Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Территориальные органы управления отраслевые ведомства и предприятия культуры и спорта

Территориальные органы управления отраслевые ведомства и предприятия культуры и спорта

Территориальные органы управления  отраслевые ведомства и предприятия культуры и спорта

Структура управления физической культурой и спортом в РФ 65

8Многообразие форм верховной власти проявляется в наличии двух ветвей организационной структуры управления — законодательнойи исполнительной и в разветвленности исполнительной власти. К структуре законодательной власти в области физической культуры и спорта относится Комитет по физической культуре и спорту Государственной Думы Российской Федерации. Важнейшее направление деятельности Комитета — совершенствование законодательства по развитию физической культуры и спорта в стране. Основным содержанием этой деятельности является: — конституционное, административное, гражданское законодательство в части, касающейся физической культуры и спорта; — разработка законодательных актов по вопросам использования государственного бюджета, формирования федеральных целевых программ развития массовой физической культуры и спорта, оздоровления населения Российской Федерации средствами физической культуры и спорта; — регулирование деятельности физкультурно-спортивных объединений спортивно-оздоровительной направленности, олимпийского и паралимпийского движения и т.п.

Эффективность профильного законодательства обусловливается прежде всего отражением в нем: — целей и задач физического воспитания и спорта; — организационной структуры спортивного движения в стране и разграничения полномочий между государственными и общественными организациями, отвечающими за спорт; — ответственности государства за развитие физического воспитания и спорта, принципов государственной политики в области спорта, мер государственной помощи в его развитии. Исполнительная ветвь управления (см.

рис. 1) выражена в разнообразии организационно-правовых форм: государственной, общественной и общественно-государственной.

Причем государственная форма имеет как органы непосредственного управления (министерство спорта и система органов управления спортом на местах), так и опосредованного (ряд отраслевых министерств).

Рис. 1. Современная структура управления российским физкультурно-спортивным движением Государственным органом, ведающим на федеральном уровне вопросами управления развитием физической культуры и спорта, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.

Кроме того, на государственном уровне также активно занимаются вопросами спорта и физического воспитания граждан отраслевые министерства и ведомства.

Это прежде всего министерства образования, обороны, внутренних дел и министерство по чрезвычайным ситуациям.

Данные федеральные органы управления имеют в своей структуре подразделения, ведущие разработку государственно-отраслевых программ по физическому воспитанию и спорту и организующие обязательные формы физической подготовки с работающими в отрасли.

Следует учитывать, что на основании Федерального договора (по Конституции Российской Федерации) верховной властью на своих территориях наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и органы управления физической культурой и спортом республик в составе России, краев, областей, автономных образований.

В соответствии с федеральным законодательством о разграничении полномочий сегодня они сами — ни что иное, как верховные органы государственного управления физической культурой и спортом на своей территории.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а также отраслевые министерства непосредственно входят в структуру правительства России и подчиняются президенту Российской Федерации.

Правительство и президент на своем уровне принимают определенные управленческие решения по вопросам развития физической культуры и спорта.

Среди общественных организаций ведущая роль принадлежит Олимпийскому комитету России (ОКР). Его нынешний статус и роль определяются положениями Олимпийской хартии о неправительственном характере национальных олимпийских комитетов.

Олимпийский комитет России представляет интересы нашей страны в международном олимпийском движении. Наряду с этим он реализует функции федерального общественного органа по координации управления спортом высших достижений, а также координации работы общественных спортивных организаций. Реализация Олимпийским комитетом России своих полномочий в части, касающейся развития спорта высших достижений и массового спорта, осуществляется во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями и физкультурно-спортивными обществами.

Учитывая большое значение развивающегося во всем мире спортивного движения инвалидов, в нашей стране были созданы как самостоятельные организации в 1996 г. — Паралимпийский комитет России, а затем в 2001 г.

— Сурдлимпийский комитет России и Специальная олимпиада России (Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью, которые активно занимаются распространением идей олимпийского движения и спорта среди инвалидов).

Многообразие форм управления выражается также в наличии нескольких десятков всероссийских федераций (ассоциаций (объединение), союзов) по отдельным видам спорта, а также общеспортивных организаций и ассоциаций, которые действуют на основе законодательства Российской Федерации об общественных объединениях.

Спортивные федерации являются членами международных федераций и обеспечивают организацию подготовки спортсменов в конкретном виде спорта.

Верховное управление спортом в своих отраслях и добровольно присоединившихся к ним организациях осуществляют также общероссийские физкультурно-спортивные общества (ФСО), являющееся общественными организациями и строящие свою деятельность по производственному принципу.

Физкультурно-спортивные общества, такие, например, как Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России», Общероссийская общественно-государственная организация “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России” ДОСААФ, общественно-государственное объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», имеют смешанную организационно-правовую форму и являются общественно-государственными объединениями. ДОСААФ, ВФСО «Динамо», ЦСКА и другие общества осуществляют руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.

