Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Закон об образовании образование это

Закон об образовании образование это

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества. В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г.

N 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий.

Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами. Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования. Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ.

Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

  • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  • безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
  • равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  • законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  • описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  • формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  • полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  • определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  • определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  • регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
  • правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  • дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  • гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  • определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития.

Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов. Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России. Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  • гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  • в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  • определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  • оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны.

В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Закон об образовании

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая, 17 июня, 26 июля, 1 октября, 2, 27 декабря 2020 г., 6 февраля, 1, 18 марта, 24 апреля, 25 мая, 8 июня, 31 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года См. настоящего Федерального закона и РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (подготовлен экспертами компании «Гарант») См.

комментарии к настоящему Федеральному закону См. субъектам РФ по подготовке к реализации настоящего Федерального закона, направленные Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17 Президент Российской Федерации В.

Путин Москва, Кремль29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ Новый — комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов.

В их числе — от 1992 г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г.

Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными.

Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе. Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. От платы за проживание в студенческом общежитии освобождаются льготники, которым такие жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке. В частности, это студенты из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды и т.

п. В отношении остальных студентов образовательная организация сама принимает решение об установлении платы. Прежде плата за общежитие не могла превышать 5% от размера стипендии.

Ранее родительская плата не должна была превышать 20% затрат на содержание ребенка в детсаду, а в отношении родителей, имеющих 3 детей, — 10%. Это ограничение отменяется. Но учредитель вправе не взимать такую плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей.

Минимальная сумма компенсации части родительской платы привязана к среднему размеру данной платы в государственных и муниципальных детских садах в регионе. Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, должно приниматься с учетом мнения жителей поселения.

Сохраняется право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Настоящий Федеральный закон с 1 сентября 2013 г. и , настоящего Федерального закона с 1 января 2014 г.

настоящего Федерального закона со дня официального опубликования настоящего Федерального закона Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2012 г. N 303, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598 Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г.

N 18-П настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ — учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета — без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, — если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена. Указанная правовая позиция с 1 июля 2018 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 сентября 2020 г. от 31 июля 2020 г. N 303-ФЗ Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

от 8 июня 2020 г. N 165-ФЗ Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г. от 8 июня 2020 г. N 164-ФЗ Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

от 25 мая 2020 г. N 159-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 июня 2020 г.

от 25 мая 2020 г. N 158-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 июня 2020 г. от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г. от 18 марта 2020 г. N 53-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 августа 2020 г.

от 1 марта 2020 г. N 47-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 мая 2020 г.

и 1 сентября 2020 г. от 1 марта 2020 г. N 45-ФЗ Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г. от 6 февраля 2020 г. N 9-ФЗ Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г. от 27 декабря 2020 г. N 478-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 27 декабря 2020 г.
См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 27 декабря 2020 г.

N 515-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

от 2 декабря 2020 г. N 411-ФЗ Изменения вступают в силу с 13 декабря 2020 г. от 2 декабря 2020 г. N 403-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г., за исключением и , изменений, вступающих в силу с 2 декабря 2020 г. от 1 октября 2020 г. N 328-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

от 26 июля 2020 г. N 232-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 августа 2020 г. от 17 июня 2020 г. N 140-ФЗ Изменения вступают в силу с 28 июня 2020 г.

от 1 мая 2020 г. N 85-ФЗ Изменения вступают в силу с 12 мая 2020 г. от 6 марта 2020 г. N 17-ФЗ Изменения вступают в силу с 17 марта 2020 г. от 25 декабря 2018 г. N 497-ФЗ Изменения вступают в силу с 5 января 2020 г.

от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции названных изменений) на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2020 г.

от 3 августа 2018 г. N 329-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г. от 3 августа 2018 г. N 317-ФЗ Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г. от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

от 3 июля 2018 г. N 188-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г. от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

от 27 июня 2018 г. N 162-ФЗ Изменения вступают в силу с 27 июня 2018 г. от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г. от 19 февраля 2018 г. N 25-ФЗ Изменения вступают в силу с 2 марта 2018 г.

от 29 декабря 2017 г. N 473-ФЗ Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г. от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ Изменения с 10 августа 2017 г. от 1 мая 2017 г. N 93-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 6 апреля 2015 г.

N 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ) Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 3 июля 2016 г.

N 312-ФЗ Изменения с 1 сентября 2016 г, за исключением изменений, с 1 января 2017 г. от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 313-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 306-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 290-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июня 2016 г.

N 166-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона, за исключением , с 1 января 2017 г.

от 2 июня 2016 г. N 165-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 2 марта 2016 г.

N 46-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2015 г.

N 458-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 30 декабря 2015 г.

N 452-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г. от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г. от 29 декабря 2015 г. N 389-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г.

