Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Законодательство сша о терроризме

Законодательство сша о терроризме

5.2. Терроризм.

24 апреля 1996 г. в США был принят Закон о борьбе с терроризмом и применении смертной казни.

Данный закон внес ряд изменений в Свод законов США.

В частности, была ужесточена уголовная ответственность за совершение акций терроризма. В главу 113 раздела 18 Свода законов был включен новый параграф 2332b. Под

«федеральным преступлением, связанным с терроризмом»

понимается посягательство, которое, во-первых, задумано с целью оказания воздействия на действия государства посредством устрашения или принуждения либо принятия против государства мер воздействия за его действия и, во-вторых, представляет собой преступление, предусмотренное специально перечисленными параграфами.

Всего в законе было названо тридцать конкретных видов преступлений (разрушение воздушного судна или объектов воздушного сообщения; насилие в аэропортах; убийство или покушение на убийство как обычное, так и Президента и других ВИП-персон; захват заложников; уничтожение или повреждение различного имущества и др.). «Международный терроризм» определен как деятельность, которая, во-первых, включает акты насилия или акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных штатов или какого-либо штата, либо которые являлись бы уголовно наказуемым деянием, если были бы совершены в пределах юрисдикции США или какого-либо штата; во-вторых, выглядит направленной (1) на запугивание или принуждение гражданского населения; (2) на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо (3) на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения[72], убийства государственного деятеля или его похищения; и в-третьих, имеет место преимущественно вне территориальной юрисдикции Соединенных штатов или осуществляется с пересечением (распространяющемся за пределы) государственных границ.

Последнее положение — пересечение (распространение за пределы) государственных границ — поясняется следующей конкретизацией:

«в смысле используемых средств, лиц, избранных объектами запугивания или принуждения, либо места, в котором действуют или ищут себе убежище нарушители»

. К акциям терроризма, распространяющимся за пределы государственных границ США отнесены такие деяния как убийство, похищение, нанесение увечья, нападение, повлекшее за собой тяжелые телесные повреждения, или нападение с применением опасного оружия в отношении любого лица в пределах США; создание существенного риска нанесения серьезных телесных повреждений любому другому лицу путем разрушения и нанесения ущерба любому строению, транспортному средству либо другому недвижимому или личному имуществу в пределах США, а также попытки и сговор совершить такого рода деяния, если последние были рассчитаны на оказание давления или нанесение ущерба действиям правительства путем угроз и шантажа, либо путем принуждения, или рассчитаны на осуществление мер воздействия, направленного против действий правительства.

В отечественной литературе справедливо обращено внимание на такое существенное достоинство нового закона, как предвосхищение опасности попадания в руки террористов оружия массового поражения или компонентов для его создания (включая биологическое оружие) и подробная регламентация соответствующих профилактических мер[73].

Надо сказать, что данный закон в таком виде просуществовал не более пяти лет. После беспрецедентной террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. уже в конце октября был принят новый федеральный закон «Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требующими для пресечения терроризма и воспрепятствования ему», который получил более краткое неофициальное название «Акт патриота США 2001 года» (Patriot Act of 2001) или “Закон о защите отечества”.

уже в конце октября был принят новый федеральный закон

«Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требующими для пресечения терроризма и воспрепятствования ему»

, который получил более краткое неофициальное название «Акт патриота США 2001 года» (Patriot Act of 2001) или “Закон о защите отечества”. Этот законопроект был подготовлен и принят в необычайно короткие сроки: в процессе разработки и принятия закона палаты Конгресса договорились запретить вносить поправки на пленарных заседаниях. Это дало свои плоды. 24 октября он был одобрен Палатой представителей, на следующий день принят Сенатом и, опять-таки, буквально на следующий же день подписан Президентом Бушем.

Выступая на церемонии подписания нового закона, американский Президент отметил, что названный документ предоставляет правоохранительным органам дополнительные полномочия, что поможет им выявлять, разрушать планы террористов и применять против них карательные меры еще до совершения ими своих преступлений. В числе дополнительных полномочий – возможность проведения тайных обысков в домах лиц, подозреваемых в терроризме, задержание подозреваемых без предъявления обвинения до 7 суток. Это возможность отслеживать все каналы связи, которые могут использовать террористы, в том числе электронную почту, Интернет и сотовую телефонную связь.