Для обеспечения эффективной и плодотворной подготовки высококвалифицированных спортсменов в стране создаютсяФедеральные и региональные центры спортивной подготовки.

В их структуру входят спортивные сооружения, а также другие элементы инфраструктуры (гостиницы, предприятия питания, медико-восстановительные центры и др.) для обеспечения оптимальной подготовки членов и кандидатов в члены сборных команд по различным видам спорта.

Федеральные центры спортивной подготовки создаются на основании решений правительства Российской Федерации по предложению министерства спорта с учетом мнения общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта, а Региональные центры спортивной подготовки — на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральные центры спортивной подготовки создаются на основании решений правительства Российской Федерации по предложению министерства спорта с учетом мнения общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта, а Региональные центры спортивной подготовки — на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сложность и специфичность физической культуры и спорта как социально-экономической системы требует комплексной организации управления ею.

Осуществляемая в настоящее время структура управления, с одной стороны, позволила более четко распределять и координировать управленческие усилия, а с другой стороны, обусловила повышение административной и функциональной обособленности, формирование узковедомственных интересов. С целью объединения и координации деятельности в этой сфере на этапе формирования новой структуры Президент России в июне 1992 г. подписал указ о создании при Правительстве Российской Федерации Координационного совета по физической культуре и спорту, на который возлагались обязанности разработки и проведения в жизнь государственной политики в области физического воспитания и спорта, координации деятельности государственных, общественных и спортивных организаций.

Впоследствии эта организация была переименована в Координационный комитет по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации, а в настоящее время правопреемником ее стал Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, чемпионата мира по футболу 2018 года.

Совету приданы функции совещательного органа по вопросам согласования государственных программ, проектов, законодательных и правительственных актов, предложений в области физической культуры и спорта.

В настоящее время его деятельность сосредоточена на выработке предложений по определению приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по ее реализации; рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших достижений и подготовку предложений по созданию благоприятных условий для его развития; рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх, а также подготовки и проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в г.
В настоящее время его деятельность сосредоточена на выработке предложений по определению приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по ее реализации; рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших достижений и подготовку предложений по созданию благоприятных условий для его развития; рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх, а также подготовки и проведения Олимпийских зимних игр 2014 года в г.

Сочи и многие другие. Из-за динамичности процесса общих преобразований в стране следует ожидать и новых изменений в структуре управления физической культурой и спортом. В частности, учитывая мировые тенденции в современном зрелищном спорте, можно предвидеть создание ассоциации профессионального спорта. Отдельные элементы этой структуры уже сформированы в федерациях по игровым видам, а также по отдельным единоборствам, велоспорту и т.д.

2, Физическая работоспособность и ее медицинская диагностика (гарвардский степ-тест и тест РWС170).

66 Физическая работоспособность спортсмена является выражением жизнедеятельности человека, имеющим в своей основе движение, универсальность которого была блестяще охарактеризована еще И. М. Сеченовым. Она проявляется в различных формах мышечной деятельности и зависит от способности и готовности человека к физической работе.

В настоящее время физическая работоспособность наиболее широко исследуется в спортивной практике, представляя несомненный интерес для специалистов как медико-биологического, так и спортивно-педагогического направлений.

Физическая работоспособность — одна из важнейших составляющих спортивного успеха. Это качество является также определяющим во многих видах производственной деятельности, необходимым в повседневной жизни, тренируемым и косвенно отражающим состояние физического развития и здоровья человека, его пригодность к занятиям физической культурой и спортом.

Работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состояния функций организма, другими словами, с помощью прямых и косвенных ее показателей Работоспособность представляет собой реакцию организма на определенную нагрузку и указывает на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.

Работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состояния функций организма, другими словами, с помощью прямых и косвенных ее показателей Работоспособность представляет собой реакцию организма на определенную нагрузку и указывает на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т. е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.

д. Кроме этого установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем ее прямые критерии.

Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации к конкретной профессиональной деятельности, оценке развития утомления и анализа других функциональных состояний организма. При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо также учитывать его субъективное состояние, являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость человек, снижает темп работы или вовсе прекращает ее.

Этим самым предотвращается функциональное истощение различных органов и систем Определение уровня физической работоспособности у человека осуществляется путем применения тестов с максимальными и суб­максимальными мощностями физических нагрузок. В тестах с максимальными мощностями физических нагрузок ис­пытуемый выполняет работу с прогрессивным увеличением ее мощ­ности до истощения (до отказа).