от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ Изменения с 1 января 2016 г.

от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ) Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 14 декабря 2015 г.

N 370-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 213-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 198-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 мая 2015 г.

N 122-ФЗ Изменения с 1 июля 2016 г. от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона Действие настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

в части учета уровня инфляции при установлении Правительством Российской Федерации нормативов по каждому уровню профессионального образования и категориям обучающихся от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней со дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г.

N 500-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г. от 21 июля 2014 г. N 262-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ Изменения по истечении 90 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г.
N 256-ФЗ Изменения по истечении 90 дней после дня названного Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ Изменения с 1 января 2015 г.

от 28 июня 2014 г. N 182-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 4 июня 2014 г.

N 148-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ Изменения с 1 января 2017 г. от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 5 мая 2014 г.

N 84-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ Изменения по истечении девяноста дней после дня названного Федерального закона от 3 февраля 2014 г.

N 11-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 203-ФЗ Изменения со дня названного Федерального закона от 2 июля 2013 г.

N 170-ФЗ Изменения с 1 января 2014 г.

от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ Изменения по истечении ста восьмидесяти дней после дня названного Федерального закона от 7 мая 2013 г.

N 99-ФЗ Изменения по истечении 10 дней после дня названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 2020 г.

N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 годаОдобрен Советом Федерации 24 июля 2020 годаСтатья 1Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 18, ст. 2625; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2018, N 32, ст.

5110; 2020, N 30, ст. 4134; N 49, ст. 6962) следующие изменения:1) в статье 2:а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;»

;б) пункт 9 изложить в следующей редакции:»9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;»;в) пункт 10 изложить в следующей редакции:»10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;»;2) статью 12 дополнить частью 91 следующего содержания:»91. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.»;3) дополнить статьей 121 следующего содержания:»Статья 121.

Общие требования к организации воспитания обучающихся1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.3.

В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).»;4) часть 3 статьи 30 после слов «образовательной организации,» дополнить словами «включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,».Статья 21. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.3.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).Президент Российской Федерации В. Путин

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; 2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; 3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; 4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований; 5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности; 6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования; 7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации; 8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; 9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; 10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; 11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования; 12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности; 13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий); 14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; 15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу; 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ; 18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; 19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; 20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; 22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся; 23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 24) практика — вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью; 25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы; 26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности; 27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; 30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование; 31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; 32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения; 33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Комментируемая статья 2 Закона Об образовании России является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия.

До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали. Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его использование в рамках толкования отдельных норм и положений.

Как говорили древние:

«определите термины, — и вы избавите себя от огромного количества споров»

. В соответствии с традициями современного законотворчества, авторы определяют основные термины, применяемые в данном нормативном акте, по смыслу, отличающемуся от общепринятого. Поэтому перед нами стоит непростая задача: дать вторичное толкование терминов и разъяснить читателю, что именно имели в виду авторы, определяя смысл того или иного понятия.

Всего в статье представлено 34 понятия, не все из которых нуждаются в комментарии.

Соответственно, стоит задача не столько объяснить то, что уже объяснено, а акцентировать внимание читателя на важнейших аспектах смысла того или иного понятия.

Итак, образование (п. 1). По сути, определение восполняет пробел предшествующих 20 лет, когда вместе с идеологией из процесса образования было практически полностью исключено воспитание. Эта ошибка привела к трагическим последствиям для подрастающего поколения и не только для него. Сегодня эта ошибка исправлена и образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Второй важный компонент этого ключевого термина заключается в понимании цели обучения.

Выше уже отмечено, что обучение осуществляется не только в интересах отдельного человека, но носит публичный характер (подробнее см. ). Здесь прямо указаны потребители процесса обучения: человек, семья, общество и государство.

Также в комментируемом определении выделено содержание образования, не как получение бессистемных знаний, а совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта.

Ещё Ф. Энгельс писал: «Суха теория, — зелено древо жизни». Таким образом, для получения законченного образования мало только теоретических знаний, необходимы ещё практические навыки, на выработку которых у обучаемых и нацелено образование. Наконец, цель получения образования — формирование не просто человека, обладающего пусть и комплексом теоретических знаний и практических навыков, а комплексно подготовленной, самодостаточной личности, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности.

Далее в комментируемой статье раскрывается содержание компонентов образования в виде воспитания и обучения.

Причём воспитание (п. 2) поставлено выше образования, с выделением в личности человека элементов самоопределения и социализации, что требует, определенных пояснений. Самоопределение или самосознание предполагает, что только адекватно воспитанный применительно к потребностям данного общества человек, в состоянии правильно определить своё место в жизни, без самоуничижения и переоценки своей значимости, что одинаково негативно воспринимается обществом и самим человеком. Что касается социализации, то давно ещё отмечено: «Жить в обществе и быть вне общества нельзя».

