стимулировать инициативу органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы организации и функционирования бюджетной системы, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в стране. Бюджетные права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляются в соответствии с установленными им едиными принципами и требованиями.

На федеральном уровне создаются правовые механизмы реализации государственной социальной политики органами власти всех уровней. Эффективным средством реализации государственной социальной политики являются государственные программы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В реализации данных государственных программ принимают участие не только органы государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.
В реализации данных государственных программ принимают участие не только органы государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.

Государство устанавливает приоритеты в реализации социальной политики. Принимаются программы в сфере здравоохранения, образования, поддержки культуры, развития физической культуры и спорта, социальной поддержки населения (определенных групп населения). В рамках государственных программ Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) предусматривается строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

Общий порядок реализации программных мероприятий, порядок их финансирования устанавливаются в конкретных государственных программах. Органы местного самоуправления принимают не только организационное, но и финансовое участие в реализации государственных программ.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования разрабатывают и реализуют собственные программы развития, ориентированные на федеральные показатели. На уровне муниципальных образований принимаются муниципальные программы, предусматривающие в том числе выделение бюджетных ассигнований из местного бюджета на реализацию мероприятий, софинансирование которых в рамках региональных программ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а также средств федерального бюджета.

Принимаются муниципальные программы в сфере развития здравоохранения, образования, физической культуры, спорта и молодежной политики, в сфере культуры, развития библиотечного дела, социальной поддержки населения, организации отдыха детей, содействия занятости, содействия развитию сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования, устойчивого развития сельских территорий, поддержки институтов гражданского общества и социально ориентированных некоммерческих организаций, в сфере охраны общественного порядка, в области экологии. Выполнение соответствующих мероприятий может быть предусмотрено в програм- мах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также адресных муниципальных программах.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В пределах полномочий, без возложения на себя «чужих» (государственных) обязательств органы местного самоуправления могут принимать дополнительные меры социальной поддержки населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Специального рассмотрения, на наш взгляд, требуют вопросы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления полномочий в сфере социальной поддержки отдельных (нуждающихся) категорий граждан.

В Федеральном законе № 131-Ф3 указано, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих данное право (абз. 2 ч. 5 ст. 20). Согласно названному закону органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, на оказание поддержки общественным объединениям инвалидов. В Российской Федерации принято большое количество федеральных законов, регулирующих отношения в области социальной поддержки (социальной защиты) определенных категорий граждан (например, федеральные законы о государственной социальной помощи, об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, о ветеранах, об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об опеке и попечительстве, Закон РФ о занятости населения в Российской Федерации и др.).

Меры социальной поддержки, предоставляемые гражданам в соответствии с указанными законами, относятся к социальным обязательствам государства — органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.

В указанных федеральных законах определены категории лиц, имеющих право на получение гарантированных мер государственной социальной поддержки (помощи), установлены меры социальной поддержки и помощи. В некоторых законах содержится указание на то, что отдельные государственные полномочия по оказанию мер социальной поддержки (социальной помощи) соответствующих категорий граждан могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления с предоставлением последним необходимых материальных и финансовых средств. Кроме того, в некоторых законах имеется указание на возможность участия органов местного самоуправления в реализации государственной политики в сфере социальной защиты и социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Обеспечение соблюдения основных конституционных прав граждан — это обязанность и государственных органов власти, и органов местного самоуправления. В своей деятельности органы местного самоуправления должны придерживаться главного ориентира — защита интересов и удовлетворение основных потребностей населения. Во многих сферах задачи государственной и муниципальной политики являются очень схожими, в некотором смысле общими.

Многие вопросы, связанные с реализацией публичных функций государства, особенно в социальной сфере, имеют как местное, так и общегосударственное значение. Образование, здравоохранение, культура, социальная защита и занятость — единые сферы государственного и муниципального управления. Задача федерального законодателя — создать условия для реализации конституционных прав граждан.

Выстраивание гармоничной, эффективной, соответствующей современным требованиям системы функционирования и взаимодействия различных уровней власти в Российской Федерации — одна из первостепенных задач федерального законодателя. Решение социально значимых задач требует сплоченности всех ветвей и уровней власти, а также общественных институтов, коммерческих организаций, работодателей и самих граждан.

Со временем, как показывает практика, некоторые полномочия могут перераспределяться между органами власти различных уровней, может меняться их содержание (вноситься новая формулировка), но главная цель всех проводимых реформ — создание крепкой правовой базы и оптимальной системы власти и управления в стране. Это должно, на наш взгляд, помочь органам местного самоуправления организовать муниципальную социальную политику так, чтобы законодательное определение местного самоуправления как ближайшего к населению уровня управления приобрело свое практическое значение.

Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации 1993 г. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016 № 23-ФЗ). 3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред.

от 29.12.2015 № 394-ФЗ). 4. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред.

от 28.11.2015 № 358-ФЗ, с изм. от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015 № 371-ФЗ)).

5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

(ред. от 29.12.2015 № 399-ФЗ). 6. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ

«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

(ред. от 28.11.2015 № 358-Ф3). 7. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

(ред.

от 28.11.2015 № 358-Ф3). 8. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

(ред. от 23.11.2015 № З13-Ф3). 9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28.11.2015 № 358-Ф3, с изм.

от 29.12.2015 № 388-ФЗ). 10. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(ред. от 15.02.2016 № 17-ФЗ). 11. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015 № 357-ФЗ). 12. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ

«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

(ред.

от 30.12.2015 № 433-ФЗ). 13. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ). 14. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

(ред.

от 29.12.2015 № 408-ФЗ). 15. Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (ред. от 04.06.2014 № 150-ФЗ, с изм. от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. от 14.12.2015 № 371-ФЗ)).

16. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ

«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

(ред.

от 21.07.2014 № 256-ФЗ). 17. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 661

«Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»

(ред.

от 12.09.2014 № 928). 18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования — городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+