К числу таких проб относят тест Vita Maxima, тест Новакки и др. Применение этих тестов имеет и опреде­ленные недостатки: во-первых, пробы небезопасны для испытуемых и потому должны выполняться при обязательном присутствии врача, и, во-вторых, момент произвольного отказа — критерий очень субъек­тивный и зависит от мотивации испытания и других факторов. Тесты с субмаксимальной мощностью нагрузок осуществляются с регистрацией физиологических показателей во время работы или пос­ле ее окончания.

Тесты данной группы технически проще, но их показатели зависят не только от проделанной работы, ной от особенностей восстановительных процессов.

К их числу относятся хорошо извест­ные пробы С.

П. Летунова, Гарвардский степ-тест, и др.

В практике физиологии труда, спорта и спортивной медицины наиболее широкое распространение получило тестирование физи­ческой работоспособности по ЧСС.

Это объясняется в первую оче­редь тем, что ЧСС является легко регистрируемым физиологичес­ким параметром.

Не менее важно и то, что ЧСС линейно связана с мощностью внешней механической работы, с одной стороны, и ко­личеством потребляемого при нагрузке кислорода, — с другой.

Анализ литературы, посвященной проблеме определения физи­ческой работоспособности по ЧСС, позволяет говорить о следуюших подходах.

Первый, наиболее простой, заключается в измерении ЧСС при выполнении физической работы какой-то определенной мощ­ности .

Идея тестирования физической работоспособности в данном случае состоит в том, что выраженность учащения сердцебиения обратно пропорциональна физической под­готовленности человека, т.

е. чем чаще сердечный ритм при нагрузке такой мощности, тем ниже работоспособность человека, и наоборот. Второй подход состоит в определении той мощности мышечной ра­боты, которая необходима для повышения ЧСС до определенного уров­ня. Такой подход является наиболее перспективным. Вместе с тем он технически более сложен и требует серьезного физиологического обо­снования.

Вместе с тем он технически более сложен и требует серьезного физиологического обо­снования. Основными задачами функциональной диагностики в спортив­ной медицине являются изучение адаптации организма (по дан­ным исследования ряда наиболее информативных систем) к тем или иным воздействиям и изучение восстановительных процессов после прекращения воздействия.

Современные спортивно-медицинские функциональные пробы получили весьма широкое распространение в практике педагоги­ческого контроля.

Из них наиболее популярны гарвардский степ-тест (на западе) и тест РWC-170 ГАРВАРДСКИЙ СТЕП-ТЕСТ Тест разработан в Гарвардском университете в США (Бруа, Дилл) в 1942 г.

С помощью Гарвардского степ-теста количественно оценивают­ся восстановительные процессы после дозированной мышечной ра­боты. как в характере выполняемой испытуемым нагрузки, так и в форме учета результатов тестирования. При Гарвардском степ-тесте физическая нагрузка задается в виде восхождений на ступеньку.

Для взрослых мужчин высота сту­пеньки принимается равной 50 см, а для взрослых женщин — 43 см.

Испытуемому предлагается на протяжении 5 мин совершать вос­хождения на ступеньку с частотой 30 раз в 1 мин. Каждое восхож­дение и спуск слагается из 4 двигательных компонентов: 1 —подъ­ем одной ноги на ступеньку, 2 — испытуемый встает на ступеньку двумя ногами, принимая вертикальное положение, 3 — опускает на пол ногу, с которой начал восхождение, и 4 —опускает другую но­гу на пол. Для строгого дозирования частоты восхождений на сту­пеньку и спуска с нее используется метроном, частоту которого устанавливают равной 120 уд/мин.

В этом случае каждое движе­ние будет соответствовать одному удару метронома.

При исследовании юных спортсменов и юниоров время проведе­ния теста сокращают до 4 мин. Для юношей небольшого роста высота ступеньки принимается рав­ной 45 см, для девушек должна/быть не более 40 см. Определенным достоинством Гарвардского степ-теста является то, что время выполнения физической нагрузки при его проведении ориентировочно равно 5 мин.

Если испытуемый прекращает работу раньше указанного времени, его работоспособность, несмотря на это, можно рассчитать.

Таким образом, уменьшается влияние субъ­ективного отношения испытуемого к процедуре тестирования. При проведении этого теста не требуется чрезвычайной мотивации.

физическая готовность спортсмена оценивается путем подсчета частоты пульса. Сразу же после окончания восхождения на сту­пеньку испытуемый садится.

После окончания работы в течение 30 с вто­рой минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле: ИГСТ=

Более точно можно расчитать ИГСТ, если пульс 3 раза – в первые 30 секунд 2-й, 3-й и 4-й минут восстановления. В этом случае ИГСТ вычисляют по формуле : ИГСТ=

где t— время восхождения на ступеньку в секундах.

Если испы­туемый полностью выполнил программу теста, то t = 300 с. Если же испытуемый прекратил работу раньше, например на 4-й мин, то t = 240 с. f1, f2, f3—число сердечных сокращений за первые 30 с 2,3 и 4-й мин восстановительного периода.