Новое законодательство предусматривает серьезное ужесточение мер наказания в отношений террористов и их соучастников. Удлинен срок давности в отношении террористических актов[74].

В самих Соединенных штатах данный закон был воспринят неоднозначно. Граждане были удивлены появлением закона, который позволил федеральным служащим обыскивать частные квартиры в отсутствие хозяев и без уведомления последних, который разрешил секретную выдачу ордера на обыск. Согласно новому закону, чиновники могут теперь зайти в любую компанию и потребовать у руководства личные архивы служащего без его уведомления[75].

Тем не менее американские законодатели проигнорировали критику оппонентов и обвинения в ущемлении прав человека. Главным для них было обеспечить, как выразился один из законодателей, «соответствующий баланс между защитой гражданских прав и предоставлением правоохранительным органам инструментов.

необходимых для выполнения своей работы».

Вскоре уже Генеральный прокурор Джон Эшкрофт заявил о том, что

«начинается новая эпоха в борьбе Америки против терроризма»

. Поэтому он предписал всем федеральным окружным прокурорам и всем региональным управлениям ФБР приступить к немедленной реализации нового Закона[76]. Новый закон расширил границы понятия «федеральное преступление, связанное с терроризмом», включив в эту категорию ряд тяжких насильственных преступлений.

Было введено новое понятие «внутренний терроризм». Все преступления, предусмотренные ранее пар.

2332b, были также включены в число уголовно наказуемых преступлений, преследуемых по пар.

1961 раздела 18 Свода законов, известную как «Закон РИКО». Последнее обстоятельство позволило автоматически резко усилить санкции за преступления, связанные с терроризмом.

«Внутренний терроризм» определен в законе как деятельность, которая, во-первых, включает акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных штатов или какого-либо штата; во-вторых, выглядит направленной (1) на запугивание или принуждение гражданского населения; (2) на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо (3) на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и в-третьих, имеет место преимущественно в пределах территориальной юрисдикции Соединенных штатов. Перечень преступлений, связанных с терроризмом, был дополнен еще 14 параграфами. В их числе те, что предусматривают ответственность за преступления, связанные с биологическим, химическим оружием; со сговором о совершении убийства и похищении или нанесении увечий человеку за рубежом; компьютерными сетями; укрывательством террористов; нападением на экипаж воздушного судна и др.

Специалисты обратили внимание на появление в этом перечне такого нового деяния, как «биотерроризм», который означает преступное применение биологических средств и биологического оружия. Новый закон ввел еще и такое новое понятие как «кибертерроризм».

К последнему относятся

«различные квалифицированные формы хакерства и нанесения ущерба защищенным компьютерным сетям граждан, юридических лиц и государственных ведомств на совокупную сумму, равную и превышающую 5 тысяч долларов, включая ущерб, причиненный компьютерной системе, используемой государственным учреждением при организации национальной обороны или обеспечении национальной безопасности»

(ст. 814). | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

На основании служебной инструкции

Подобные решения остаются прерогативой главы государства и принимаются в исключительных случаях. Только президент страны может отдать приказ об уничтожении пассажирского авиалайнера в ситуации наподобие террористической атаки на США 11 сентября 2001 года.

Документально известно, что в тот трагический для Америки день Буш приказал сбивать любой пассажирский самолет, который угрожал бы Вашингтону.

После этого приказа в воздух моментально были подняты военные истребители для перехвата четвертого захваченного в тот день самолета, летевшего рейсом 93. Но этот лайнер разбился в Пенсильвании еще до того, как успел попасть под прицел американских военных летчиков. С тех пор в американских ВВС даже введены специальные учения, моделирующие подобные ситуации, на которых проводится отработка действий пилотов, а также, что не менее важно, анализ подлинности полученного приказа.
С тех пор в американских ВВС даже введены специальные учения, моделирующие подобные ситуации, на которых проводится отработка действий пилотов, а также, что не менее важно, анализ подлинности полученного приказа. Более того, летчики, которым при необходимости поручат такое задание, проходят специальную психологическую подготовку.

После трагических событий 11 сентября Великобритания приняла целый ряд законов по борьбе с терроризмом. В дальнейшем они постоянно дополнялись и корректировались. Так, министр внутренних дел Чарльз Кларк вообще предложил ввести в закон статью, которая предусматривала бы его ежегодный пересмотр в парламенте.