Несмотря на бранный характер, который приобрело это понятие в нашей повседневной жизни, социализированный в точном значении слова означает «товарищеский, общественный».*(9) Таким образом, это означает вписанность в окружающую общественную среду. Это приобретает особый смысл, поскольку человек, получивший образование, невольно меняет круг общения, интересов, принадлежность к социальному классу, группе.

Поэтому очень важно в процессе воспитания привить ему навыки нового общения.

Причём, подчеркнём, что это делается опять-таки в интересах человека, семьи, общества и государства.

Возвращаясь к уточнению понятию обучения (п.

3), помимо отмеченных выше признаков этого процесса как процесса образования, необходимо отметить, что одной из задач обучения является формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Такая мотивация обусловлена постоянно меняющимися условиями жизни и ускорением процесса её эволюции. Карл Ясперс ещё в прошлом веке заметил:

«В наше время нужно очень быстро бежать, — чтобы оставаться на месте»

.

Следующий термин, получивший пояснение в комментируемой статье 2 Закона Об образовании в Российской Федерации — это уровень образования (п.

4). Под ним в смысле комментируемого Закона понимается завершённый цикл образования.

Отныне в прошлое уходят понятия «неполное или неоконченное высшее» и им подобные определения. Цикл обучения может быть только полным, подтверждённым соответствующим документом об образовании. Во всех остальных случаях признаётся только предшествующий уровень образования.

Иными словами, академическая справка, выданная ВУЗом своему бывшему студенту, позволяет только продолжить процесс получения высшего образования в другом ВУЗе, но не подтвердить уровень образования. Понятие «квалификация» (п. 5), несмотря на отсутствие в его определении обязательного требования о наличии у лица документа установленного образца, подтверждающего её уровень, по смыслу означает готовность к выполнения той или иного вида профессиональной деятельности. Термин «федеральный образовательный стандарт» (п.

6) изначально использован в и означает установлением государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определённый вид профессиональной деятельности, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации. Следующее за ним понятие «образовательный стандарт» (п. 7), означает совокупность обязательных требований к высшему образованию.

Можно спорить с авторами Закона о том, насколько оно отражает суть, но, как говорится, «о терминах не спорят, — их определяют». Отличие стандартов этого вида от предыдущего состоит в том, что его содержание утверждается комментируемым Законом или указом Президента России. Получается, что стандарт, охватывающий меньший объём знаний, умений, навыков и компетенций, имеет более высокий юридический статус.

Понятие «федеральные государственные требования» (п.

8) означают требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по ним, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.

В конце концов сама «образовательная программа» (п. 9) включает в себя комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты.

Обращаем внимание читателей, что перечень элементов учебной программы является открытым, то есть предусматривает возможность её дополнения, что превращает её в примерную программу (п.

10). Причём, необходимо отметить, что несмотря на 20-летнюю дискуссию и критику со стороны образовательного сообщества, включая членов Российской академии образования, данный пункт Закона, вслед за своим предшественником, трактует примерную образовательную программу как комплекс образовательных услуг.

На наш взгляд, такой подход противоречит смыслу Конституции России и логике развития юридических отношений. Если одна сторона, в данном случае — физическое лицо, имеет на что-то право, то другая сторона общественного отношения — государство обязано это право обеспечить.

Обеспечение этого право никак не может выглядеть в форме услуги (услужающий — прислуживающий кому-либо лакей).*(10) Тем более что выше в этой же статье говорится об обучении и воспитании (п.

1-3), осуществляемом не только в интересах отдельных лиц, но и всего общества и государства в целом.

Причём далее, в нарушение всякой логики, конфликт интересов педагогического работника (п. 33) определяется как личная его заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества в отношениях между интересами работника и обучающегося. Как будто качество обучения не зависит от размера и формы оплаты труда педагога!

Также авторы комментируемого Закона пытаются определить понятие «средства обучения и воспитания» (п. 26) путём их перечисления. Несмотря на то что перечень конкретных средств открытый, такой подход вряд ли можно признать разумным. На наш взгляд, главным в этом определении всё же является указание на то, что это

«материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности»

.

Есть в комментируемой статье 2 и ещё один спорный термин — это «инклюзивное образование» (п. 27), которое по мысли его авторов означает равнодоступное для всех обучающихся образование. В то же время, термин «инклюзивный» означает: «распространяющийся на широкий круг предметов (антоним эксклюзивный)».*(11) Такое увлечение иноязычными терминами в ущерб здравому смыслу вряд ли можно поддержать.

То же можно сказать и об адаптивной (приспособленной по первоначальному смыслу Ю.Д.) программе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+