Величина 100 необходима для выражения ИГСТ. При определении индекса Гарвардского степ-теста не учитывается ЧСС в 1-ю мин восстано­вительного периода.

Это имеет свои не только положительные, но и отрицательные стороны. Положительная сторона заключается в том, что в раннем восстановительном периоде ЧСС зависит от большого комплекса факторов, некоторые из которых не связаны с мышечной работой (например, переход из вертикального поло­жения во время восхождения на ступеньку в положение сидя).

От­рицательная сторона заключается в том что при этом не учитыва­ется в достаточной степени индивидуальная реактивность сердеч­но-сосудистой системы у спортсмена Величина индекса Гарвардского степ-теста характеризует ско­рость восстановительных процессов после достаточно напряженной физической нагрузки. Чем быстрее восстанавливается пульс после Гарвардского степ-теста, тем меньше величина f1+f2+f3 и, следова­тельно, тем выше индекс Гарвардского степ-теста.

Как следует из данных, наиболее высо­кие величины ИГСТ Наблюдают­ся у спортсменов, тренирующихся на выносливость. У некоторых бе­гунов — мастеров международно­го класса ИГСТ превышал 170.

У спортсменов скоростно-силовых видов спорта величины ИГСТ существенно ниже.

‘Эти данные го­ворят о том, что величина ИГСТ может быть использована для оценки общей физической рабо­тоспособности и ВЫНОСЛИВОСТИ спортсменов.

Гарвардский степ-тест доволь­но существенная нагрузочная про­цедура. По средним данным, ЧСС на 5-й мин восхождения на сту­пеньку достигает 175 уд/мин.

При этом полное восстановление ЧСС наступает не ранее чем через 20 мин восстановительного пери­ода.

Потребление кислорода во время проведения теста в среднем составляет 3,5 л, легочная вентиляция достигает 75 л/мин. Все это указывает на то, что использовать Гарвардский степ-тест можно для спортсменов, имеющих достаточную физическую подготовку. Применять этот тест для новичков нецелесообразно. — Оценка результатов гарвардского степ-теста Оценка Величина индекса гарвардского степ-теста У здоровых нетренирован- ных лиц У представителей ациклических видов спорта У представителей циклических видов спорта Плохая Меньше 56 Меньше 61 Меньше71 Ниже средней 56-65 61-70 71-80 Средняя 66-70 71-80 81-90 Выше средней 71-80 81-90 91-100 Хорошая 81-90 91-100 101-110 Отличная Свыше 90 Свыше 100 Свыше 110 ТЕСТ РWC-170 Тест PWC170 был разработан Sjostrand T, Wahlund H.
— Оценка результатов гарвардского степ-теста Оценка Величина индекса гарвардского степ-теста У здоровых нетренирован- ных лиц У представителей ациклических видов спорта У представителей циклических видов спорта Плохая Меньше 56 Меньше 61 Меньше71 Ниже средней 56-65 61-70 71-80 Средняя 66-70 71-80 81-90 Выше средней 71-80 81-90 91-100 Хорошая 81-90 91-100 101-110 Отличная Свыше 90 Свыше 100 Свыше 110 ТЕСТ РWC-170 Тест PWC170 был разработан Sjostrand T, Wahlund H.

в Каролинском университете г.Стокгольма в 1948г. Процедура тестирования, предложенная шведскими учеными являлась весьма обременительной, поскольку спортсмену приходилось выполнять на велоэргометре 5 или 6 увеличивающихся по мощности нагрузок продолжительностью 6 минут каждая до достижения ЧСС 170 ударов.

Поэтому более целесообразной является методика, разработанная Карпманом В.Л.

и сотр. в1969г. Основу пробы PWC170 составляет определение той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин, т.е. уровня оптимального функционирования кардиореспираторной системы.

Теоретическим базисом пробы PWC170 являются две физиологические закономерности: 1) учащение сердцебиения при мышечной работе прямо пропорционально ее интенсивности (мощности или скорости); 2) степень учащения сердцебиения при непредельной физической нагрузке обратно пропорциональна функциональным возможностям сердечно — сосудистой системы, являющимся косвенным критерием физической работоспособности.

Методика проведения: испытуемый выполняет на велоэргометре две нагрузки возрастающей мощности (продолжительность каждой 5 мин) с интервалом отдыха 3 мин. ЧСС регистрируется в конце каждой нагрузки (последние 30 сек работы на определенном уровне мощности) пальпаторно, аускультативно или электрокардиографически.