Существующее в Великобритании антитеррористическое законодательство, в отличие от старого закона о терроризме образца 1973 года, расширило определение «терроризма» как политического преступления, совершенного против людей или собственности. Документ существенно ужесточил обращение с группировками, подстрекающими к проведению акций насилия внутри страны и за ее пределами, и тем самым весьма изменил традиционный образ Англии, как страны, толерантно относящейся к диссидентам самой разной окраски. На принятии этого закона сказались, среди прочего, жалобы зарубежных правительств, обнаруживших, что многие из их противников организуют вооруженные выступления, пользуясь гостеприимством британских властей.

Речь шла, в частности, об экстремистских группировках из Саудовской Аравии, Индии, Пакистана и с Ближнего Востока. Согласно новому закону сбор средств и публичные призывы к насилию, пусть даже направленному на цели за границей, будут грозить арестом.

Закон также запрещает планирование вооруженных операций за рубежом.

Запретили британцы и восхваление терроризма, выбив тем самым почву из-под ног у всякого рода радикалов-проповедников.

Однако предложение британского правительства увеличить срок задержания полицией подозреваемых в террористической деятельности до 90 дней без предъявления обвинения не было утверждено парламентом.

Срок задержания, разрешенный законом, остался в рамках 28 дней. В рамках борьбы с терроризмом становится возможным использование в суде в качестве доказательства записей, сделанных при помощи подслушивающих устройств.

Также рассматривается вопрос о создании специального антитеррористического суда. В тех же случаях, когда воздушное судно находящееся над территорией страны попадет в руки террористов, британские власти имеют право сбить такой самолет.

Однако это положение в законе не записано и остается инструкцией для служебного пользования. Свой вариант закона о терроризме после июльских терактов в Лондоне приняла Франция.

Этот документ расширил полномочия полиции и органов юстиции. Закон предусматривает продление срока содержания под стражей подозреваемых в причастности к терроризму, наделяет полицию дополнительными полномочиями в сфере аудио- и видеонаблюдения за общественными местами. Что касается самолетов с заложниками на борту, их уничтожение согласно законодательству страны разрешено в тех случаях, когда воздушные суда пересекли границу какого-либо особо оговоренного пространства.

Что касается самолетов с заложниками на борту, их уничтожение согласно законодательству страны разрешено в тех случаях, когда воздушные суда пересекли границу какого-либо особо оговоренного пространства. В первую очередь речь идет об объектах ядерной энергетики. На Балканах борьба с терроризмом имеет ряд специфических особенностей.

Так, например, в Боснии лишь в январе этого года сформировали Единую ударную группу по борьбе с терроризмом. Причем главная задача нового органа — обеспечение взаимодействия разрозненных структур. Аналогичная ситуация и в соседней Сербии и Черногории.

Рекомендуем прочесть:  Обращение к мэру златоуста образец

Здесь считают, что в отличие от стран Западной Европы и США опасность крупных терактов не столь велика. В мире США В мире Европа Великобритания В мире Европа Франция Происшествия Терроризм Мировой терроризм Законодательство о борьбе с терроризмом и экстремизмом

Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

Законодательство Великобритании по борьбе с терроризмом Развитие уголовного законодательства по борьбе с терроризмом в Великобритании, имеющей значительный опыт в этой области, шло по двум основным направлениям. К первому направлению относилось издание уголовных законов, применяемых только на территории Северной Ирландии: Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1973 г.; законы 1975 и 1977 г.г., внесшие изменения в Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1973 г.; Закон о Северной Ирландии (молодые люди) 1974 г., предусматривавший возможность содержания в тюрьмах в ожидании суда несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет включительно, обвиняемых в совершении различного рода общеуголовных преступлений на территории Северной Ирландии; Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1978 г.

консолидировавший нормы всего предшествующего законодательства в данной области; Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г. На остальную территорию Соединенного Королевства первоначально распространялось действие других уголовных законов. Там действовал Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1974г., а затем — с аналогичным названием Законы 1976 и 1984 гг., которыми предыдущие статуты были значительно изменены и дополнены.