Последний метод является более предпочтительным. Определение физической работоспособности путем расчета величин PWC170 по данной методике дает надежные результаты при выполнении следующих условий: — проба должна проводиться без предварительной разминки; — длительность каждой из нагрузок должна быть равной 5 мин, чтобы сердечная деятельность достигла устойчивого состояния; — между нагрузками обязателен 3-мин перерыв; — в конце 1-й нагрузки ЧСС должна достигать 110-130 уд/мин, а в конце 2-й нагрузки – 150-165 уд/мин (разница не меньше 40 уд/мин). Ошибка при расчетах PWC170 может быть сведена до минимума при приближении мощности во время 2-й нагрузки к величине PWC170.

При выборе мощности первой нагрузки должны учитываться масса тела и предполагаемый уровень физической работоспособности (таблица 9).

Таблица 9 — Мощность первой нагрузки (W1, кгм/мин), рекомендуемая для определения PWC170 у спортсменов различной специализации и массы тела Группы видов спорта Масса тела, кг 55 — 59 60 — 64 65- 69 70- 74 75 — 79 80 — 84 85 и более Мощность первой нагрузки, кгм/мин Скоростно-силовые и сложнокоор-динационные Игровые и единоборства «На выносливость» Выбор мощности 2-й нагрузки зависит от мощности 1-й и от ЧСС, зарегистрированной на 5-й мин выполнения 1-й нагрузки (таблица 10).

Таблица 10 — Мощность второй нагрузки (W2, кгм/мин), рекомендуемая для определения PWC170 (Карпман В.Л.

с соавт.,1988) Мощность первой нагрузки (W1,кгм/мин) ЧСС при W1, уд/мин 90 -99 100 — 109 110 — 119 120 – 129 Мощность второй нагрузки (W2, кгм/мин) Расчет показателей PWC170 производится графическим или математическим (по формуле) методами: 1) математический метод: 170 – f1 PWC170 = W1 +(W2 – W1)————, где f2 – f1 W1 – мощность первой нагрузки, кгм/мин, W2 – мощность второй нагрузки, кгм/мин, f1 – частота сердечных сокращений на 5 минуте, выполнения 1-й нагрузки, f2 — частота сердечных сокращений на 5 минуте, выполнения 2-й нагрузки. Оценка полученных данных производится на основании относительных величин (PWCотн) показателя PWC170 , которые рассчитывают как частное от деления абсолютных значений (кгм/мин или Вт/мин) на кг массы тела (кгм/мин кг или Вт/мин кг).

— Оценка относительных значений показателя PWC170 Физическая работоспособность PWCотн (кгм/мин/ кг) Низкая 14 и меньше Ниже средней 15 – 16 Средняя 17 – 18 Выше средней 19 – 20 Высокая 21 – 22 Очень высокая 23 и больше Нормальный диапазон колебаний величин PWC170 у спортсменов различной квалификации и специализации (Карпман В.Л. и сотр.,1988г.) Группы видов спорта Спортивный разряд Кандидат в мастера спорта Мастер спорта III II I Виды спорта «на выносливость» 900 –1400 1000 – 1500 1150 – 1650 1300 – 1800 1450 – 1950 Игровые виды и единоборства 900 –1300 950 – 1350 1050 – 1450 1150 – 1550 1200 – 1600 Скоростно-силовые и сложнокоординационные 900 – 1200 900 – 1200 950 – 1250 950 – 1250 1000 — 1300 Зная величину PWC170, можно рассчитать величину максимального потребления кислорода (МПК), характеризующую аэробные возможности человека. МПК = 1,7 х PWC170 + 1240 (для нетренированных лиц) МПК = 2,2 х PWC170 + 1070 (для тренированных лиц)8 Просмотров 6526

Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

УДК 796:338.2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.

Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) Аннотация В статье рассмотрены организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом.

Приведены виды физкультурно-спортивной деятельности, дающие представление об объектах управления в рассматриваемой сфере. Приведена характеристика органов управления данной сферой, основных нормативных документов, регулирующие их деятельность.

Ключевые слова: физическая культура, виды физкультурно-спортивной деятельности, управление, характеристика органов управления физической культурой и спортом, система управления, государственные органы управления, общественные органы управления, организационноправовые особенности. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p201-207 ORGANIZATIONAL AND LEGAL FEATURES OF THE CONTROL SYSTEM FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS Sergey Sergeyevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg Annotation In article, organizational and legal features of the control system for the physical culture and sports have been considered.

The types of physical culture and sports activity giving an idea of objects of management in the considered sphere are given. The characteristic of the governing bodies of this sphere, the main normative documents, regulating their activity is provided. Keywords: physical culture, types of physical culture and sports activity, management, characteristic of governing bodies of physical culture and sports, control system, government bodies of management, public governing bodies, organizational and legal features.

Современное международное и отечественное физкультурно-спортивное движение превратились в яркое социальное явление.

Они оказывают серьезное воздействие на многие сферы жизнедеятельности государств: политику и экономику, науку и технику, образование и культуру. В связи с глобальным развитием и значением физической культуры и спорта возникают проблемы, связанные, в частности, с совершенствованием системы управления данным социальным явлением. Целый ряд вопросов управления сферой физической культуры и спорта находятся в поле зрения специалистов, исследующих различные стороны управленческой деятельности [1-5].