До принятия в 2000 г. Закона о терроризме (действует с изменениями, внесенными Законом об уголовной юстиции и полиции 2001 г.) основными законами, регламентировавшими практику привлечения к уголовной ответственности за терроризм, являлись: Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1989 г. с дополнениями; Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.; Закон об уголовной юстиции (терроризм и сговор) 1998 г. Все перечисленные акты содержали оговорки о том, что они, как это видно даже из названий, представляют собой «чрезвычайные» или «временные положения», и поэтому срок их действия обычно ограничивался периодом в 12 месяцев.

Однако министр внутренних дел Великобритании был наделен полномочием по своему усмотрению продлевать срок действия любого из этих актов (в целом или отдельных норм) на те же 12 месяцев, причем количество «продлений» не ограничивалось законом. В 1978 г. в связи с присоединением Великобритании к Европейской конвенции по борьбе с терроризмом были изданы Закон о борьбе с терроризмом и Закон о лицах, подлежащих защите в соответствии с международным правом, содержащие ряд важных положений уголовно-правового характера.

Английский законодатель в процессуальной области готов идти на ограничение отдельных гражданских прав и свобод, когда речь идет о борьбе с терроризмом.

Так, Закон о предотвращении терроризма (временные положения) 1989 г. предусматривал широкие полномочия полиции, расследующей террористическую деятельность.

Например, полицейский мог арестовать и обыскать без приказа любого человека, подозреваемого в причастности к террористической деятельности, связанной с Северной Ирландией или с другой территорией.

Значительные изменения, касающиеся допустимости доказательств при установлении членства лица в запрещенной организации, были внесены Законом об уголовной юстиции (терроризм и сговор) 1998 г., дополнившим Закон 1989 г. и Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г. Согласно этим правилам таким доказательством является устное свидетельство офицера полиции в ранге суперинтенданта и выше о том, что обвиняемый принадлежит к запрещенной организации или состоял ранее ее членом.

Согласно этим правилам таким доказательством является устное свидетельство офицера полиции в ранге суперинтенданта и выше о том, что обвиняемый принадлежит к запрещенной организации или состоял ранее ее членом.

При этом Закон все же предусматривал, что, хотя такое заявление офицера полиции считается допустимым доказательством, обвинение не может строиться только на основании такого единственного свидетельства. В 2000 г. в Великобритании был принят новый Закон о терроризме, которым прежнее законодательство было реформировано и значительно дополнено.

Закон 1989 г. был отменен, однако значительная часть его предписаний (с определенной модификацией) вошла в новый Закон. В Законе 2000 г. предусмотрено, что его основные положения впредь будут носить постоянный характер, хотя ежегодно министр внутренних дел обязан отчитываться перед парламентом о ходе его применения.

С введением нового законодательства отпала необходимость в сохранении специальных положений, касающихся Северной Ирландии.

Закон о Северной Ирландии (чрезвычайные положения) 1996 г.

также полностью прекратил свое существование. С принятием Закона 2000 г. антитеррористические меры могут применяться не только к «ирландскому терроризму», а ко всем формам терроризма — ирландскому, международному или внутреннему, что делает этот статут всеобъемлющим.

Это вытекает из того развернутого определения терроризма, которое дается в Законе.

Под ним понимается — применение серьезного насилия (или угроза его применения) против любого лица; причинение серьезного вреда (или угроза его причинения) имуществу; создание серьезного риска здоровью или безопасности общества или его части; а также серьезное вмешательство в обеспечение жизнедеятельности общества или подрыв электронных систем, если эти действия совершаются с целью повлиять на правительство, запугать общество (или его часть) по политическим, религиозным или идеологическим основаниям.
Под ним понимается — применение серьезного насилия (или угроза его применения) против любого лица; причинение серьезного вреда (или угроза его причинения) имуществу; создание серьезного риска здоровью или безопасности общества или его части; а также серьезное вмешательство в обеспечение жизнедеятельности общества или подрыв электронных систем, если эти действия совершаются с целью повлиять на правительство, запугать общество (или его часть) по политическим, религиозным или идеологическим основаниям.

Если же при осуществлении своих замыслов исполнитель использует огнестрельное оружие или взрывчатые вещества, его действия являются терроризмом, независимо от наличия цели повлиять на правительство или запугать общество.

Под действие данного закона подпадают террористические акты, совершенные не только на территории Великобритании, но и за ее пределами в отношении любых лиц и любого имущества. Другое существенное изменение коснулось списка организаций, деятельность которых запрещена на территории Великобритании: после принятия данного Закона этот список стал единым для Северной Ирландии и Великобритании и может включать также международные организации.

Закон о противодействии терроризму, преступлениях и безопасности был принят в декабре 2001 г.

после трагических событий, произошедших в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. в связи с необходимостью дальнейшего развития законодательства в тех областях жизни, которые особо нуждаются в дополнительной защите от терроризма. Закон 2001 г. наделил правительство новыми полномочиями в области: а) обеспечения возможности сбора и обмена информации, необходимой для предотвращения террористических актов, между министерствами; б) модернизации процедуры иммиграции; в) усовершенствования системы безопасности на ж/д и воздушном транспорте; д) усиления контроля за токсичными веществами, которые могут стать целью террористических актов или могут быть использованы террористами.

Терроризм и закон: как разные страны борются с экстремистами

Теракт на борту российского самолета () привел к гибели 224 человек, а атаки террористов в Париже вызвали закономерную реакцию со стороны властей: во многих странах синхронно заговорили о необходимости усиления антитеррористического законодательства – кроме России. Насколько сильна законодательная база в этой области сегодня, какими мерами разные страны борются с терроризмом и чего ждать в области законодательства после терактов?

Найти и уничтожить После терактов в Париже экс-президент Франции Николя Саркози выдвинул нестандартное предложение.

В эфире главного французского телеканала TF-1 он посоветовал надевать на радикальных исламистов специальные электронные браслеты – чтобы контролировать потенциальных преступников и избежать новых терактов. Следует ли «окольцевать» все 11,5 тысячи человек, которые значатся в списке представляющих угрозу безопасности страны, теракты в которой приобрели пугающую регулярность, Саркози не уточнил. Что делать с теми, кто теракт уже совершил, подсказал накануне российский президент Владимир Путин.

Он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии, без какого-либо срока давности, и найденных уничтожить – во всяком случае, так слова главы государства его пресс-секретарь Дмитрий Песков. И у России, и у Франции, которые были практически синхронно атакованы террористами, существуют и устоявшиеся правовые способы решения связанных с терроризмом вопросов.

Какими законодательными методами страны пытаются бороться с терроризмом, насколько быстро можно дойти до тотального контроля за всеми врагами народа и какими будут правовые последствия терактов в России и Европе?

Россия: в авангарде антитеррористического законотворчества

«Законодательное обеспечение противодействия терроризму в России достаточно и не требует дополнительных решений со стороны парламента»

– об этом заявил на этой неделе Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам, по итогам совместного заседания своего и оборонного комитетов. В противовес ему сегодня в Госдуме подготовили пакет поправок, ужесточающие статьи УК о террористах, их пособниках и приверженцах.

Такие преступления депутаты предлагают перевести в категорию тяжких.

Наказание за них составит от пяти лет тюрьмы. За последние два десятилетия в России сформировался значительный пакет антитеррористических законов. Практически каждый очередной законопроект был следствием теракта.

Федеральный закон появился в России в 1998 году.

Именно в нем были однозначно сформулированы сами понятия террористической деятельности и теракта, а также основы борьбы с терроризмом и координация действия органов власти. В 2001 году взялись и за финансовую сторону вопроса: 7 августа был подписан Федеральный закон . А еще через год власти занялись похоронами террористов: 1 ноября 2002 года в закон добавили указание о тайне их захоронения.

Новый закон появился после одного из крупнейших российских терактов – захвата школы в Беслане 1 сентября 2004 года.

Жертвами теракта тогда стали 335 человека, ранения получили еще 700 человек.

Закон от 6 марта 2006 года и сопровождающий его указ назначили ответственных за борьбу с терроризмом: основным «борцом» на федеральном уровне ожидаемо стала Федеральная служба безопасности. Также в стране появился Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Позже появились и разъяснения по поводу рассмотрения террористических дел в судах. Подписанный 30 декабря 2008 года закон разъяснял, что уголовные дела о преступлениях по ст.

205 УК РФ (террористический акт), ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), которые до этого рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, отныне передавались в ведение коллегий из трех судей федерального СОЮ. В октябре 2009 года Россия обзавелась и собственной , а в 2012 году в свет вышел указ

«О порядке установления уровней террористической опасности…»

, вводящий систему предупреждения о вероятности теракта.