В данной статье представлена общая характеристика системы управления сферой физической культуры и спорта. Процесс управления в данной сфере должен учитывать ряд специфических организационно-правовых особенностей.

Эти особенности отличают рассматриваемую сферу от других сфер народно-хозяйственного комплекса страны. Во-первых, физическая культура как социально-экономическая система связана множественными нитями с другими отраслями народного хозяйства как производственной, так и непроизводственной сферы (органы управления, сферами образования, здравоохранения, культуры и т.д.).

Это влияние носит обоюдный характер.

Во-вторых, динамичность системы физической культуры проявляется в ее постоянном развитии и обновлении: — появляются новые виды спорта; — совершенствуются методики и технологии физической культуры и спорта; — разрабатываются новые модели спортивного инвентаря, тренажеров, спортивных сооружений и т. д.; — растут количественные и качественные показатели развития сферы физической культуры — изменяется количество занимающихся различными видами спорта, разрабатываются новые нормативы физической подготовленности, растет спортивное мастерство спортсменов и т.

д.); — стремительно развиваются профессиональные виды спорта; — быстро растет число коммерческих физкультурно-спортивных организаций (фитнес-клубы, фитнес-центры и т.д.), увеличивается количество и разнообразие предоставляемых ими физкультурно-оздоровительных услуг населению; — развивается нормативно-правовая база отрасли.

В-третьих, важной особенностью управления физической культурой в стране является как сложившаяся специфическая система в целом, так и управление отдельными объектами на всех уровнях, что охватывает основные стороны многогранной деятельности в сфере физической культуры. В-четвертых, новый импульс в развитии физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли, бесспорно, дают подготовка и проведение крупнейших международных спортивных соревнований, которые недавно прошли или еще пройдут в Российской Федерации: — XXVII Всемирная летняя Универсиада (Казань, 2013 год); — Чемпионат мира по легкой атлетике (Москва, 2013 год); — Зимние олимпийские игры (Сочи, 2014 год); — Чемпионат мира по футболу (города России, 2018 год); — XXIX Всемирная зимняя Универсиада (Красноярск, 2021 год). iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . В-пятых, рассмотрение системы физкультурно-спортивной деятельности представляет интерес для управления в области физической культуры, прежде всего, потому, что дает систематизированное представление о тех объектах управления, где осуществляется физкультурно-спортивная деятельность, а также для более ясного видения общей характеристики органов управления физической культурой в стране. Остановимся более подробно на последнем обстоятельстве, раскрывающем суть физкультурно-спортивной деятельности.

С точки зрения теории физической культуры [5] в рассматриваемой сфере выделяются следующие компоненты по критерию соответствия конкретным видам деятельности, связанным со специально организованными занятиями физическими упражнениями в их основных формах — физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация (см. рисунок). Физическое воспитание осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, профессионально-технических училищах, лицеях, средних и высших профессиональных учебных заведениях. Занятия спортом проходят в спортивных классах, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных клубах, сборных командах по видам спорта.

Рекомендуем прочесть:  Листок расчета по найму жилья

Физическая рекреация осуществляется в культурно-спортивных комплексах, физкультурно-оздоровительных центрах, клубах любителей спорта, спортивных клубах предприятий, учебных заведений.

Физкультурно-реабилитационная деятельность организуется в кабинетах лечебной физической культуры, в восстановительных центрах, врачебно-физкультурных диспансерах. Физкультурно-спортивная деятельность может быть представлена как собственно физкультурно-спортивная деятельность (личное участие человека в занятиях физически- ми упражнениями) и организационно-педагогическая деятельность в сфере физической культуры (в том числе по управлению физической культурой, ее подсистемами).

Для управления в сфере физической культуре и спорте важно отметить, что представленные подсистемы имеют: — собственную систему органов управления; — систему физкультурных организаций, где осуществляется разнообразная физкультурно-спортивная деятельность (см.

рисунок); — собственное содержание, теорию, методику конкретного вида физкультурноспортивной деятельности (теория физического воспитания; теория спорта; теория физической рекреации; теория физической реабилитации); — соответствующие профессиональные кадры, осуществляющие эти виды физкультурно-спортивной деятельности (учитель физической культуры, тренер по спорту, инструктор по лечебной физической культуре); — соответствующее ресурсное обеспечение (экономическое, материальнотехническое, информационное и др.). ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КОМПОНЕНТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ і 1 і і ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПОРТ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Физкультурно- образовательная деятельность Физкультурно-спортивная деятельность Физкультурно-рекреационная деятельность Физкультурно-реабилитационная деятельность Рис. Физическая культура как объект управления Все эти организации вступают в различные общественные отношения, являясь в них субъектом физической культуры и спорта.