2 ноября 2013 года Владимир Путин подписал Федеральный закон . Он существенно ужесточил антитеррористическое законодательство, предусматривал новые наказания за террористическую деятельность: по его положениям возмещать вред после теракта, в том числе и моральный, должны родственники и близкие террористов

«при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества»

.

Эксперты раскритиковали закон из-за его несоответствия международным юридическим принципам, таким как, например, презумпция невиновности, и замещения его принципом коллективной ответственности, а также возможностей для злоупотреблений со стороны правоохранителей. Последние существенные дополнения в антитеррористическое законодательство появились в 2014 году – после серии терактов в Волгограде, в результате которых погибли 34 и получили ранения более 70 человек.

Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие «террористический акт».

Наказание за совершение теракта и его финансирование увеличили до 15–20 лет тюрьмы. Кроме того, теперь платежи на сумму более 15 тыс. руб. должны были проходить обязательную идентификацию.

Тогда же появился и небезызвестный . Согласно закону, информация о пользователях и их активности в Сети должна храниться минимум полгода, и для ее получения правоохранительным органам не требуется разрешение суда. В ноябре 2014 года были также усилены меры противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств.

Рекомендуем прочесть:  Кому подтвержать вид деят

За их изготовление грозит теперь до 12 лет тюрьмы и штраф до 500 тыс.

руб. Зимой 2014 года появился и еще один закон, запрещающий руководителям организаций, признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы управления других юрлиц в течение 10 лет. О богатой судебной практике по террористическим статьям говорить не приходится:

«В реальности спецслужбы практически не доводят дела о терроризме до суда, существует целая практика «

уничтожения» подозреваемых на месте и объяснения их преступлений постфактум, когда нам остается только верить силовикам на слово», – Игорь Трунов, председатель президиума коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры».

Последние изменения в российском антитеррористическом законодательстве порадовали далеко не всех: в СМИ заговорили о полицейском государстве и истерии на почве борьбы с терроризмом.

Однако сегодня после крушения в результате теракта самолета с российскими туристами дискуссии подобной тональности едва ли будут поддержаны. Кстати, в самом Египте, откуда и отправлялся самолет, в этом году вступил в силу новый антитеррористический закон. Он предполагает наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения для тех, кого суд – проводимый по ускоренной схеме – признает виновными в организации и руководстве террористической группировкой.

Участие в террористической деятельности карается лишением свободы на 10 лет. Журналистам, рассказывающим о нападениях боевиков не с официальной точки зрения, грозит штраф как минимум на 25 тыс.

египетских фунтов. Впрочем, как показала практика, действиями закона едва ли можно напугать террористов-смертников.

Франция: строгость не сработала Парижские теракты заставили президента заговорить и о расширении полномочий государства при применении чрезвычайных мер, в том числе ареста и обысков. До сих пор полномочия эти были довольно ограниченны, а режим чрезвычайного положения мог быть введен по закону от 1955 года не более чем на 12 дней.

Предполагает режим ЧП и дополнительные полномочия представителей власти: они получают право перекрывать пешеходное и автомобильное движение, закрывать мероприятия и собрания, проводить задержания и обыски и контролировать работу СМИ. Чтобы продлить режим ЧП, депутатам пришлось пересмотреть закон: решение о продлении режима чрезвычайного положения на три месяца было принято 19 ноября Национальным собранием Франции.

Интересно, что недостатком антитеррористических законов Франция не страдает.

Первый из них, существенно ограничивающий свободу прессы, был принят еще в XIX веке, во времена Третьей республики, и должен был помочь борьбе с анархистами. Сегодня магистраты из антитеррористического подразделения Минюста имеют право задержания подозреваемых в «сговоре с террористическими целями» при наличии улик, позволяющих предположить такой сговор.

С 1986 года – закон

«О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность»

французские юристы считают основным в широкомасштабном наступлении на терроризм – французское законодательство, контролирующее борьбу с терроризмом, было серьезно ужесточено. Сегодня, когда, согласно данным Европола (полицейской службы ЕС), Франция первое место в Европе по числу приверженцев радикального ислама, подобная политика актуальна, как никогда. Ранее же свет увидели целых 14 законов, принятых, как и в России, на злобу дня.

Первым толчком к репрессивным мерам стала серия взрывов в парижском метро в 1995 году, устроенная членами Вооруженной исламской группы (восемь человек погибли, около 200 пострадали). Закон от 22 июля 1996 года ввел в юридический арсенал понятие «преступного сообщества, связанного с терроризмом», а власти получили право применять упреждающие меры, в частности лишать гражданства.

Николя Саркози, который во времена лондонских терактов летом 2005 года, когда террористы-смертники взорвали метро с автобусом и убили 52 человека, а ранили около 700, возглавлял МВД Франции, продолжил развивать антитеррористическое законодательство, в рамках очередного законопроекта обязав операторов телефонной связи и провайдеров сохранять данные в течение года, а также облегчив условия установления видеонаблюдения. Увеличивал срок временного задержания подозреваемых в терроризме с четырех до шести суток закон от 2006 года.

Он же разрешал открывать огонь по автомобилям, которые не останавливаются по требованию полицейского кордона. Дальнейшие ужесточения последовали в 2008 году: тогда в антитеррористический арсенал добавляются меры по контролю на международных железнодорожных линиях.

Французские полицейские получили право проверять документы у пассажиров не только на национальной территории, но и на территории других государств в 20-километровой зоне от национальных границ. Однако новым этапом французского антитеррористического законодательства стал закон от 4 ноября 2014 года «О борьбе с терроризмом».

Он ввел запрет кандидатам в джихадисты, которые отправляются в Сирию или Ирак, покидать территорию Франции. Также он допускает возможность внесудебной блокировки исламистских веб-сайтов. В целом во французском УК терроризму посвящен целый раздел, содержащий определения в том числе и экологического терроризма и распространяющийся не только на физических, но и на юридических лиц: их ответственность возникает в случае пособничества террористам названием, репутацией или деньгами.

Великобритания и Германия: превентивные меры Изначально антитеррористическое законодательство Великобритании создавалось как временное и чрезвычайное – даже законы действовали в течение всего 12 месяцев, хотя по воле премьера продлевать их действие на такой же срок можно было неограниченное число раз.

Применялись они главным образом к ирландскому терроризму.

Сегодня же нормы приобрели постоянный характер и универсальность: закон 2000 года, первый постоянно действующий акт, ставший реакцией на теракты в США 11 сентября, распространил его действие на международный и внутренний терроризм. С тех пор террористическое законодательство изменялось несколько раз, пройдя путь от чрезмерного, по мнению британцев, ужесточения к сглаживанию перегибов.

Последние поправки в него, спровоцировавшие жесткую дискуссию из-за существенного расширения полномочий силовых ведомств, были приняты в Великобритании в текущем году: в силу вступил Закон о безопасности и противодействию терроризму (Counter-Terrorism and Security Act 2015).

Закон дает представителям власти право временно изымать документы, если лицо подозревается в намерении покинуть страну для ведения террористической деятельности, или же запретить въезд в страну на два года.

Также раширены возможности Минюста по получению доступа к интернет-данным пользователей и введению в действие схемы, по которой авиаперевозчикам могут запретить брать на борт как конкретных британских граждан, так и граждан определенной национальности. Займутся в Великобритании и профилактикой терроризма: местные власти, тюрьмы, больницы и школы обязаны вести профилактическую работу для недопущения экстремистской деятельности.

На немецкое законодательство, объемно определяющее ответственность за преступления террористического характера, тоже повлияли события 11 сентября 2001 г.

в США – после них Бундестаг принял Закон от 10 декабря 2001 г. «О финансировании борьбы с терроризмом».

Финансировать антитеррористическую деятельность закон предлагал из средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога.

Действие закона, который многие считали «ужасом для прав человека», тем не менее продлили: благодаря его положениям удалось предотвратить не один теракт в Германии, сочли в правительстве. Закон позволял госструктурам получать информацию о подозреваемых в терроризме – от банковских данных до активности в интернете и даже отслеживать местоположение их мобильных телефонов.

Эти данные могут храниться до 15 лет.

Хотя за 10 лет действия закона в полной мере этими возможностями воспользовались лишь 80 раз, меры оказались эффективны, заверили в германском министерстве внутренних дел. Израиль: богатый опыт Израиль представлял собой объект для террористических атак уже с момента основания. Сообщения о терактах оттуда воспринимаются скорее как правило, а не исключение, а доказательством эффективности антитеррористической политики является само существование Израиля.