Согласно Федерального закона [6] к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: «1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 1.1) спортивные федерации; 2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; 3) оборонные спортивно-технические организации; 4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта; 5) Олимпийский комитет России; 6) Паралимпийский комитет России; 7) Сурдлимпийский комитет России; 8) Специальная олимпиада России; 8.1) Российский студенческий спортивный союз; 9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации; 10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; 11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; 12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта». Такое многообразие субъектов физической культуры находит свое отражение в существовании различных органов управления рассматриваемыми видами деятельности.

Управление физической культурой определяется как целенаправленная, планомерно осуществляемая на основе объективных закономерностей ее социально-экономического развития деятельность, направленная на обеспечение эффективного функционирования сферы физической культуры и спорта в интересах физического совершенствования людей. Характеристика управления сферой физической культуры и спорта может быть дана с различных точек зрения. Во-первых, наличие в Российской Федерации законодательных и исполнительных органов власти.

Во-вторых, территориально-административное деление, принятое в Российской Федерации, предполагает различные уровни органов управления: федеральный; субъектов Федерации (региональный); местное самоуправление (муниципальный). В-третьих, объем и характер компетенций (полномочий), которым наделен орган управления: органы управления общей компетенции; органы управления специальной компетенции; органы управления ведомственной (отраслевой) компетенции; органы управления местной компетенции; органы управления физкультурно-спортивной организации. В таблице, исходя из приведенных выше подходов к характеристике органов управления физической культурой и спортом, они представлены в систематизированном виде.

Органы власти и органов управления общей компетенции призваны решать общие вопросы всех отраслей народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации к органам общей компетенции относятся: федеральные органы государственной власти и государственного управления — Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание: Совет Федераций и Государственная Дума; Правительство Российской Федерации. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по наиболее насущным вопросам развития физической культуры и спорта.

Например, Указ

«О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта»

, Указ Президента РФ от 30.07.2010 № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников». Правительство Российской Федерации прикладывает значительные усилия по совершенствованию практики государственного управления физической культурой и спортом в стране.

Большое значение для рассматриваемой сферы имеют утвержденная Правительством в 2009 году

«Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2021 года»

, а также утвержденная в 2014 году Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2021 годы». Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта Российской Федерации. Этот орган управления физической культурой и спортом является органом управления специальной компетен- ции.

В решении вопросов развития данной сферы Министерство наделено специальными полномочиями. Они изложены в законе

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

а также Положением о Министерстве.

Минспорт России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. Таблица \ Уровень управления Объем \ компетен\ ции \ Федеральный Субъектов Российской Федерации (региональный) Местного самоуправления (муниципальный) Физкультурно-спор-тивных объединений, организаций Законода- тельный уровень Исполни- тельный уровень Законода- тельный уровень Исполни- тельный уровень Законода- тельный уровень Исполни- тельный уровень Органы управления общей компетенции Федеральное собрание: — Совет Федераций; — Государств дума Правитель- ство РФ Законода- тельное собрание Правитель- ство Субъекта Федераций Депутаты МО Глава МО — Органы управления специальной компетенции Министерство спорта Российской Федерации Комитет (министерство, департамент) по ФК и С региона Городской, районный комитеты по ФК и С Органы управления ведомственных (отраслевых) компетенций Министерство образования и науки Российской Федерации Комитет по образованию, Комитет по высшей школе и науки региона Муниципальный отдел по образованию iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Органы управления физкультур- но- спортивными объединения, организаци- ями Исполком общероссийской спортивной федерации Исполком региональной спортивной федерации Исполком местной спортивной федерации Правление студенческого, школьного спортивного клуба Олимпийский комитет России Исполком Олимпийского комитета России Региональный олимпийский совет Здесь следует отметить, что с 1991 года по настоящее время наименование федерального органа управления отраслью, цели и задачи, его структура менялись 15 раз [3].

Органы государственного отраслевого управления осуществляет деятельность по развитию физической культуры и спорта, как в рамках своих отраслей, так и при решении межотраслевых вопросов.

К этим органам государственного управления относятся: • Министерство образования и науки РФ; • Министерство здравоохранения РФ; • Министерство обороны РФ; • Министерство внутренних дел РФ; • Министерство культуры РФ; • Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ; • Федеральная служба безопасности РФ; • Федеральная служба охраны РФ. Управленческая деятельность органов отраслевого управления по развитию физической культуры и спорта в подведомственных организациях и учреждениях осуществляется в следующих направлениях: • правовое обеспечение (разработка отраслевых правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта в данных отраслях); • программно-нормативное обеспечение (разработка программ по физическому воспитанию и физической подготовке для подведомственных организаций и учреждений, контроль за их выполнением); • организационное обеспечение (организация и проведение отраслевых физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, согласно отраслевых календарных планов названных мероприятий, например, чемпионаты Вооруженных сил, спартакиады учащейся молодежи и т. д.); • ресурсное обеспечение (кадровое — подготовка и переподготовка кадров по физическому воспитанию и физической подготовке; финансовое — обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; материально-техническое — строительство спортивных сооружений, оснащение спортивным оборудованием и инвентарем подведомственные организации и учреждения).