В 1948 г. Временный государственный совет Израиля издал Указ «О предотвращении терроризма». В 70-х годах XX века в стране появились специальные антитеррористические подразделения: одно – в составе полиции, второе – в составе спецназа Генерального штаба Армии обороны Израиля, третье – в составе спецназа ВМС страны.

В 1985 г. была создана еще и школа антитеррористической борьбы, централизовавшей подготовку специалистов по противодействию террористической деятельности. Действия спецслужб по предотвращению терактов, как правило, характеризуются жесткими контрударами и предупреждающими операциями на фоне практически полного отсутствия ограничений в полномочиях. Законодательно терроризм в Израиле стараются уничтожить на начальных этапах его формирования: так, поддержкой террористов считается выражение одобрения насильственным действиям и демонстрация солидарности с террористами в любой форме.

Бороться с терроризмом пытаются и через контроль за оружием: тем, кто хочет вынести нож за пределы дома и двора, придется объясняться с сотрудниками полиции, причем неудачное объяснение может закончиться 5-летним тюремным сроком.

Наказание последует и за попытку посеять панику среди населения.

США: нулевая толерантность Антикоррупционное законодательство США, сформированное в его сегодняшнем виде после терактов 11 сентября, остается одним из самых жестких в мире. Структурно оно объединяет федеральные акты и законы, действующие на уровне штатов. Основным законом остается Акт о патриотизме 2001 года, дававший спецслужбам карт-бланш практически на любые действия, которые могли бы помочь в предотвращении терактов.

Он был направлен в значительной степени на регулирование деятельности спецслужб по выявлению групп террористов через отслеживание их активности в интернете – в том числе проверку электронной почты подозреваемых в причастности к террористической деятельности.

При этом появилась возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств вести розыск подозреваемых без судебного ордера, а только лишь с санкции прокуратуры, что нередко вызывало критику правозащитников. Изначально его приняли на четыре года, но потом действие закона продлили еще на 10 лет, превратив 14 из 16 его статей в постоянные.

Сроки для временных положений истекли 1 июня этого года – но ненадолго.

Уже на следующий день был принят закон, продлевающий аннулированные положения до 2020 года.

За бортом остались лишь возможности телефонной прослушки для АНБ: сохранять необходимые данные теперь будут телекоммуникационные компании, которые будут предоставлять информацию по решению суда.

Когда в стране ЧП В ночь на 1 июня 2012 года в Египте официально отменили режим чрезвычайного положения, введенный после убийства президента Анвара Садата в 1981 году. Просуществовал он рекордный срок – более трех десятилетий, а число политзаключенных за это время составило по ряду оценок около 30 000. При этом законы, действовавшие в условиях режима ЧП, – например, возможность проводить процессы в отношении гражданских лиц в военных трибуналах – действуют по сей день.

Существенно ограничивающий права человека режим довольно часто вводится вследствие терактов: в США он продлевался до 2013 года, сколько раз режим ЧП продлят во Франции, непонятно, как неясно и то, последуют ли другие страны Европы примеру соседа, – на сегодня о вероятности введения ЧП заявляла Бельгия.

Тем не менее уже сегодня можно предположить, что ужесточение законодательства произойдет и будет носить скорее перманентный, чем временный характер. Одним из главных правовых последствий терактов в Европе может стать выработка единой стратегии действий по борьбе с терроризмом как минимум в рамках ЕС. До тех пор, пока единства в этом вопросе нет, о сколько-нибудь системной борьбе с этим явлением говорить сложно: те, кто участвовал в терактах в Париже, могут просто отсидеться и спланировать новые действия на территории Бельгии, абсолютному лидеру по числу на тысячу жителей радикальных мусульман, воевавших в Сирии и Ираке на стороне ИГ.

В эту страну, по мнению представителей власти этой страны, ведут следы террористов. Едва ли стоит исключать и наращивания роли силовых ведомств.

В пользу такого варианта развития событий говорят и последние заявления французского президента об увеличении численности полиции, и бельгийские попытки справиться с радикализмом, и заявления европейских политиков о необходимости создания в ЕС армии.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+