В нашей стране исторически сложилась система физической культуры, которая представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в стране.

Среди субъектов физической культуры и спорта заметное место отводится спортивным федерациям как одному из видов общественных организаций физкультурноспортивной направленности [7].

Спортивная федерация является общественной организацией, которая создается на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов — членов спортивных сборных команд [6]. Одно из значимых социальных явлений в современной жизни общества представляет собой олимпийское движение. Эта значимость находит свое отражение в федеральном законодательстве нашей страны [6] где зафиксировано, что олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения.

Деятельность Олимпийского комитета России (ОКР) основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.

ОКР возглавляет олимпийское движение России, представляет Российскую Федерацию на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных комплексных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК. В целях координации деятельности всех органов управления сферой физической культуры и спорта, эффективной реализации государственной политики в этой области в 2002 году был создан Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

Он является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, другими организациями при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовки, проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и участия в них российских спортсменов. Рассмотренная система управления физической культурой и спортом является сложным, обладающая специфическими особенностями, образованием, включающим разнообразные органы управления. Эффективность ее функционирования должно обеспечиваться путем четкого взаимодействия государственных органов управления, общественных объединений и физкультурно-спортивных организаций различного уровня.

Достижения такого положения требует глубоких научных исследований. Поэтому совершенно справедливо в [4] одним из направлений является совершенствование системы управления физической культурой и спортом на всех уровнях.

ЛИТЕРАТУРА 1. Аронов, Г.З. Организационно-педагогическое управление предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры / Г.З.

Аронов. — СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2008.

— 256 с. 2. Переверзин, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. — М. : Советский спорт, 2004.

— 416 с. 3. Починкин, А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта : учеб. пособие / А.В. Починкин. — М. : Советский спорт, 2010. — 264 с.

4. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2021 года [Электронный ресурс] // URL : http://www.sportspravka.com/main.mhtml?Part=356&PubID=4981.

— Дата обращения 20.05.2014. 5. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 «Физическая культура» и специальности 022300 — «Физическая культура и спорт» / под ред.

Ю. Ф. Курамшина. -Москва : Советский спорт, 2010. — 464 с. : ил. — ISBN 978-5-9718-0431-4. 6. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г.

N 329-Ф3

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

(с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12157560/.

— Дата обращения 20.05.2014. 7. Филиппов, С. С. Спортивная федерация: управление, информация : монография / С.С. Филиппов, В.В. Ермилова. — СПб.

: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 172 с. 8. Филиппов, С.С. Менеджмент в профессиональном боксе : монография / С.С. Филиппов, С.И. Микаэлян. — СПб.

: Изд-во «Олимп-СПб», 2011. — 176 с. — 176 с. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . 9. Филиппов, С.С. Менеджмент в сфере фитнес-услуг: организационно-правовой аспект / С.С.

Филиппов, Н.И. Антонова, С.И.

Смирнов. — М. : Советский спорт, 2014. — 258 с. REFERENCES 1. Aronov, G.Z.

(2008), Organizational and pedagogical management of business activity in the sphere of physical culture, publishing house “Olymp-SPb”, St. Petersburg. 2. Pereverzin, I.I.

(2004), Art of sports management, Soviet sports, Moscow.

3. Pochinkin, A.V. (2010), Management in physical culture and sport sphere: studies grant, Soviet sports, Moscow.

4. Strategy of development of physical culture and sport for the period until 2021 (2009), available at: http://www.sportspravka.com/main.mhtml?

Part=356&PubID=4981. 5. Ed. Kuramshin, Yu.F.

(2010), Theory and technique of physical culture, Soviet sports, Moscow. 6. The federal law of December 4, 2007 N 329-FZ

«About physical culture and sport in the Russian Federation»

(with changes and additions) (2007), available at: http://base.garant.ru/12157560/.

7. Filippov, S.S. and Yermilova V.V.

(2008), Sports federation: management, information: monograph, publishing house Polytechnical University, St.

Petersburg. 8. Filippov, S.S. and Mikaelyan, S.I. (2011), Management in professional boxing: monograph, publishing house «Olymp-SPb», St.

Petersburg. 9. Filippov, S.S., Antonova, N.

I. and Smirnov S.I. (2014), Management in the sphere of fitness services: organizational and legal aspect, Soviet sports, Moscow. Контактная информация: Статья поступила в редакцию 19.05.2014.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+